За последние 5 лет доля женщин, участвующих в совершении экстремистских преступлений в Кыргызстане выросла на 25 %. Такую цифру озвучили во время обсуждения роли женщин в противодействии насильственному экстремизму в Кыргызстане летом 2017 года, которое организовало Управление ООН по наркотикам и преступности совместно со Службой по противодействию экстремизму и нелегальной миграции МВД Кыргызстана. Исследование проводилось организацией «ООН-Женщины» в нескольких странах, включая Сербию, Косово, Кыргызстан и Таджикистан. Частично «феминизация» экстремизма происходит за счет родственниц мужчин, участвующих в радикальных движениях или за счет женщин-одиночек, чьи мужья погибли или на длительное время уехали на заработки. Кроме того, была отмечена активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность женщин, а также наблюдаются факты радикализации самих женщин, в том числе членов семей верующих, осужденных за терроризм.
Исследование ООН показало, что слишком часто женщины воспринимаются как простые «последовательницы» своих мужей в мир терроризма и реже — как инициативные сторонницы или вербовщицы. Но конкретные факторы, толкающие женщин или притягивающие их к радикальным группам, недостаточно изучены. Влияние экстремизма на защиту прав женщин также редко изучается в регионе.
Факторами, способствующими увеличению терроризма являются проникновение салафитских идей, миграция, бедность, низкий уровень религиозного и светского образования. Эксперты также указывают на индивидуальную психологию людей как одну из главных причин.
Радикализация происходит и в родной стране, и за рубежом, где вербовка, например в ИГИЛ, осуществляется чаще. В настоящее время экстремисты посредством Интернета умело рекламируют и пропагандируют свою деятельность. Поскольку в интернете общается огромная аудитория, там же можно познакомиться с проповедями вербовщиков,призывающих к джихаду против «неверных».
Власти Кыргызстана сообщают о 863 гражданах, направившихся в Сирию и Ирак с 2010 по 2016 год, в том числе 188 (23,8%) женщин. В основном, власти объясняют вовлечение женщин в мир терроризма их пассивной ролью в семье и общепринятой нормой следовать за мужьями.
В Кыргызстане также говорят о «зомбировании» женщин. Большинство участников опросов характеризовали их как неспособных к решительным действиям и не могли оценить влияние женщин на распространение терроризма. По данным правоохранительных органов, практически все женщины, отправившиеся в Сирию, следовали за мужьями. Тем не менее, в ходе опросов выявилось, что среди женщин были и активные участницы, которые приветствовали экстремизм осознанно и присоединились к иностранным группировкам добровольно.
Пропаганда экстремистов обещает женщинам высокий статус при вступлении в исламский халифат, а также финансовые выплаты. Их также приглашают работать вербовщицами. К примеру полиция Джалалабада рассказала о двух девушках-подростках, которые были завербованы, общаясь с потенциальными мужьями в Турции по WhatsApp. Они получали от «мужей» деньги и договорились встретиться с ними уже в Сирии.
Известны случаи, когда родители поддерживали поездку своих детей на Ближний Восток из-за выгоды и фанатизма. Родители радовались поездке своих дочерей с мужьями в Сирию, потому что ожидали, что им скоро отправят деньги. В докладе по Кыргызстану приводится случай пожилой женщины в Иссык-Кульской области, убедившей 9 членов своей семьи последовать за собой в Сирию, рассчитывая на вознаграждение в размере 3000 долларов за каждого. Из всей семьи сбежать из ИГИЛ удалось только её внуку-подростку.
Конечно, есть и положительные примеры, когда женщины противодействуют терроризму. Например в Таджикистане, женщина сообщила о своих подозрениях в радикальных взглядах своего мужа. Случай был довольно обычный: муж часто разговаривал по телефону и полагая, что он ей изменяет, женщина начала прислушиваться к разговорам и обнаружила, что её супруг выражает экстремистские взгляды. Она обратилась за помощью в Государственный комитет по делам женщин и семьи и впоследствии ушла от него, в то время как госструктура предоставила ей и детям жильё и работу.
Аналогичным образом замужняя женщина с четырьмя детьми обратилась в комитет, потому что муж пытался заманить ее в Сирию. Комитет помог ей оставить мужа и найти работу.
В Кыргызстане идёт разработка Национальной стратегии противодействия насильственному экстремизму. Действует закон «О противодействии экстремистской деятельности». В 2014 году были ужесточены меры наказания за терроризм, а с июля 2015 года участие в конфликтах на территории иностранного государства расценивается как преступление, наказуемое сроком лишения свободы от 5 до 8 лет. Большинство вопросов, связанных с религией, регулируется Концепцией государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Однако последняя не учитывает роль женщин, а лишь упоминает о пробелах в государственном надзоре над «домашним религиозным образованием женщин и детей».
Кыргызстану рекомендуется проводить систематическое изучение как мужских, так и женских мотиваций к терроризму, а также наблюдать за гендерными различиями при выходе из радикализации. Исследования показали, что женщины действительно играют активную роль в терроризме. Доклад призывает повышать осведомлённость женщин, развивать критическое мышление и обсуждать спорные вопросы с детьми и супругами. Также важно изучить вопрос о том, кому доверяют женщины и чего они опасаются. Опросы показывают, что национальные и международные организации готовы оказать поддержку женщинам и семьям, желающих разорвать связи с радикальными группировками. Необходимо опрашивать возратившихся членов их семей с Ближнего Востока, чтобы иметь лучшее представление о роли женщин в экстремизме.