Официально считается, что свое начало трасса «Таврида» берет в районе Керчи, где построен автоподход, соединяющий Крымский мост и дорогу. Здесь начинается 1 этап строительства трассы, а заканчивается 7 этапом в Севастополе.
Для меня же трасса началась в Севастополе, поскольку оттуда и начинал свой путь в сторону моста. Отсюда, трасса «Таврида» проходит через Симферополь, Белогорск, Феодосию и упирается в Крымский мост. Естественно, добравшись до моста, было бы логичным и проехаться по нему,тем более, это значилось в целях моих летних вакансий.
Подъезжая к Керчи, появляется ощущение чего-то нового и необычного. Затем быстро понимаешь, что этим является новый и грандиозный автомобильный подход к мосту, который резко выделяется на фоне других дорог немолодого уже города.
Автоподход хоть и является частью трассы, но представляет собой самостоятельный объект, это один из ключевых элементов создаваемой транспортной системы полуострова.
Технические характеристики его примерно такие же как у трассы «Таврида», четырехполосное исполнение, но протяженность куда скромнее, всего лишь 8,6 км да и количество сооружений на нем гораздо меньше — три путепровода и одна транспортная развязка. Но об экологии здесь не забыли, на автоподходе сооружено 5 очистных сооружений, а на самой трассе аж 108.
Идея соединить полуостров с материком родилась не сегодня и не вчера. Попытки делались еще с древних времен, более активно этим занимались в советское время, но полностью реализовать эту идею удалось только сегодня.
После пробок у Феодосии, здесь вздыхаешь свободней. Никаких заторов, машина идет без задержки и слышен только шелест шин по идеально гладкому покрытию. Внимание только привлекает прозрачные экраны. Оказывается — это со стороны жилых массивов города, автоподход оборудован шумозащитными экранами. Позаботились о жителях, однако.
Дорога плавно переходит в непосредственно мост, никаких стыков, нет ощущения, что въезжаешь на сооружение над морем. Разве что об этом напоминают защитные экраны на берегу перед мостом с обеих сторон.
Но, прежде чем говорить о том, как выглядит Крымский мост сегодня, хочу показать свои фотографии моста, сделанные два года назад, также в августе, но 2016 года. Тогда было много скептиков, что мост это миф, его построить невозможно, однако и тогда было видно как он строился. Всерьез и надолго.
Так Крымский мост выглядит спустя два года. Сегодня мост соединяет Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу. На самом мосту экраны установлены только со стороны строящегося железнодорожного моста. Сама дорога на всем протяжении снабжена отбойниками и хорошо освещена.
Подъем к самой высокой точке моста проходит незаметно и, только оказавшись под аркой, осознаешь, что именно здесь находится судоходная часть этого грандиозного сооружения.
На мосту останавливаться нельзя, машины «проскакивают» его без задержек. О состоянии дороги и скоростном режиме подсказывают информационные табло. И чайки. Поток автомобилей, работы на железнодорожном мосту их не отпугивают. Мост им, кажется, пришелся по душе. Проезжая мост, их часто можно увидеть, удобно устроившихся на арке, мачтах освещения или отбойниках.
Мост протяженностью в 19 километров пролетаешь быстро и незаметно, за каких-то 10-12 минут и оказываешься в Краснодарском крае о чем говорят дорожные знаки. Здесь тоже сооружен автоподход, аналогичный построенному в Керчи. И также в начале моста установлены защитные экраны.
Уже позже узнал, что мост состоит из длинных эстакад. Длина пролётов колеблется от 55 до 63 метров. Судоходные пролёты проходят по аркам автодорожного и железнодорожного мостов длиной 227 метров и высотой 45 метров с подмостовым судоходным габаритом высотой 35 и шириной 185 метров.
Монтажные работы еще не завершены, быстрыми темпами идет сооружение железнодорожного моста. Открыто движение для легкового и автобусного транспорта, но 1 октября обещают открыть движение и для грузового автотранспорта.
А пока паромы доставляют грузы с материка и наоборот.
Любопытно было увидеть проход судов под мостом, но с моста этой картины не увидишь. Удобную точку нашел с Керченской стороны моста, где была видна вся панорама переправы. Практически с той же точки, как и два года назад. Где-то вдалеке, примерно на расстоянии 10-15 километров были видны силуэты судов, ожидающих своей очереди прохода. Между ними курсируют катера лоцманов и пограничников. Вдоль моста непрерывно снуют катера дежурных спасателей. Суда подходят к специальным буям, своего рода «воротам» и по прямой линии проходят под мостом. Операция ответственная, нужно строго выдерживать курс, чтобы не дай бог, залететь на опоры моста. Зрелище завораживающее.
Пропускная способность моста — 40 000 автомашин в сутки, а в день моего приезда в Крым 12 августа был установлен суточный рекорд трафика 33 359 автомобилей (в том числе около 18 тысяч по направлению в Крым). Это говорит о том, что мост обеспечил возможность комфортного перемещения для всего автотранспорта, направляющегося через Керченский пролив в Крым и обратно на материк.
Бесспорно, и здесь не может быть другого мнения, мост станет стимулирующим фактором увеличения туристического потока. А открытие движения грузового автотранспорта и запуск в 2019 году железной дороги, дадут дополнительный импульс в развитии экономики полуострова. Ну, а если охарактеризовать мост одним словом, то скажу просто — это чудо инженерной мысли!
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора