Финальная часть при переходе границы в Черняевке из Казахстана в Узбекистан – это досмотр на узбекской таможне личного багажа. У меня с собой рюкзачок и сумка. «Откройте». «Ой, но там понапихано. Что будем искать?»
От чемодана на колесиках я отказалась во время мартовского перехода границы. Потому и «понапихано» в рюкзак. Пересекать узбекско-казахскую границу мне приходится регулярно. После развала большой страны семья живет в двух соседних государствах. Раньше говорили — в двух братских республиках. И сейчас братских, если говорить о простых людях. Увы, на границе все мы, простые люди, становимся «быдлом».
В марте меня угораздило попасть в ливень. Заминка случилась на казахской стороне. Перед входом толпу с узбекской стороны удерживали хоть и под крышей, но протекающей. Под ногами вода и сверху капает за шиворот. Не стану дальше описывать. В конце концов, на казахской стороне обычно проблем меньше. Попав в помещение, где проходишь пограничный контроль, а дальше — таможенный, уже никаких заминок.
В мае пересекла «пулей» оба пропускных пункта – Гишт-Куприк и Жыбек-Жолы. И потому в августе бдительность почти потеряна. И все же со мной рюкзак. Который раз упоминаю его, потому что с чемоданом и иным багажом прорваться туда и обратно чрезвычайно тяжело.
Семнадцатое августа. Маршрут: Ташкент-Черняевка-Чимкент, и дальше на поезде. Билет на поезд имеется. При подходе к границе в Черняевке возникает беспокойство, что опять что-то не так. Краем уха улавливаю разговор встречных, куда им ехать — в Майский или Капланбек. Там тоже пропускные пункты. «А здесь граница открыта?» — «Закрыта».
Просчитывать варианты, куда метнуться, некогда. В отъезжающем набитом людьми автобусе открыта дверь. «Куда?» — «В Майский». Оба варианты мне известны. Ожидаемо, что и там, и там будут пробки при переходе. Где-то минут через сорок пути паренек-водитель засомневался, по той ли дороге едем. Консилиум среди пассажиров не помог. Остановились, спросили. О, радость, не ошибся. Поскольку всю дорогу я болталась у входной двери, то у границы выпрыгнула первой. За мной бежали остальные. Но мы первыми на пропускном пункте не были. Пробку образовали те, кто приехал раньше.
Меня, конечно, осуждали, когда продиралась между чьими-то спинами, сумками, чемоданами и колючей проволокой. «Билет на поезд!» — размахивала листком. К калитке ведет железный коридор, туда не пробиться. Служивый сказал: «Вернитесь на дорогу, пропущу через ворота для автотранспорта. Возвращаться далеко, углядела дырку в ограде и пролезла, взрослая тетя, через нее. На казахской стороне была такая же давка. Толкались, кричали…
И вот возвращение. При переходе туда поговаривали, что на казахской границе в Черняевке компьютерная система дала сбой, оттого и закрыли переход. На обратном пути есть почти твердая уверенность, что все системы сработают отлично.
На казахской стороне, и в самом деле, отлично. Пограничник ставит печать в паспорт, дальше — таможня. Без задержек весь багаж проползает по ленте через электронный контроль. С потоком справляется один аппарат.
На узбекской границе пограничники работают так же слаженно. Кажется, можно расслабиться. Но что за толпа впереди? Не пускают на таможню.
Знакомая история с «калиткой». Народ прибывает, а его пускают порциями. По эту сторону еще не кричат, а с той стороны раздаются вопли, крики, плач. Сколько уже людей скопилось – сто, больше? Когда же мы прорвемся в толчее? Чьи-то дети оторваны от родителей. «К стенке прижмись!». Точно, так легче продвигаться. Под ногами мешаются чьи-то чемоданы, мешки, сумки. Мы продвигаемся, как сирийские беженцы, рвущиеся в Европу. В голове мысль, как не споткнуться и не упасть.
За «калиткой» толпа еще больше. Здесь таможенники поставили металлическое ограждение. Надо сделать петлю вокруг него, чтобы дойти до проверки багажа. Петля в несколько метров. Кто пошустрее, залезают на ограждение и перемахивают поближе к выходу. У кого объемный багаж, тот краснеет, потеет, кричит. Все проклинают девушку с парнем, багаж которых на металлической тележке, а от нее синяки и затор. Наконец, они добрались до поворота петли и приняли разумное решение: поднять эту чертову тележку на руки и опустить ее на свободное пространство за ограждением. Подбежал таможенник и стал ругаться.
Мне с рюкзаком легче и я, наконец, из этого бедлама вырвалась. Что вижу? Четыре работающих аппарата, к которым пропускают по два-три человека. Рюкзак на ленте. У электроники вопросов нет. Что искать в багаже, когда аппарат ничего не увидел?
