back to top
6 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Рисаля: тысячелетняя история среднеазиатских цеховиков-ремесленников

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Рисаля: тысячелетняя история среднеазиатских цеховиков-ремесленников

Непременным атрибутом древних среднеазиатских городов являлось наличие многочисленных ремесленных цехов. Их количество иногда доходило до сотни. К сожалению, более чем тысячелетняя история этих, доживших до первых десятилетий XX века профессиональных объединений, до сих пор мало изучена. Посему, думается, даже поверхностное знакомство с ними, несомненно, обогатит представления наших современников о становлении торгово-экономических отношений в Средней Азии.

Наука пока не располагает достоверными сведениями о времени возникновения цехов в нашем регионе, но имеющиеся разрозненные источники свидетельствуют, что они появились здесь после исламизации края, проникнув в города Мавераннахра из Египта через Персию. Главным аргументом в пользу такой версии служит то, что языком большинства рисалей (уставов профессиональных цехов) является арабский.

Характерно, что среднеазиатские цеха мало чем отличались от европейских своей нравственно-религиозной стороной: местные ремесленники тоже непременно находились под покровительством какого-либо библейского святого – Адама, Ноя, Авраама, Давида, Соломона и других.

Каждый цех имел свою особую рисалю – небольшую рукописную тетрадь, заключавшую в себе краткую историю возникновения ремесла и советы читать или слушать эту рисалю и религиозные возгласы, сопровождающие то или иное движение в работе. Для примера приведу выдержку из одной из них: «Во имя Бога Милостивого, Милосердного, Хвала Богу, Господу миров. Благословение и мир посланнику Мухаммеду, его семейству и всем его сподвижникам!

Слушайте и внимайте, правоверные мусульмане, дервиши, мастера и подмастерья. Все мы переселимся из этого временного мира и потому готовьтесь к будущей жизни, размышляя о воскресении мертвых. Бог Всевышний ниспослал разные ремесла своим рабам, чтобы они приобретали разрешенную пищу для своих семейств. По повелению Божию составлены рисаля для всех мастеров, чтобы они преуспели в мастерствах и добывали пропитание себе. Они, с одобрения пира (главного мастера), должны принимать учеников, разрешать им обучать других, должны читать славословия в честь своих патронов и хранить свои рисали».

В различных городах Средней Азии существовали десятки разнообразных ремесленных цехов – хлебников и цирюльников, мясников и маслобойщиков, медников и ткачей, кузнецов и гончаров, ювелиров и портных, обувщиков и плотников, токарей и штукатуров. В мусульманском мире почему-то особо почиталось мастерство цирюльников: верующие полагали, что оно самое древнее, берущее свое начало от Адама, Авраама и Мухаммеда. И, кроме того, оно еще якобы имеет свойства религиозного обязательства и спасительности.

В рисаля цирюльников существовало 12 обязательных постановлений – совершать омовения и участвовать в общественных молитвах, в беседах с «ищущими знания», содержать в чистоте свое помещение и рабочие инструменты, быть вежливыми с посетителями, зажигать по средам или пятницам светильники (чирок) в честь своих патронов. Не смотреть «дурным глазом» на бреющихся, жертвовать половину дневной выручки на милостыню, быть довольными даже и теми людьми, которые мало заплатили за бритье, быть терпеливыми, справедливыми и милосердными.

Членам этого цеха воспрещалось сидеть на лавке без омовения, совершать молитву в одиночестве, пить вино и курить табак, развратничать и нарушать договоры, сквернословить и ругаться с приходящими клиентами. В рисаля также сообщались молитвенные слова, которые мастер должен был произносить, беря в руки оселок и бритву, начиная сбривать волосы, подстригать усы или совершать обрезание крайней плоти ребенка.

Каждая рисаля заключалась трафаретным наставлением о том, что любой мастер, не выполняющий ее предписания, будет непременно посрамлен перед своим патроном и в день воскресения лишится покровительства Мухаммеда. И, напротив, каждый, выполняющий все требования профессионального устава, будет благословен свыше и его жизнь «в здешнем мире и в будущем будет счастливой и блаженной».

