Чтобы крепить свою власть год за годом
Закон, а не силу, поставь над народом,
Насилие — пламя, что насмерть сожжет,
Закон — это благо живительных вод.
Юсуф Хoс Хoжиб
Глава государства должен быть рассудительным, честным, скромным, правдолюбивым, а главное – мудрым.
Абу Наср аль-Фараби
Имидж власти
Мы не случайно в качестве эпиграфа привели изречения великих мыслителей средневековья Юсуфа Хос Хожиба, и аль-Фараби, которые тысячу лет тому назад впервые рассуждали о власти и государстве, о моральных качествах правителя и нравственности власти в обществе. В своих величайших трудах они раскрыли таинства власти и мудрого правителя, говорили о нравственности политики. Они же впервые затронули проблему имиджа общества, государства и власти. Попробуем поразмышлять об этом.
Прежде всего, необходимо сказать, что современное общество характеризуется рядом примечательных особенностей, к числу которых относится и понятие имиджа, означающее образ, представление, целенаправленно и активно формируемый с помощью различных средств массовой информации, в особенности, социальных сетей и телевидения. В имидже представлены не только деловые, но и личностные качества человека, политика, лидера, что делается с помощью изображения круга интересов, взглядов, симпатий и антипатий, увлечений и т.д. В современную эпоху наиболее привлекательным является обсуждение политического имиджа, в котором особый акцент делается на чертах, сближающих политика с заинтересованными социальными группами общества. Мы становимся свидетелями того, как формируется имидж главы государства, лидера нации. Потому политический имидж обычно включает в себя несколько наиболее значимых базовых характеристик. Формирование политического имиджа требует ресурсов, усилий, времени, его формирует сам лидер, его окружение, соратники, родственники, друзья, средства массовой информации, специалисты по коммуникациям, имиджмейкеры.
Изучение политического имиджа позволяет определить основное содержание политики в каждом конкретно взятом обществе и в этом отношении центрально-азиатское общество является наиболее характерным и специфическим объектом, которая тесно связана с многовековыми традициями, передающимися из поколения в поколение. Её неповторимость заключена в колоритном имидже, составляющими которой являются древнейшая материальная культура, памятники письменности и архитектуры, наука, духовность и просвещение. Именно поэтому, особенности политического имиджа в центральноазиатском обществе представляют значительный интерес. Политический имидж представляет собой многоуровневую макроструктуру, где решающую роль играет исторический опыт прошлого и генетическая память поколений, передаваемая традицией. Основные критерии политического имиджа, вытекают из реально действующих институтов и механизмов власти в обществе, в которой доминируют ценности разного социального уровня.
В целом, нашему национальному менталитету испокон веков присущ коллективизм. Сознательный коллективизм в нашем обществе проявляется на всех уровнях и во всех сферах социальной жизни, где чувство общности является главным и определяющим. Эталоном коллективности в традиционном обществе является институт махалли, известное в нашем регионе с Х века. Как традиционная форма самоорганизации людей, основанной на гражданских принципах местного самоуправления, махалля прошла сквозь века и столетия и сохранилась до сегодняшнего времени, несмотря на самые крутые виражи истории. Именно в махалле заложен бесценный опыт многих поколений предков, которое не растворилось в историческом небытии. Коллективистские начала жизни в махалле сформировали такие достаточно устойчивые понятия как уважение, благосклонность, дружба, взаимопомощь и взаимовыручка, сочувствие и привязанность друг к другу. Махалля в качестве традиционного социального института, оказывает влияние на формирование политического имиджа страны и является уникальным органом самоуправления граждан, который отсутствует в западном обществе. Сегодня усилиями новой власти Узбекистана социальный статус этого традиционного института поднят на высокий уровень, ему предоставлены широкие полномочия в решении многих государственных задач. Западные исследователи рассматривают махаллю как традиционную форму организации местных сообществ, основанную на близких связях и сцементированная генеалогическими принципами
Немаловажным фактором формирования политического имиджа в центральноазиатском обществе также является традиции властно-политических отношений, вытекающие из исторически обусловленного единства власти, общества и политики. В своем историческом развитии наша страна была устремлена к совершенствованию власти и управления в обществе, пройдя различные ее этапы модификации, трансформации. И сегодня наша страна располагая вполне современными демократическими атрибутами власти и управления, несомненно характеризуется своей национальной спецификой, отличается традиционными устоями власти. В той или иной степени наша страна сильно подвержено традиционализму.
Внимание зарубежной общественности обращено к имиджу Узбекистана, как наиболее густонаселенной стране, который является составной и неотъемлемой частью цивилизации Центральной Азии. Политический имидж Узбекистана «следует понимать не как загадку, а во всем многообразии и переплетении традиций национального характера, уклада жизни, менталитета народа, государственного обустройства и властно-политических отношений». Ее специфика обусловлена необходимостью учета таких факторов, как: особенность исторических и культурных традиций; где доминируют традиционные исламские ценности менталитета; усиление роли сугубо местных традиций саморегуляции общества и т.д.
Реальность политических процессов, происходящих в Узбекистане такова, что мы имеем дело с парадигмой государственного строительства, которая исходит из таких перспективных задач, как: достижение экономического процветания и обеспечение высоких стандартов жизни, установление твердых принципов демократии, свободы и законности, государственные гарантии безопасности жизни населения, а также стабильности в обществе. Конституционный строй провозглашен в качестве светского и демократического, предусмотрен механизм участия народа в принятии важнейших решений общегосударственного масштаба, достижение консенсуса при возникновении сложностей во взаимоотношениях власти и общества. Конституционный строй Узбекистана отвечает демократическим идеалам современности, здесь осуществлен переход к президентской и парламентской формам правления, демократия и права человека декларированы как высшие ценности, законодательно закреплены демократические принципы выборности власти, народовластия, а также политические свободы и права граждан.. Что касается политической стабильности, то в ней главную регулятивную роль играет лидер государства, его окружение, а также нормы традиционного общества с его стереотипами и привычками азиатско-исламского образа жизни.
Идея эффективной власти в Узбекистане характеризуется тем, что на данном переходном этапе основная ставка делается на создании сильного регулирующего центра в лице государственной власти, которая призвана быть гарантом стабильности и социального мира; при этом допускается постепенная либерализация средств массовой информации, сохраняется императив сплочения масс вокруг политического руководства, обусловленный целями национально-культурного возрождения общества. В силу этого, основные усилия власти направлены на укрепление государственности, и затем и на проблемы, связанные с политическими свободами, правами граждан, статусом личности в обществе.
Социологический анализ политического имиджа новой власти позволяет констатировать, что на нынешнем этапе в жизни Узбекистана наблюдается тенденция, в соответствии с которым идет формирование сильной исполнительной власти как гаранта стабильного развития. С другой стороны, основная масса населения следует традициям уважения к существующей власти и как правило, воздерживается от активных политических выступлений. Традиционные институты открыто не выступают на политическом поле, но косвенно влияют на процесс распределения и влияния властных полномочий в политической системе общества
На данном этапе развития политической системы Узбекистана партии, организации и движения, действуют легально и провозглашают свою лояльность к данному политическому строю; властная элита занимает руководящие посты в обществе; глава государства занимает определяющее место в организации и функционировании государственно-политического строя страны. Внутренняя жизнь регулируется традициями, религиозными нормами, обычными правом, а внешняя жизнь организуется сообразно государственным установлениям, тем самым устанавливается роль своеобразного буферного звена в механизме связи власти и общества. Эффективные меры властей свидетельствует о том, что в обществе сформирован рациональный механизм сильной центральной власти, выступающей гарантией социально-политической стабильности.
В контексте заданной альтернативы, ситуация в политической жизни Узбекистана демонстрирует нам переплетение традиционных и харизматических способов обновления власти. Сегодня в Узбекистане формирование нового облика страны во много связана с обновлением политического имиджа власти, на базе традиционных устоев, имеющих многовековые корни. Социально-политическая сфера испытывает все более усиливающееся воздействие традиций. Они оказывают влияние на общественное сознание, психологию и поведение людей. Отчетливо сказываются образ жизни, нормы обычного права, монолитный характер культуры, императив коллективизма по отношению к индивидууму, активный курс «власти на национальное возрождение и усиление роли исламских ценностей», что заслуженно делает нашу страну центром исламской цивилизации.
Отличительным признаком является социальный менталитет нашего народа, формирующего образ мыслей, характерный традиционному обществу, идущие из глубин народной жизни. Оно основано на психологии и сознании людей, на социокультурных традициях, общественных идеалах и ценностях, которые передаются от поколения к поколению через механизм преемственности общностей. Менталитет может резко расходиться с политической идеологией и не совпадать с политическим сознанием, но активно влиять на него. В традиционном обществе менталитет служит его отличительной чертой, потому считается важным установить источники формирования и сохранения менталитета, а также факторы, способствующие его укреплению.