Несколько столов, где роются в багаже. «Что будем искать?» — спросила молодого таможенника. «Откройте». Расстегнула молнию рюкзака, повылазили детали туалета и прочая мелочишка. «Закройте». Я показала на орущую за оградой толпу и спросила: «Вам это нравится?» — «Не нравится». «Так сделайте что-нибудь!»
Таможенник принимал уже следующего. А я попала в руки двух милых дам в форме. Значит, еще не финиш. Они ощупывали женщин. Со мной пошутили: «Теперь легкий массаж»…
На выходе из таможни прокричала чину, похожему на начальника. «Вам не стыдно?!». И другому тоже: «Так нельзя обращаться с людьми!» Они меня не заметили. Было шумно.
НАТАЛИЯ ШУЛЕПИНА
Хочу поспорить с Вами. Не обижайтесь, НО!!!! Во первых я очень часто прохожу границу "ЧЕРНЯЕВКА"! И у меня в точности наоборот: казахстанская сторона ( особенно паспортный контроль) доказываются,хотя с документами Всё ок! Я официально работаю в КЗ. Но Всё равно что то да найдут, и Ещё и денег выпрашивают.
А вот с Узбекистаном всё отлично! И ни разу не останавливали. Хотя и проверяли пару раз мой планшет на наличие запрещенных медиа. Но ведь это прописано в законе.
Так что я более склонен позитивом к УЗБЕКИСТАНСКОЙ погран и таможенной службе! !!! И хочу пожелать им легкой службы!!!! Молодцы!
Все зависит от времени суток и времени потребления пищи. И та и та сторона ждут денег, провоцируя своими действиями людей на дачу взятки. Черняевка не исключение. Проходя таможенный контроль всуньте купюру в паспорт и даже на лицо не посмотрят, это стандарная процедура у них. Далее штамп туда в окошко тоже подаешь паспорт с купюрой. А дельцов которые таскают всякую дребедень китайскую, даже не досматривают и штампы не ставят. Они же платят. Так что чтобы успешно пересекать границы вложите пару купюр в паспорт и вы с лёгкостью пролетите границу.
Уважаемая Наталья Шулепина,
Если бы Вы обратились к статистике сколько наркокурьеров было задержано и сколько оружия было изъято, то Вы бы ахнули.
Поток наркоты и оружия просто огромный. И всё это благополучно минует врата Казахстана.
Нашей таможне приходится делать работу за обе стороны.
Думайте, чьих детей будут сажать на иглу и в кого будут стрелять из оружия…
Казахстан до сих пор жопа, две недели назад проехал через границу черняевка, вроде Казахстан считает себя цивильным государством но на самом деле это средневековье какое то, там грабят и местные жители и таможенники по польной, очереди, вообщем я давно уже езжу для себя решил больше туда не ногой, как грабили простой народ так и грябят,
Со стороны Узбекистана всё нормально стало последние годы, видно развивается структура, вот так, это лично мое мнение
Не стоит так категорично: там — не так, здесь — всё хорошо,, Государство, обязано себя — оберегать. В н.в инфраструкту́ра на пунктах пропуска, коренным образом изменилась в лучшую сторону, как с той стороны — так и с этой и факт неоспоримый. Спасибо за это тем Кто, работал-работает в этом направлении. На пунктах перехода, каждая силовая структура, в том числе и санитарная выполняют свои обязанности — вопрос в том, как руководители организовывают работу своих смен. Изменения в этом направлении тоже есть, что творилось до 2012г.- Ужас. Помню, как подполковник, ст.лейтенант погран. службы, представители таможенной службы, в том числе и представители санитарного контроля — вымогали вознаграждение с граждан, которые переходили границу для частного посещения и даже пенсионеров обдирали, что творили с теми Кто — ехал на заработки, мелкими чел.ночниками. «Крупный чел.ночник» — имел зеленый коридор и без всяких проблем. Контрабандисты — были, персонами VIP. В начале организации этих служб в Независимых государствах — столкнулись с трудностями в комплектовании, кадровая работа была не на проф. уровне. Если, высшим руководителям Гос. структур Некогда: они заняты делами своего обогащения, своими шкурными, то и непосредственным исполнителям — вольготно. Они и занимались вымогательством под видом защиты Государственных интересов, создали условие для различных мошенников, которые крутились рядом с ними. Президенты и высш. руководители стран — целовались, братались и дарили подарки — на границе представители Гос.структур: издевались, грабили и это продолжается, конечно не в тех масштабах которые были, ведь человеческий фактор — ещё присутствует и там и здесь, и скорее всего его не преодолеть на всё 100%.