Сегодня во всем мире растет проблема нехватки ископаемых углеводородов, а возможности строительства новых гидроэлектростанций ограничены. Вместе с этим, существуют ограничения на сжигание нефти, газа и угля на тепловых электростанциях и в этом случае, атомная энергетика наряду с возобновляемыми источниками энергии становится примером безуглеродной альтернативы ископаемым энергоресурсам.
Энергетика будущего формируется под влиянием самых разных условий. Демографические и социальные изменения, нестабильность мировой экономики, климатические изменения и ограниченность ресурсов, стремительное развитие инноваций – лишь часть факторов, которые оказывают воздействие на энергетический рынок.
Катастрофа на Чернобыльской АЭС и трагедия Фукусимы негативно сказались на развитии атомной энергетики. Многие страны стали настороженно относиться к ядерным проектам. По политическим мотивам ряд стран стали сворачивать программы строительства атомных электростанций. Правда, некоторые закрывали атомные проекты по экономическим соображениям, как к примеру США, которые стали развивать энергетические проекты на основе сланцевого газа.
В этих условиях ученые-ядерщики приложили огромные усилия по разработке безопасных технологий и реабилитации атомной энергетики. Напряженная работа принесла свои плоды, и тенденция последних лет свидетельствует о растущей роли атомной энергетики в мировом энергетическом балансе и о том, что все больше стран, выбирают для себя атомную энергетику на пути к экономическому развитию. И, как показала практика, работающие ядерные реакторы вносят вклад в глобальное энергоснабжение и способствуют экономическому росту стран.
По прогнозам WNA (Всемирная ядерная ассоциация (World Nuclear Association)), к 2030 году объем мировых мощностей атомной энергетики увеличится на 30%, до 510 ГВт, а к 2035 году – до 552 ГВт, что значительно больше, чем предполагалось еще несколько лет назад. В настоящее время идет строительство 57 энергоблоков АЭС в полутора десятках странах мира. Это свидетельствует об отчетливо выраженной положительной динамике развития атомной энергетики и смене «атомной паузы» этапом, который можно назвать «атомным ренессансом».
Чем же обусловлено возрождение атомной энергетики?
Дело в том, что в условиях постоянно меняющейся мировой ситуации перед атомной энергетикой встают новые задачи:
Во-первых, стремление сократить выбросы CO2 заставляет большинство стран пересматривать соотношение используемых источников энергии в пользу возобновляемых (солнечная энергия, энергия ветра и т. д.). Атомная энергия – это один из основных вариантов решения этой проблемы. В настоящее время ярким примером такого подхода являются страны Азии и Среднего Востока, где атомная отрасль быстро растет. Действительно, солнечные азиатские страны проявляют интерес к строительству атомных электростанций в отличие, скажем, от Германии, которая по политическим причинам отказывается от атомной энергетики в пользу возобновляемых источников энергии.
Однако, с германской точкой зрения несогласны мировые эксперты. Клаус Ридле (Германия), ведущий мировой эксперт в теплоэнергетике: » Германия, чья доля в общем объеме выбросов составляет примерно 2 процента, поставила себе целью сократить к 2020 году эмиссию на 40% в сравнении с 1990 годом. К 2015 году удалось снизить на 26% в основном благодаря воссоединению Западной Германии и Восточной. В последние годы темпы «декарбонизации» существенно замедлились, несмотря на то, что страна из года в год выделяет по 25 млрд евро на развитие возобновляемой энергетики. В результате новому правительству пришлось признать, что добиться 40-процентного сокращения выбросов СО2 к намеченному сроку не удастся».
Ему вторит Томас Блис (США), президент Научного совета по глобальным инициативам (SCGI), член международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия»: «Чтобы уравнять мировой объем потребления в Германии, необходимо покрыть ветряками или солнечными батареями площадь, равную Южной Америке. Это совершенно неприемлемо. А сама Германия, закрывая по политическим причинам свои работоспособные АЭС, вынуждена компенсировать нехватку генерации за счет электростанций, работающих на экологически грязном угле. В результате ее «углеродный след» лишь вырос, а тарифы на электроэнергию остаются одними из самых высоких в Европе».
