В августе текущего года группа Всемирного банка и Государственный комитет по инвестициям Узбекистана подписали соглашение, направленное на всестороннее консультирование властей по вопросам модернизации национального сектора гражданской авиации. Впервые в истории двустороннего сотрудничества между Всемирным банком и правительством Узбекистана было заключено Соглашение о предоставлении консультационных услуг на возмездной основе, отмечено в пресс-релизе Всемирного банка.
В нем говорится, что в рамках программ консультационных услуг на возмездной основе банк работает со странами по их запросу, предоставляя правительствам техническое содействие, аналитические услуги и поддержку в реализации мероприятий.
Всемирный банк сформулирует рекомендации для выработки государственной политики в секторе управления гражданской авиации и улучшения ряда аспектов ее функционирования, включая институциональную, финансовую и организационную структуры. Рекомендации также затронут вопросы привлечения частного сектора в развитие инфраструктуры аэропортов Узбекистана и их управление.
Ограниченная пропускная способность и высокие затраты на стоимость инфраструктуры аэропортов делают рейсы в Узбекистан и обратно очень дорогостоящими для пассажиров. Эти факторы препятствуют появлению иностранных авиаперевозчиков на местном рынке. С 2010 г. сектор воздушного транспорта Узбекистана ежегодно рос всего лишь на 2%. Этот показатель является самым низким в регионе по сравнению с соседними странами. Для сравнения, сектор воздушного транспорта в Казахстане ежегодно увеличивался на 10%. В Узбекистане осуществляют деятельность 15 международных авиаперевозчиков. Однако, НАК обслуживает 75% всего пассажирского потока в стране.
Для извлечения выгоды из своего стратегического расположения в сердце Центральной Азии, Узбекистану необходимо значительно усовершенствовать транспортную взаимосвязанность с соседними странами и другими регионами мира. Высокие транспортные расходы и удаленность от главных экономических центров мира ограничили возможности Узбекистана в реализации своего крупного сельскохозяйственного потенциала, а также ограничивают экспорт его продукции на крупные рынки Европы и Китая.
Несмотря на размеры территории страны и привлекательность ее исторического культурного наследия сектор туризма все еще не функционирует на достаточную мощность. Это также связанно с отсутствием эффективной системы авиасообщений, способной обеспечить удобную и приемлемую по цене перевозку иностранных туристов. Так, в 2017 г. в Узбекистан посредством воздушного транспорта прибыло около 2,8 миллиона посетителей. Для сравнения, Грузия с населением в 3,5 миллиона человек, что почти в 9 раз меньше числа проживающих в Узбекистане, в год принимает по воздуху такое же количество посетителей.
«Сектор гражданской авиации является одним из приоритетных направлений для правительства Узбекистана, учитывая его значимую роль в стимулировании экономического роста и раскрытии туристического потенциала страны. С отменой визового режима для большого числа государств ожидается рост туристической индустрии. Страна также устраняет барьеры для международной торговли. Однако, в настоящее время нынешний объем воздушных перевозок не отвечает растущему спросу из-за отсутствия конкурентной среды в секторе гражданской авиации», — отметил Хидеки Мори, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане. «Первое в своем роде Соглашение о предоставлении консультационных услуг на возмездной основе между ГВБ и Правительством Узбекистана свидетельствуют о твердом намерении руководства страны привести управление сектором гражданской авиации в соответствие с международными стандартами».
В. НОВИКОВ