Осенью 1892 года Самаркандская областная администрация приняла решение о создании специальной комиссия для всестороннего изучения быта и экономических условий жителей 15 волостей, прилегающих к областному центру. Для выполнения этой весьма сложной задачи в упомянутую комиссию было включено 30 опытных землемеров и других специалистов областного правления. Их деятельность началась 22 сентября 1892 и продолжалась два последовавших года. За этот временной отрезок чиновниками областного правления были обследованы практически все волости Самаркандского уезда, изучены географические, топографические и климатические условия, их административное устройство, ирригационное и судебное управления.
Объемистый отчет комиссии, заслуживший высокую оценку генерал-губернатора, носил поистине энциклопедический характер и стал образцом для подражания в других регионах Туркестанского края.
Оставляя в стороне экономические стороны произведенной работы, сосредоточим свое внимание на некоторых бытовых реалиях жизни узбекского народа конца XIX столетия. И хотя с той поры прошло более столетия, многие из них остались неизменными.
«Обычную верхнюю одежду узбеков – мужчин и женщин, — было сказано в отчете, — составляют халаты с длинными рукавами из бумажных местных тканей, ситцевых и тиковых, реже полушелковых (адрас). Зимние халаты отличаются от летних большею ватною подбойкою. В холодное и сырое время мужчины носят халаты (чекмень) из местного грубого сукна, только немногие имеют меховые недорогие халаты.
Мужчины носят обыкновенно один-два халата, женщины надевают халат только выходя со двора. Нижнее платье – длинная рубаха халатного покроя и широкие шаровары из грубой бумажной местной ткани (маты) составляют принадлежность обоих полов».
Узбекские мужчины традиционно носят тюбетейки и белую чалму, кисейную или из разных других бумажных и шерстяных легких материй. Зимой обувают ноги в сапоги из белой кожи или мягкие козловые ичиги с калошами. Причем сапоги, подмечают российские чиновники, надеваются узбеками на босы ноги. Поясницу обворачивают ситцевым поясом (бильбок). Женщины же покрывают голову ситцевым или кисейным платком (румол, дурия). Зимой они носят ичиги с калошами, а летом одни калоши на босу ногу. По существующим здесь обычаям мужчинам и женщинам полагается по две смены верхнего и нижнего платья в год. И только зажиточные люди имеют сверх этого еще одну-две лишние пары. В этом случае у женщин встречаются шелковые или полушелковые халаты и рубахи.
Довольно подробно и со знанием дела описано в отчете и питание местного населения. Оно довольно скромно и неприхотливо. В основе пищи узбека перечислены два десятка блюд, преимущественно каши. Каждому из них российские чиновники дают краткую характеристику. Так, например, шир-шуля представляет собой суп из риса, вроде кашицы, сваренный на воде и приправленный свежим или кислым молоком. Машава – пресная каша из риса и маша, приготовленная на воде. В зажиточных семьях в нее добавляют либо баранину, либо баранье сало. Куча (или гуджа) – каша из джугары, иногда разбавляемая кислым молоком. Довольно популярна у узбеков ярма – жидкая или густая каша из ободранной пшеницы на воде. Иногда к ней прибавляют кислое молоко, лук, морковь и репу.
Главным блюдом узбеков является плов. Это тоже своеобразная каша на бараньем сале или зыгирном масле с прибавлением небольшого количества какого-нибудь мяса (бараньего, козлиного, лошадиного или говядины). Зыгирное масло представляет собой смесь из семян льна, кунжута, хлопчатника, арбуза или дыни. Шир-бринч – молочная каша, употребляемая с коровьим маслом. Маш-кичири – густая каша из маша с примесью риса, сваренная на воде. Блюдо под названием сук – каша из проса на кислом молоке, разбавленном водой. Шала – густая каша из риса с примесью небольшого количества баранины и сала. В бедных семьях заменяет плов.
Из жидких блюд описаны крутаба, шурпа, пиява, умач, кара-шурпа, шир-чай, кара-чай, айран и катык.
Жизненные и хозяйственные потребности населения слагаются, в основном, из трат на продовольствие и одежду. Выделим из них главнейшие.
По наблюдениям членов комиссии занимающийся физическим трудом узбек в течение дня потребляет в девятимесячный рабочий период по четыре лепешки и по три – в остальные месяцы. Женщине же в течение всего года требуется по две лепешки в день, а малолетним детям по одной.
Для приготовления горячей пищи человеку требуется запас крупы, мяса и жиров, соли, чая. Кроме того, средства расходуются на виноград и бахчевые культуры, на табак и одежду. Узбеки – мужчины и женщины – широко употребляют молотый зеленый табак с примесью растительного масла и золы (насвай). Смесь эту закладывают щепоткой под язык…
Взрослый мужчина снашивает в год две смены белья по одному рублю пара. Сапог с калошами достаточно одной пары (цена 3 рубля 60 копеек), два халата по 2 рубля каждый. Одной чалмы ценою 2 рубля хватает на два года. Пояс ценой 1 рубль 50 копеек тоже хватает на два года. На два года хватает и одной тюбетейки ценой 40 копеек. Таким образом, вся мужская одежда обходится узбеку в 11 рублей 30 копеек в год.
Взрослая женщина потребляет в год две смены белья ценой 2 рубля каждая, ичиги с калошами – 2 рубля 40 копеек, два халата по 2 рубля каждый, головной платок – 45 копеек. Итого: женщина тратит на одежду 8 рублей 85 копеек в год. А потребность в одежде малолетнего обходится в половину стоимости одежды женщины, то есть 4 рубля 43 копейки.
Постельные принадлежности – одеяла и ватные подушки, а также кумганы, чайники, глиняная посуда и прочие хозяйственные мелочи (при отсутствии всякой мебели) обходятся недорого: 6 рублей 92 копейки в год.
Резюмируя вышеизложенное можно утверждать, по мнению чиновников, что благосостояние жителей находится в удовлетворительном положении, позволяющем им выполнять все жизненные и общественные потребности свои, уплачивать казенные денежные повинности и, сверх того, из оставшихся у них средств удовлетворять прочие свои потребности – религиозные требы, школьное образование детей, лечение болезней, приготовление калыма или приданого и прочее.
Примечательно, что составленный чиновниками областного правления Самаркандской области отчет завершается характеристикой узбекского народа. Говоря о многочисленных проблемах прошлого, пережитых населением Средней Азии, «узбекская народность, — свидетельствуют авторы отчета, — сохранила в себе немало таких высоких качеств, которым могли бы позавидовать и более культурные народности».
Жизнь земледельца в жаркой, искусственно орошаемой местности, представляет собой исключительно сложные для бытия условия, и человек, чтобы надежно обеспечить себе существование, должен был день за днем, в течение многих поколений, отвоевывать каждый клочок земли, представляющий ныне культурное поле. Искусственное орошение полей, обеспечивающее плодородие земли, требовало от земледельца продолжительного и тяжелого труда. Такой труд, веками усвоенный, выработал в узбеке замечательную выносливость и умение пользоваться рационально силами природы не только единолично, но и коллективно.
Сооружение грандиозных ирригационных каналов и оживление больших пространств некогда мертвой земли вынесено на плечах узбека. Он же додумался ввести в свое малоземельное хозяйство многопольную систему, поддерживающую, в течение многих веков, плодородие возделываемой земли.
Производя общими силами ирригационные работы, узбекский народ развил в себе в высокой степени долг взаимопомощи, поддерживающий существование в среде населения многих обездоленных людей и сирот.
«Если же добавить к сказанному отсутствие в среде узбекского населения нищих, бросивших труд и живущих паразитами на народном теле; умеренность в жизненных потребностях; бережливость; патриархальную, прочно воспитанную дисциплину, дающую узбеку силу в выполнении крупных общественных работ, и, наконец, широко развитое чувство гостеприимства, позволяющее путешественнику находить себе в каждом узбекском доме приют и пищу, — то узбекская народность не только приобретает полное право на уважение к себе, представляя много прекрасных, поучительных сторон, но и заслуживает особенного внимания»…
Р. НАЗАРЬЯН