back to top
6.9 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
День Победы Тамиллы Мухамедовой

Ярким событием I Международного фестиваля балетного искусства «Palette of Ballet» — «Палитра балета» стал бенефис ведущей солистки Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, заслуженной артистки Узбекистана Тамиллы Мухамедовой.

Ведущие Екатерина Пашковская и Рахматилло Хасанов, открывая концертную программу – она совпала с Днём памяти и почестей и Днём Победы в Великой Отечественной войне – поздравили публику с всенародным торжеством. Символично, что в эту дату любимица публики, прима отечественного Большого театра, прощалась со сценой, служению которой отдала большую часть своей жизни.

Медленно раздвинулся пунцовый, расшитый золотом бархат, и под волшебную музыку «Вальса цветов» из «Спящей красавицы» Петра Ильича Чайковского закружились балерины. Аплодисментами встретил зал Тамиллу Мухамедову в поэтическом образе Авроры. Четыре Кавалера – солисты Тимур Шангариев, Бекзод Акимбаев, Данияр Хасманов, Сардор Садинов — участвовали в первой сцене трёхчасовой программы бенефиса, подготовленной заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан, режиссёром Андреем Слонимом.

Прима словно оживила пушкинские строки:
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит…»

Именно такой – светлой, легкой, хрупкой, с ясной улыбкой на лице — запомнит публика одну из самых красивых балерин ГАБТа имени Навои. Ослепительным фейерверком промелькнули созданные ею образы в специально подготовленном творческом видеопортрете, чтобы воплотиться тут же, на реальной сцене, подтверждая техническое мастерство и неподражаемое изящество балерины.

Вечер бенефиса украсили не только выступления виновницы торжества, но и музыкальные подарки коллег – ведущих солистов оперной труппы Рахима Мирзакамалова, Усмана Рамизова, Кирилла Борчанинова, Руслана Гафарова. В ряду вокальных номеров прозвучали и «Куплеты Эскамильо» из оперы «Кармен», предварившие сцену из «Кармен-сюиты» Бизе – Щедрина, в которой вместе с примой выступил Бекзод Акимбаев.

Об этой партии балерина грезила не один год и сумела создать не похожий на другие образ грациозной и мягкой Кармен.

Каждая из исполненных в программе бенефиса партий любима балериной и выпестована во всех нюансах хореографии — выразительной пластике движений, в прыжках, вращениях, изяществе каждого па. Зрители увидели в этот вечер сцены из многих балетов классического репертуара, в которых выступала прима.

Сюрпризом бенефиса стала хореографическая композиция «Элеги» из балета «Лебединое озеро» в хореографии Хин Пен Ванга (Китай). Этот номер никогда не исполнялся в версии балета, знакомой ташкентской публике — он из постановки Дортмундского театра (Германия).

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Марк Раджапов, сокурсник и в прошлом партнёр Тамиллы Мужамедовой по ташкентской сцене, а ныне солист Дортмундского театра, специально прибыл поздравить балерину и выступить вместе с нею в трогательный день прощания со сценой. Аплодисменты были заслуженной оценкой этого классического, одухотворённо и очень современно исполненного номера.

После Адажио из балета «Спартак» Хачатуряна, балерина вышла вместе со своим основным партнёром Тимуром Шангариевым и артистами балета в феерическом Гранд-па из «Дон Кихота» Минкуса.

Украсили вечер Адажио и кода из 3-го действия балета «Лебединое озеро». Прима показала индивидуальный, не похожий на другие образ вкрадчиво-обольстительной и нежной Одиллии, способной вмиг сменить любовь на коварство.

Завершили концертную программу Розовый вальс» и Па-де-де из любимого балериной спектакля – «Щелкунчика» Чайковского.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

С детства она любила эту сказку, с двух-трёх лет сама кружилась в танце, стоило зазвучать музыке, пыталась встать на пальцы, как это делают балерины. Родители заметили одарённость дочери, и в назначенный судьбой и правилами срок, в 10 лет, преодолев все конкурсные барьеры, Тамилла поступила на классическое отделение Ташкентского хореографического училища. В выпускном классе была приглашена стажёром в балетную труппу театра и прошла все ступени сценического пути — от кордебалета, к работе в котором относилась с огромной ответственностью, до примы-балерины.

