back to top
19.4 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться
Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Первый Международный фестиваль балетного искусства в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои успешно завершён.

Венцом события стал спектакль «Лебединое озеро» П.И.Чайковского в исполнении балетной труппы ГАБТа с участием гостей: премьер балета Мариинского театра, заслуженный артист России Евгений Иванченко исполнил партию принца Зигфрида, ведущая солистка той же труппы Анастасия Колегова представила Одетту — Одиллию.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Как известно, в 2018 году отмечается 200-летие известного всему миру хореографа-классика Мариуса Петипа, постановки которого украшают лучшие сцены, и спектакль стал своего рода данью памяти великого Петипа. Первая ташкентская постановка «Лебединого…» состоялась в 1950 году (хореография М. Петипа и Л. Иванова в редакции Т. Балтачеева, художник-постановщик — Сергей Дмитриев). Следующая — в 2005 году, музыкальный руководитель и дирижер — народная артистка Дильбар Абдурахманова. Это образец классики во всём, включая художественное оформление: декорации, костюмы — всё, как в далёком детстве.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

На закрытие фестиваля собрался цвет музыкального и театрального Ташкента, творческая молодежь, учащиеся хореографического училища. Администрация театра и пресс-служба сделали всё для наилучшей организации, освещения фестиваля в СМИ и доступности спектаклей для зрителей: все спектакли прошли при аншлаге, многие зрители получили приглашения спонсоров. Словом, театр был полон и ложи блистали.

Аплодисментами встретил зал солистов из Санкт-Петербурга, продемонстрировавших лучшие традиции русского балета. Оправдали ожидания в исполненных партиях и ведущие солисты ташкентского балета Замир Фазлутов, Равшан Чарыев, Тимур Шангариев, Данияр Хасманов; трепетно передали образы заколдованных девушек-лебедей Екатерина Тихоновская, Эльмира Юсупова, Алла Молдавцева, Лола Исокова, Мадина Юсупова, Анна Сафронова, Виолетта Бондяс, Ширин Хасанова и другие.

И всё же на сей раз спектакль «Лебединое озеро» не произвёл своего обычного магического воздействия. Огорчили огрехи оркестра – где-то скрипка сфальшивила, духовые слишком громко разбасились, глиссандо арфы заменил перебор фортепианных клавиш… Не случилось волшебства — не замирало сердце от горестной патетики бессмертной музыки, не хватило в этот вечер выразительности её звучанию.
Очень скромно выглядел и кордебалет.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Конечно, порадовали мастерством российские солисты, но казалось, с ними не очень чётко накануне спектакля согласовали темпы. Тем не менее, публика с благодарностью следила за каждым па, невольно сравнивая таланты, стать и балетные данные заезжих и своих артистов. Вспоминали «Лебединое…» «Ташкентской весны – 2017» с участием звёзд российского балета Никиты Четверикова и Инны Билаш, артистов Пермского театра имени П. И. Чайковского — одной из лучших пар телепроекта «Большой балет».

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

В антракте с интересом прислушалась к обсуждению спектакля балетоманами: как российские солисты делают гранд плие — большое приседание; не отрывая носка от пола выполняют батман тандю или «тающее» движение батман фондю, которое у нас теперь никто, говорят, не делает.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

А ронд де жамб ан леер. пор де бра – круг ногой в воздухе и наклоны корпуса или головы… Шелестели, как заклинания, волшебные слова, одухотворялись лица наставников, горели глаза балетных мальчиков и девочек, чьи голоса при овациях выделялись звонким, дружным «Браво».

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Педагоги-хореографы Таскира Сабурова и Камилла Тохтасимова со своими питомцами

Пройдёт несколько лет — и этим ребятам доведется нести искусство хореографии дальше. Ответственность огромная, ведь узбекистанский балет имеет большую и славную историю, и чтобы она продолжалась достойно, нужна забота о настоящем и будущем театра, необходимы средства на развитие балетного искусства. Одним из шагов на этом пути явился «Palette of Ballet», поддержанный «Фондом развития культуры и искусства», генеральным спонсором АО «Узбекнефтегаз» и «Клубом друзей» ГАБТа имени Навои.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Закрытие фестиваля стало конечной точкой праздника танца в Ташкенте. И всё же общее впечатление от заключительного спектакля не принесло воспарения духа, наслаждения, катарсиса, свойственного балетам Чайковского. Не всегда и не всем удаётся свести воедино творчество артистов оркестра, балета, солистов в определённых обстоятельствах.

Тем не менее, интерес к неувядаемому искусству хореографии в Узбекистане оказался высок и надежда на утверждение ежегодной традиции проведения балетного фестиваля – реальной.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

«Экспромт» Жиля Романа на музыку Эрика Сати.

«Palette of Ballet» вызвал огромный успех у ташкентской публики.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Vertigo. хореографическая композиция «One, one & one ….»

Более 5 200 зрителей в течение 10 дней посетили фестивальные представления, познакомились с современным балетом Израиля, Швейцарии, Турции, оценили возможности отечественного классического балета.

Впервые за годы независимости сразу несколько творческих коллективов — 82 человека! — были приглашены в Ташкент, украсив насыщенную палитру праздника хореографии яркими встречами и выступлениями.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Измирский балет (Турция)

Занавес фестиваля закрыт, разъехались зарубежные участники. Не только зрительские впечатления стали итогом фестивальных дней. Молодые артисты балета, учащиеся хореографической школы воочию увидели, каким может быть современный танец, как работают мэтры и мастера прославленных коллективов. Произошёл необходимый для творческого развития обмен опытом, прошли мастер-классы хореографов Балета Бежара и израильского «Vertigo», установились теплые дружеские контакты.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Директор ГАБТ М. Муратов, хореограф-репетитор Балета Бежара А. Плисецкий, артист балета Р. Чарыев

Знаменитый артист, хореограф и педагог Азарий Михайлович Плисецкий подписал годовой контракт с театром имени Навои в качестве педагога-репетитора балетной труппы. Это ли не обнадёживающие, победные достижения, которым можно искренне порадоваться?

Позвольте помечтать. Интересным вариантом для молодых узбекистанских артистов могли бы стать мастер-классы в арт-студии Ноа Вертхайм в созданной ею под Иерусалимом экодеревне. Проживание на лоне природы в гармонии с телом и душой способно творить чудеса. Пока речи о такой стажировке не идёт. Но мечтать не вредно – и сама с удовольствием пожила бы в артистической экодеревне, чтобы подробно рассказать о проекте.

Лебединая песнь I-го «Palette of Ballet»

Жиль Роман и Азарий Плисецкий (Балет Бежара) с балериной Ширин Хасановой и зрителями

Несомненно, I-й фестиваль «Palette of Ballet» оставил неизгладимые впечатления у всех, кто в эти дни причастился святых таинств танца. Отблеск его творческой атмосферы, надо полагать, отразится в Отчетном концерте Высшей школы национального танца и хореографии, с которым юные артисты балета выступят 22 мая на сцене театра имени Навои.

Предварит концерт будущих узбекистанских звёздочек еще одно событие. В зале ГАБТа 21 мая дают концерт мастера балета Opera de Paris — Парижской национальной оперы. Попытки организаторов гастролей уговорить артистов выступить в апреле во Дворце Дружбы народов, к большому огорчению публики, заблаговременно запасшейся билетами, как известно, провалились. По оценкам французских экспертов, только в ГАБТе можно полноценно показать балетные номера, и организаторы гастролей пошли на поклон к дирекции театра. В апреле они обещали пригласить премьеров балетной труппы Алессио Карбоне и Пола Марка, а также звезду с высшим балетным статусом «этуаль» Валентину Колазанте. Известили о программе: «Лебединое озеро» в постановке Рудольфа Нуреева, 4-й акт; фрагменты из балетов «Дон Кихот» и «Корсар» в постановке Мариуса Петипа, «Коппелия» хореографа Хосе Мартинеса и другие хореографические номера. Вероятно, именно эта программа и будет показана парижанами. Цены на билеты организаторы устанавливают по европейским тарифам, но свободных мест, как правило, не остаётся. Следовательно, у нас уже появилась интересующаяся искусством состоятельная публика.

Немаловажно, что перед фестивалем балетная труппа ГАБТа получила дорогой подарок от своих постоянных спонсоров – специальный балетный пол. Его опробовали на трёх спектаклях до фестиваля, и в дни «Palette of Ballet» новое покрытие сцены верой и правдой служило мастерам хореографии, смягчая нагрузку при прыжках и пируэтах и предохраняя от травм. Об этом долгожданном событии в жизни театра есть смысл рассказать в отдельной публикации.

Пока же, простившись с фестивалем, не прощаемся с искусством оперы и балета и объявляем о следующем сюрпризе сезона — концерте в честь 150-летия Россини, организуемом ГАБТом имени Навои совместно с посольством Италии. За пультом 2 июня публика увидит приглашенного дирижера, большого друга Узбекистана, знакомого нам по фестивалям «Ташкентская весна» и премьерным постановкам итальянских опер, маэстро из Италии Эдди де Надаи.

Тамара Санаева
Фото Юрия Полянского

  1. Цитата: Анна
    Что значит «со своими питомцами»?


    Не кипятись, это означает воспитанник

  2. Цитата: Анна
    Что значит «со своими питомцами»?


    Спасибо, Лола, что объяснили. Слово не устаревшее, не поняла, в чем возникла сложность. Я, например, работала в УМЭД и с гордостью называю каждого умэдовца нашими питомцами — это был общий коллектив профессорско-преподавательского состава и студентов, имеющий свои традиции. Педагоги и консультанты-хореографы, на мой взгляд, могут считать каждого воспитанника Ташкентской Государственной национальной высшей школы танца своими — это одна семья. Приятно было слышать похвалы в адрес ребят из уст Таскиры Абдурахмановны Сабуровой — среди ее питомцев немало громких имён нашего балета. Молодец Камилла Тохтасимова, что привела свой класс на спектакль. Наверное. не одна она. Это замечательно, лучший опыт для маленького артиста — театр. Кто-то из этих мальчиков в будущем, возможно, станет солистом. Ну а если станцуют в отчетном концерте 22 мая — счастливчики. Столько впечатлений и труда, к тому же, опробуют новый пол.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Цветы и единство: фестиваль цветов и культурное сближение

19 мая в Намангане стартовал 63-й международный фестиваль цветов, событие, которое не только украшает улицы города, но и объединяет...

Больше похожих статей