Кроме того, при растущей конкуренции между источниками энергии и экономическим давлением перед атомной отраслью стоит задача продемонстрировать свою эффективность. И, наконец, перед атомной отраслью также стоит задача движения в сторону прозрачности с целью повышения общественной приемлемости. Но какие задачи ни стояли бы перед отраслью, ясно одно, что перед лицом меняющихся условий ядерная безопасность остается главным приоритетом.
Число стран, желающих развивать атомную энергетику, стабильно растет. Главнейшие из них на слуху у всех: это Китай, где строится 20 реакторов, Россия, где строится шесть, и Индия строящая также шесть атомных энергоблоков. Строительство АЭС «Ханхикиви» намечено в Финляндии, начато строительство АЭС «Руппур» в Бангладеш, залит первый бетон под площадки энергоблока строящейся АЭС «Аккую» в Турции.
А что же Узбекистан?
Говорить, что Узбекистан был вне ядерной энергетики, было бы не совсем верно. В Узбекистане существует один из старейших на пространстве СНГ Институт ядерной физики (ИЯФ) АН РУ с достаточно сильной научной школой.
Нелишне будет напомнить, что в 2011 году впервые на постсоветском пространстве в ИЯФ была запущена новая ядерно-физическая установка на базе электронного ускорителя «Электроника У-003», позволяющая получать высокоинтенсивные электронные пучки с энергией 6 миллионов электроновольт.
К тому же Узбекистан имеет собственные месторождения урана. По данным Госкомитета по геологии Узбекистана, республика входит в первую десятку стран мира по запасам и добыче урана, занимает второе место по запасам урана среди стран СНГ.
Надо отдать должное нынешнему руководству республики, которое заглядывает далеко в будущее и, делает первые шаги в сфере развития атомной энергетики. Так 2 ноября 2017 года подписан меморандум между Росатомом и Академией наук Узбекистана о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, а также подписан контракт на производство и поставку топлива для исследовательского реактора ВВР-СМ между АО «ТВЭЛ» и Институтом ядерной физики Академии наук Узбекистана.
29 декабря 2017 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан было подписано Соглашение в области мирного использования атомной энергии. Соглашение охватывает перспективные для развития взаимовыгодного сотрудничества такие направления, как создание и совершенствование национальной инфраструктуры и подготовка кадров для атомной энергетики Узбекистана, строительство АЭС и исследовательских реакторов в стране, а также их поддержка на протяжении всего жизненного цикла, разведка и разработка урановых месторождений с изучением минерально-сырьевой базы страны; рекультивация урановых хвостохранилищ, производство радиоизотопов и их применение в промышленности, медицине и сельском хозяйстве, научные и фундаментальные исследования. Первые шаги по развитию атомной энергетики сделаны, но до полноправного членства в ядерном клубе еще далеко.
Дело в том, что проблема стран, надеющихся начать свои первые ядерные энергетические программы, заключается в том, что им не хватает зрелой правовой, политической и регулирующей инфраструктуры, адаптированной к потребностям ядерных разработчиков и поставщиков. Иначе говоря, для успешного функционирования атомной отрасли, необходима законодательная база, качественные нормативные акты, единый регулятор отрасли и, конечно же, высококвалифицированные кадры.
Что даст Узбекистану вступление в ядерный клуб?
Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что атомная отрасль это весьма капиталоемкая и наукоемкая сфера экономики. В то же время, передовые технологии, разработанные учеными-ядерщиками по обеспечению безопасности АЭС, позволяют с высокой долей уверенности говорить об их экологичности, а это свою очередь становится весомым аргументом для того, чтобы занять существенные позиции на рынке производства электроэнергии.
В условиях Узбекистана, атомная энергетика позволит высвободить часть добываемого природного газа для экспорта, тем самым пополняя валютой казну республики и, вполне может стать базовой основой энергонезависимости страны.
Бахтиёр Эргашев, политолог, эксперт (Узбекистан): «Для страны, которая собирается вступить в ядерный клуб – это хорошая возможность попасть в мейнстрим. Почти в каждом регионе республики существуют проблемы с отключением электроэнергии. Атомная энергетика позволит снизить зависимость от углеводородов и способствовать стабильному обеспечению электроэнергией».
Атомная энергетика имеет все шансы стать локомотивом экономики, поскольку производственные связи охватывают ряд отраслей народного хозяйства. В то же время, продукция атомной промышленности, скажем, изотопы, востребованы в геологии, медицине, сельском хозяйстве и других сферах экономики страны.
Кстати, изотопы – это стратегическое направление, с ним неразрывно связано развитие ядерной энергетики, и без глубоких научно-исследовательских работ по этому направлению фундаментальное развитие отрасли невозможно.
А что представляет собой современная АЭС? Это высокотехнологичное строительство, высокотехнологичное оборудование и высококвалифицированные кадры. То есть, атомная энергетика даст толчок развитию науки, образованию и появлению новых профессий.
К примеру, атомная отрасль дала импульс к спросу ученых в вычислительных мощностях и по существующим оценкам к 2025 году потребность таких ученых возрастет минимум на два порядка.
Сегодня в СМИ и среди экспертов популярна тема новых профессий, которые уже возникают или вот-вот возникнут благодаря технологическому прогрессу. Автоматизация, цифровизация заменяют человека везде, где это возможно, однако от квалифицированных кадров по-прежнему зависит если не все, то многое.
На старте советских атомных проектов, специалистов, способных решать уникальные, казавшиеся неразрешимыми, задачи – искали по всем уголкам великой страны. Попасть в МИФИ или Политех тогда мечтали многие отличники.
Пионерский опыт ученых того времени лег в основу современной атомной промышленности, он отражён в правилах, инструкциях и регламентах. Провал 1990-х годов привел к оттоку кадров из отрасли. Однако ренессанс атомной промышленности привел к резкому росту спроса на квалифицированные кадры.
Помимо всего прочего, имеется огромный потенциал использования атомных технологий в неэнергетических целях, широкое применение этих технологий на сегодняшний день можно видеть в таких сферах, как медицина и сельское хозяйство.
В качестве резюме можно привести краткий, но емкий комментарий ученых Томского политехнического университета, проректора по образовательной деятельности Александра Вагнера и директора Инженерной школы ядерных технологий Олега Долматова, сказанное ими на полях X форума АТОМЭКСПО 2018: «Наличие ядерной установки позволяет проводить научно-исследовательские работы на современном уровне, сохранять и развивать компетенции в сфере науки и технологий.
Атомная энергетика может стать для Узбекистана драйвером экономики и развития страны. Атомная энергетика – это новые материалы, новая электроника и технологии, которые можно применить во всех сферах народного хозяйства.
В то же время она способная обеспечить независимость от технологий других стран в сфере производства электроэнергии, что является особенно актуальным в связи с ежегодным ростом объемов потребления энергии в целом».
М. ДЖАНГИРОВ, фото автора
Автор, в ядерный клуб Узбекистан не войдет, так как ядерной державой не является и на сколько известно не разрабатывает такое вооружение да и вряд ли Мировое сообщество даст. Ядерный клуб это политологическое клише, условное обозначение группы т. н. ядерных держав — государств, осуществивших разработку, производство и испытания ядерного оружия (Википедия), так, что поаккуратнее с названиями. Просьба исправить и вместо клуба использовать другое понятие, а то складывается неправильно впечатление.
Даст долговую и политическую , практически рабскую зависимость от поставщика крайне опасной технологии