Успех пришел рано, главные партии классического репертуара танцевала спустя всего год после выпуска из училища. Освоила самые сложные технические элементы, требующие недюжинной физической выносливости и упорства, труда не до седьмого – до десятого пота. Виртуозно делала пируэты и повороты, прыжки, арабески в вариациях, крутила положенные 32 фуэте, сохраняя при этом безмятежную улыбку или выражая романтическую драматургию образа.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Выходя на поклоны, словно продолжала танец – признаться, так красиво кланяться, как Тамилла, мало кто умеет. Но за мягкостью и грациозным внешним изяществом балерины – твёрдый характер, самокритичный и несгибаемый.

Образ жизни балерины суров. С утра – ежедневные занятия в классе – у балетного станка. Затем несколько часов репетиций – пока пуанты не сотрутся. Их хватает на несколько дней, а упорства примы должно хватить на десятилетия. Тамилла не боялась никаких трудностей профессии, на вечерние спектакли выходила окрылённой, как бы ни была утомлена, и на сцене была обворожительно прекрасна и блистательна в любой из своих партиях.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Мало кто знает, чем платит балерина за аплодисменты и любовь публики. Поначалу случались и падения – и как непросто в такой ситуации встать и продолжить танцевать — танцевала! Были сложные, казалось бы, безнадежные травмы, месяцы лечения, отчаяние, боль. За внешней легкостью движений – труд, сбитые в кровь пальцы, вывихи, сложный перелом стопы… Вот и перед бенефисом случилась травма. Но могла ли Тамилла оказаться от бенефиса? Нет, не подвела ни фестиваль, ни зрителей, ждавших встречи с нею. Хирурги, уколы, заморозка… И она, открывая концерт, с ослепительной улыбкой и сияющими от счастья глазами вновь взлетает над сценой. Ибо балет – её жизнь, её судьба и предназначение.

Почти четверть века – 24 года отданы театру, который стал для заслуженной артистки домом, семьей. Более 30 партнеров за два с половиной десятилетия. Участие в международных конкурсах в США, Франции, стажировка Большом театре в Москве и Королевской балетной школе Эдинбурга в Шотландии, гастроли с ГАБТом в Гонконге, Индии, Китае, Малайзии, Пакистане, Сингапуре, Таиланде Турции, Японии.

Главным зрителем для Тамиллы всегда был ташкентский – ему она дарила своё творчество с полной самоотдачей. Казалось, так будет всегда. Но век балерины короток и суров – пролетает как вращение в фуэте. Принять решение уйти со сцены – это тоже победа над собой, даже звёзды мирового уровня не всегда вовремя принимают столь сложное испытание.

День Победы Тамиллы Мухамедовой

Прощаясь, балерина обратилась со сцены со словами любви и признательности к зрителями, поддержавшим её в этот час, как и во все предыдущие годы учителям, коллегам, дирижёрам и артистам оркестра – упомянув каждого, кто помог на творческом пути.

Карьера балерины завершена, но творческий потенциал и профессии, полученные на балетмейстерско-режиссерском факультете Высшей школы национального танца и хореографии, в магистратуре искусствоведческого факультета Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бекзода, позволят служить театру и преподавать в своей alma mater, готовя новую смену артистов балета.

И самой ставить спектакли. Что ж, молодых хореографов в ГАБТе нет – возможно, это будет новая победа балерины над собой и временем.

Тамара Санаева
Фото Юрия Полянского и автора
Видео автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Регистрация на обучение в России по квоте продолжается

Русский дом в Ташкенте (Россотрудничество) объявляет о старте регистрации на обучение в российских вузах в рамках квоты Правительства Российской...

Больше похожих статей