Это означает, что концепция государственно-властных отношений с точки зрения традиций играет важную системообразующую роль при формировании менталитета в нашем обществе и показывает, что, существенной особенностью менталитета узбекского народа является его тесная связь с традиционализмом. В пользу такого вывода свидетельствует тот факт, что мощные пласты тысячелетних традиций, в том числе исламских ценностей, имеют первостепенное значение в жизни общества, они продолжают действовать, и по всей видимости, будут еще долго оказывать серьезное влияние на самосознание, образ жизни и политический имидж страны.
Имидж президента
Политический имидж власти характеризуется не только традиционностью общества, сильной властью традиций в политической сфере; а прежде всего доминированием харизмы государственного лидера, что позволяет нам коснуться вопроса моделирования политического портрета президента Узбекистана, который сегодня задает основной тон всем преобразованиям в нашем обществе и государстве.
Анализ его политической и государственной деятельности показывает, что новый лидер Узбекистана обладает теми качествами, о которых говорил тысячу лет назад аль-Фараби, а именно « Глава государства должен быть рассудительным, честным, скромным, правдолюбивым, а главное мудрым». Другой мыслитель Юсуф Хас Хажиб рассуждал так:
Две доблести в муже не знают предела,
Хорошее слово и доброе дело
Ему подобало быть мудрым и смелым
Чтоб власть укрепить над бескрайним простором
Поистине мудр рассудительный муж
Лишь умный, могучий, властительный муж.
Поэт-гуманист полагал, что единственным путем установления гармонических отношений между властью и обществом, утверждения социальной справедливости является выработка гуманного закона управления государством. По мнению мыслителя, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов. В решении вопросов управления обществом он не может в своих действиях разделять людей по их социальному положению, а обязан относиться к ним одинаково. Только когда глава государства действует справедливо — утверждал мыслитель,- возникает идеальное государство (читай гражданское, демократическое –А.К.). Мыслитель считает, что справедливый правитель, должен быть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями и рассудком. Он призывал правителей управлять государством, опираясь на успехи науки, просвещения. Он размышлял о том, каким образом утвердить справедливость при просвещенном правителе. Мыслитель поставил перед собой цель: разработать пути и методы управления обществом, которые способствовали бы переходу к идеальному государству.
Приведенные мысли всецело относятся к политической характеристике деятельности главы нашего государства. Будучи еще исполняющим обязанности президента, имея долгий опыт руководящей работы, он за этот короткий период принял около двух десятков указов и постановлений, тем самым подготовил фундамент для будущей политической деятельности. Свои мысли по вопросам развития общества и государства он изложил в предвыборной программе, которые определили контуры поступательного движения вперед. Всенародно избранный президент с первых дней на посту главы государства во главу угла своей деятельности поставил принципы мудрости, гуманизма и справедливости и тем самым определил свои стратегические задачи. Сегодня мы видим, что его слова не расходятся с его делами, они отражены в новой доктрине власти. Его детищем является важнейший фундаментальный документ, «Стратегия действий» по пяти основным направлениям реформ, призванных в корне преобразовать экономическую, политическую и социальную жизнь нашего общества.
Социальная практика Узбекистана, вставшего на твердый путь строительства гражданского общества и правового государства показала общественности, что «Имидж Президента – есть имидж страны». Исходя из важности данного определения, считаем важным изложить основные характеристики политического имиджа главы государства, обладающего, высоким рейтингом у себя в нашей стране. В качестве последовательного политика он сформировался на посту премьер-министра , и в течении десяти лет основным кредом его деятельности являлось удивительная работоспособность, неиссякаемая энергия и сила характера, полное владение информацией о реальном положении дел на местах, аналитическое предвидение возможных ситуаций, а главное оперативность в принятий управленческих решений.
Практическая деятельность Шавката Мирзиёева на посту главы государства началась с того, что он предложил свою программу деятельности в плоскости государственности и гражданского общества, опирающуюся на использовании внутренних ресурсов ( интеллектуальных, технологических, энергетических, и т.п.). Он определил стратегию экономического и политического развития и успешного продвижения независимого Узбекистана на международной арене в предстоящие десять лет. В данном контексте, были сформулированы задачи национального лидера новой формации – открытость идеям, знакомство с разными уровнями власти, моральное лидерство.
В современных условиях основной функцией национального лидера является — координация сбора информации у экспертов, стимулирование дебатов на всех уровнях, определение стратегических приоритетов, направление законодателей страны на решение вопросов, представляющих национальный интерес. Эти темы нашли свое решение в принятии более 30 указах и постановлениях главы государства, принятых только в 2017 году, которые затрагивают экономические, политические, социальные и культурные проблемы развития нашего государства. Они вызвали резонанс и живой интерес в обществе и изменили жизнь людей в очень короткие сроки.
Приоритетами его политики стали дальнейшее реформирование политической системы общества, создание новых экономических механизмов роста жизненного уровня населения, создание благоприятного климата для внешних инвестиций, введение конвертации валюты, расширение туризма на основе безвизовой системы для ряда стран, как важной сферы открытия страны миру, совершенствование законодательства и органов правопорядка в деле неукоснительного исполнения принятых законов, реорганизация системы судебной власти с приданием ей открытости и гласности, создание национальной системы оказания государственных услуг, прогрессивного налогообложения, таможенных правил, внедрение в производство новых инновационных технологий, осуществление невиданными темпами крупномасштабного жилищного строительства, усиление социальной защиты посредством государственной поддержки уязвимых слоев населения, в том числе инвалидов и многодетных семей, обновление всей системы здравоохранения, высшего, средне-специального и дошкольного образовании. Все это открыло широкие горизонты для колоссального духовного роста и коллективного творчества. За один прошедший год было сделано столько что народ обрел уверенность в своем будущем. Рамки ограниченной статьи не позволили нам привести конкретные цифры государственного финансирования последовательно осуществляемых реформ, однако результаты достижений налицо, они известны также зарубежным экспертам и исследователям.
Кардинальные изменения, начатые главой государства, прежде всего, стали объектом анализа зарубежных экспертов. Контент–анализ мнений видных политиков, бизнесменов, руководителей ряда международных организаций по поводу происходящих в Узбекистане демократических преобразований и роли президента в этом процессе демонстрирует нам достаточно высокую его деятельности.
Политический дебют президента Узбекистана на международной арене состоялся на Генеральной Ассамблее ООН, где глава государства выступил с яркой речью. Он стал самым обсуждаемым политиком в СМИ как внутри страны, так и за рубежом. При оценке харизматических качеств лидера Узбекистана эксперты акцентируют внимание на прагматизм мышления Ш.М.Мирзиёева, его открытость разным взглядам и точкам зрения, умения четко обозначить цели и определять задачи. В высшем политическом руководстве республики как никто другой он лучше знает, как заставить правительство работать на интересы людей. В характеристике политического имиджа главы нашего государства зарубежные эксперты выделяют следующие основополагающие критерии:
1.Значительные интеллектуальные возможности, которые заключены в тренированном уме, в умении решать большие проблемы, находить новые решения. Первые зарубежные визиты Ш.Мирзиёева, совершенные в соседние страны Центральной Азии, затем в Китай, Южную Корею, Россию и США свидетельствует о том, что он может более чем на равных иметь дело с региональными и мировыми лидерами.
2. Приемлемость его имиджа в столицах мира, в ведуших кругах бизнеса и политики. Он всюду уважаем, определенная доля харизмы присутствует в нем, большинство дверей в мировой политике открыты для него.
3. Умение сформировать команду, поскольку управление страной с населением в более чем тридцати миллионов, работа не для одного человека. Для этого необходима помощь экспертов, широкий круг специалистов. И он знает где находятся таланты, он может привлечь лучшие силы, умы страны в правительство, президентскую администрацию. Он уже привлек в правительство к решению многих государственных задач молодых кадров, возраст которых не превышает 40 лет.
4. Добросовестность, которая заключена в серьезности его намерений, умении работать самоотверженно. На наш взгляд, он проявляет поразительную тщательность при выборе решения проблем с наилучшей стороны.
5. Правдивость создает вотум доверия к его личности, усиливает это впечатление. В народном мнении он оценивается как честный человек, близкий людям, ничто человеческое ему не чуждо.
6. Жесткость управленческой позиции не позволяет его оттолкнуть. Лучший выход – это присоединиться к тому, во что он верит и стать его союзником, единомышленником и последователем.
7. Энергичность, является его сильным преимуществом по отношению к другим политикам. Эта черта характера сформирована на протяжении двух десятилетий руководящей работы на различных государственных должностях. Он здоров для нации, оптимист, жизнерадостен, его глубокий патриотизм делает народ уверенным в завтрашнем дне. Главная особенность его политического имиджа заключается в его умении побеждать, уверенно вести свой народ вперед к высоким достижениям, убеждать ближайшее окружение в правоте своих намерений.
Признание того, что сила Президента Узбекистана заключается в национальной идее – в построении процветающего государства с достойным будущем, заключена в настойчивости, уме, стойкости национального лидера, в решении задач духовного возрождения нации. По мнению зарубежных экспертов, энергичная деятельность нового президента направлена на всемерное использование огромной энергии людей, вызвать их чувства к достижению желаемых целей. Эксперты утверждают, что есть идеи, программы, колоссальные ресурсы. Необходимо только лидерство, которое дает форму материалам и которое заставит нацию двигаться вперед под мудрым и прагматическим руководством национального лидера. Распределение функций правительства, формирование чувства единства с многонациональным народом Узбекистана с помощью огромной интеллектуальной силы и идеи национальной независимости – таковы критерии политического имиджа президента Узбекистана.
Глава государства остро поставил вопросы всестороннего и заинтересованного участия граждан в делах страны. По его мнению, формирование позитивного имиджа Узбекистана на международной арене зависит от созидательной работы правительства и органов государственной власти на местах, повышение благосостояния народа на базе роста экономики, развитие культуры на основе богатого духовного наследия. Самым главным для него является удовлетворенность граждан деятельностью органов власти и управления. В этой связи исключительным моментом является всенародное обсуждение стратегии действий, которое должно привести к следующим главным направлениям работы. Это активизация политических сил, гражданских и общественных организаций, выражающие интересы многонационального народа нашей страны, в которой проживают представители более 130 этносов. Это самый сильный козырь главы государства.
Радует то, что проблемы молодежи президент поднял на государственный уровень. По его инициативе создан Союз молодежи Узбекистана, а его руководитель назначен государственным советником президента Узбекистана по делам молодежи. Тем самым, повышается роль молодежи Узбекистана в управлении делами государства, ее активном участии в экономической и политической жизни общества, создаются широкие возможности для занятий спортом и физической культурой. Имена узбекистанских спортсменов, в том числе олимпийских чемпионов, прославивших страну на международной спортивной арене, сегодня известны во всем мире. Кузницей кадров всегда являлась Академия наук, имеющей славные многовековые традиции целого поколения великих ученых-энциклопедистов прошлого.
Научная общественность республики с большим воодушевлением восприняла решение главы нашего государства, в соответствии с которым главному штабу науки придан новый статус, ее престиж приобрел должный уровень, восстановлены в своих правах несправедливо сокращенные институты, впервые прошли выборы в Академию наук на альтернативной основе. Это вызывает гордость и восхищение творческой и научной элиты узбекистанского общества.
Стратегический курс большой политики президента Узбекистана ориентирован на основные демографические, социальные, национальные, политические, религиозные группы, на всестороннем учете их интересов в каждодневной работе правительства, органов власти в деле обеспечения качества жизни и здоровья нации. Всенародно избранный президент является гарантом справедливости, о которой мечтали наши великие мыслители. Свобода личности, равенство, межнациональное согласие, стабильность, конкуренция различных форм собственности в рамках закона – это те ценности, которые твердо и последовательно отстаивает президент Узбекистана .
А. КАХХАРОВ,
доктор социологических наук, независимый эксперт
Хвалебными статьями сыт не будешь. Махалля как институт не везде работает, задумка не плохая но должна работать. На одном энтузиазме далеко не уедешь, необходимо действовать. Плюс ко всему в прошлых статьях да и тут затрагивался запад, да у них нету института махалли, но у них уровень жизни выше чем наш.
Лола, вы конечно правы что не везде работает махалля как институт, но вы не забывайте что мы молодая республика, может быть запад и живет хорошо, грабя другие страны, но согласитесь это не правильно. И не надо винить наше государство, лучше действуйте и тогда наша Родина заживет, надо признать что это будет долго, но если каждый вложит свой вклад то процесс явно ускориться
Ислам, а где доказательства о том, что запад грабит у других стран, даже если это так, то почему эти страны позволяют это делать, исходя из этого сколько уйдёт времени на поднятие страны с учётом того, что запад якобы может грабить у других стран? Китай за несколько лет поднял свою экономику, у нас уже скоро 30 лет будет, сколько ещё будем говорить о том, что мы молодая страна? А что потом будем говорить?
30 лет ждем уже…. надоела такая жизнь многим, вот и уезжают начиная с учебы и потом всячески цепляются там перетаскивая всю семью.такое чувство что везде лучше чем у нас. да, президент наш молодец. делает очень много для народа и улучшения имиджа страны. но в реалии улучшения жизни нет пока реформы. время бежит. пенсионеры голодают. ходят по дворам макулатуру да баклажки собирают. когда им дадут достойную пенсию? учителям и воспитателям нормальную зарплату? по уровню зарплаты, а значит уровню жизни можно судить экономический уровень страны и усилия политиков в целом.
Молодец хорошо лизнул … Постыдился бы независимый эксперт. Видно сразу статья проплаченная