Ценности и модели поведения у подрастающего поколения ощутимо отличаются от «жизни» их родителей. Хорошо это или плохо, трудно судить. Ведь детям жить совершенно в ином мире — в мире будущего.
Специалистов и родителей волнует другое – рост числа преступлений, а также «омоложение» контингента нарушителей. У большинства современных подростков агрессивный настрой уже «в крови». Одной из причин насилия среди молодежи выделяют компьютерные игры. Родителям не могут спокойно смотреть, как их чадо весело убивает врагов, например, в играх про Терминатора.
Мнение ученых
Некоторые исследователи приравнивают современные видеоигры со стрельбой к симуляторам – специальным программам для обучения пилотов и спасателей. Дэвид Гроссман в своей книге «Не учите наших детей убивать» это подробно описывает. По его мнению, современные «стрелялки» настолько реалистичны, что больше походят на авиасимулятор настоящего боя, чем на невинное развлечение. Более того, некоторые дети могут автоматически воспроизвести эту модель поведения в реальной жизни.
О проекции виртуального мира в настоящий говорят и психологи. Когда дети играют в «стрелялки» у них вырабатывается рефлекс к агрессии и насилию. Так, например, тренировали японских солдат: их заставляли смотреть документальные кадры убийства военнопленных, истязания мирного населения. После чего устраивали шикарный ужин со всевозможными развлечениями. У них вырабатывался условный рефлекс: убийство – удовольствие.
Другие ученые считают, что причинно-следственная связь здесь обратная. Дети с повышенной агрессией специально выбирают игры со сценами насилия. А сами виртуальные сюжеты на уровень агрессии никак не влияют.
Есть и третье мнение. Исследователи этой стороны уверены, что «шутеры», наоборот, снижают детскую агрессию. Переходный возраст тяжело дается не только родителям, но и самим детям. Нагрузка в школе, «погоня» за сверстниками приводит к накоплению стресса, который необходимо снимать. А компьютерные игры со стрельбой помогают избежать нервных перегрузок и срывов.
Самые агрессивные компьютерные игры
-
Приложения категории «First-person shooter» (англ. «шутер» от первого лица). Здесь нет игрового персонажа, которым нужно управлять. Создается впечатление, что человек за монитором сам убивает врагов, своей рукой. Наиболее популярной игрой в этой серии является «Doom».
-
Игры про маньяков. Самые известные — боевик «Postal» и хоррор «Manhunt». В этих играх нужно управлять изощренным и кровожадным маньяком. «Postal» содержит сцены насилия и убийства всего живого, включая прохожих и животных. «Manhunt» предлагает широкий арсенал для хладнокровного убийства: удавки, дубинки, огнестрельное оружие.
-
Квесты. Например, «Lucius» – это история про маленького мальчика, живущего в загородном доме со своей семьей. Малыш – реинкарнация Люцифера. Его задача — убить всех, кто находится в доме. В квесте надо решать головоломки и планировать несчастные случаи для домочадцев.
-
«Postman». Герой выходит на улицу и зверски убивает всех, кто попадается на пути, даже кошек. Игра основана на «синдроме почтальона». Открыт он был в США, когда участились серийные террористические акты. Яркий пример – история А. Брейвика.
Сейчас на все игры, фильмы, книги, телепрограммы и другие «медийные» продукты устанавливают возрастной ценз. Однако это вряд ли остановит школьников от скачивания и просмотра жестокого контента. Родителям стоит поинтересоваться, какие игровые программы выбирает их ребенок.