Одна из малоизвестных страниц отечественной истории – жизнь и труды нашего земляка, выпускника американского колледжа, выдающегося среднеазиатского путешественника Мирзо Сироджа Хакима (1877-1914).
Настоящее имя его – Сироджиддин, фамилия – Мирзахурдов (принадлежит известной в Средней Азии купеческой династии), Мирзо – семейное прозвище, Хаким – указывает на полученную в колледже профессию квалифицированного врача.
«В пятилетнем возрасте отец отдал меня в школу, – вспоминал позже Сиродж. – Поскольку все мои помыслы были устремлены к познанию всего сущего, позже я приступил и к основательному занятию русским языком. Усвоив его, выучил немного и французский».
В ходе первой, самой длительной поездки 1902 года, – а всего путешествий было три, – Сиродж посещает Софию, Белград, Будапешт, Вену, Берлин, Варшаву, другие восточно- и западноевропейские города… Позже, через Москву, возвращается в родную Бухару.
Сиродж в ходе поездок побывал в больницах Парижа и Лондона, с интересом вникал в работу французских и английских врачей, перенимал их опыт. Позже он откроет в родном городе лечебницу и аптеку, займется активной врачебной практикой, меценатством и благотворительностью, будет писать статьи и стихи в местную и зарубежные газеты.
Посетив мужские и женские школы в Берлине, наш герой стал призывать своих земляков освоить немецкую методику преподавания. «Я вспомнил наши школы – занятия на циновках, блеклые доски и безграмотных учителей, которые обращаются с детьми, как ангелы гнева, – напишет потом Сиродж. – Я невольно пролил слезы скорби и промолвил: «Тьфу на нас, ведь мы не ценим науку и сами стали презренными».
В своих произведениях, – а их всего около 90, и они написаны на фарси, – он открывает своим землякам яркий, многоцветный мир, лучшие города земного шара, где протекает интересная и достойная подражания жизнь.
Знаменитого путешественника не стало в 37 лет. Он умер рано – сказались напряжения во время поездок. Одна из татарских газет напишет в некрологе: «Увы, Сиродж отправился в свое последнее, вечное путешествие, оставив после себя в этом мире добрую память».
Мирзо Сиродж практически реализовал давнюю, многовековую идею мусульманских ученых. «Первым узбекским Магелланом» он был назван с легкой руки одного из ученых еще в 70-годах прошлого века. Времени прошло много, но о Сиродже знают все еще мало – виной тому то, что, как мы считаем, не переизданы его труды.
Сиродж, объехавший полсвета, и изложивший свои впечатления в обширных путевых заметках, не противопоставляет Восток Западу. Он соединяет две культуры и призывает своих читателей именно таким образом двигаться вперед, развивать свою страну.
НАЗАР ШОХИН
Удивительная личность, достойная памяти. И те же роковые 37 лет, в которые ушло столько выдающихся умов.
Светлая память Мирзо Сироджу.
Это мой родной прадедушка я внук его дочки