Особый интерес представляет собой рисаля о земледелии. В ней говорится,что от начала мира и до его конца будет 1700 великих земледельцев, но особо выдающимися из них считаются лишь восемнадцать. От праотца Адама и до Мухаммеда, утверждает рисаля, 313 пророков занимались земледелием, и у них были четыре патрона: Абдур Рахман. Абдул Каххар, Абдул Джаббар и Абдул Азиз. А само происхождение земледелия в рисале описывается так: для первой пахоты архангел Гавриил вывел из рая быка со всеми земледельческими орудиями и передал их Адаму.

Именно Гавриил показал тогда же Адаму все способы земельной пахоты. С этой целью человек провел быка по первой борозде, но затем в процесс вмешался дьявол и бык, перестав подчиняться, вдруг заупрямился. Дьявол якобы нашептал быку: «Зачем тебе выполнять приказания Адама? Если подчинишься, то до конца мира не избавишься от мучительного труда». Тогда Гавриил, не сумев переубедить быка, по повелению Божьему вынес из рая хлыст и вручил его Адаму, который со словами «во имя Бога» ударил быка хлыстом. Бык подчинился силе и потянул плуг.

Засеяв пшеницу и собрав урожай, Адам сложил солому по одну сторону, а зерно по другую. И попросил быка выбрать себе желаемое. Бык увидел, что куча соломы намного больше кучи пшеницы, и выбрал себе солому. Адаму же досталась пшеница.Но тогда вновь появился дьявол и стал ругать быка за неудачный выбор. Бог же приказал Гавриилу: «Иди и наложи печать на язык быка». И с той поры бык стал безмолвным.

В этой рисале были перечислены семь правил, обязательных для земледельца: быть чистым (то есть соблюдать непременные омовения), правдивым, щедрым, произносить хвалу Богу, произносить «тасбих и тахлиль» (хвалы Аллаху), быть правдивым перед праведным Богом. Причем при каждом отдельном действии пахоты земледелец должен был произносить установленные суры Корана и молитвенные возгласы, начиная от надевания ярма на быка и кончая посадкой тыквы и просеиванием муки.

В рисале приводится поучительная история, которую надлежит знать каждому земледельцу. Когда урожай был собран, говорится в ней, Адам вышел в поле, чтобы отобрать положенную десятину. Но его дети, не пожелав отдать десятину, накрыли гумно мелкой соломой и заявили, что оно еще не готово. Этот неправедный поступок детей привел Адама в отчаяние, ибо он понял, что за ним последует обязательное наказание. И оно тотчас же свершилось: с неба спустился Божий огонь и сжег всю пшеницу. А на месте гумна образовалось озеро. Адам, упав на колени, стал просить Бога о прощении. Бог внял его молитве и спаленная пшеница превратилась в мелкий горох (маш).

Земледелец, выделяющий из урожая десятину и хакулла (долю Божью), наставляет рисаля, всегда будет перед Богом равен мученику за веру. Исполняющему это требование непременно будет награда от Бога, равная награде за построение медресе или мечети.
Все рисаля ремесленников предупреждали своих мастеров и подмастерьев о непременном следовании этим требованиям. Людей же, не выполняющих предписаний рисали, должно преследовать и изгонять из городов. А в конце жизни, во время всеобщего воскресения, они, как и все, будут поставлены перед пророком, мастерами и их небесными патронами. Но, будучи грешными, они не посмеют поднять головы под знаменем Мухаммеда…

Знакомясь с историей ремесленных объединений Средней Азии, можно обнаружить немалое сходство с аналогичными цехами средневековых европейских городов. Ибо понятия о торговле и промышленности, а также цеховое устройство быта ремесленников аналогичны и сходны безотносительно к стране и ее обитателям в расовом отношении. Разумеется, есть и разница между ними.

В первую очередь следует отметить, что ремесленные цехи средневековых европейских городов имели не только промышленное, но и политическое значение. В случае нападения на город неприятеля, каждый европейский цех превращался в военный отряд, готовый сражаться в рядах городского ополчения. Кроме того, каждый европейский цех представлял собой особое братство, преследовавшее определенные религиозно-нравственные цели. Цеха эти непременно занимались и благотворительностью: из общей кассы выдавались пособия обедневшему или больному товарищу. Непременная помощь также всегда оказывалась семье умершего собрата по ремеслу…

Р. НАЗАРЬЯН,

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей