back to top
8.1 C
Узбекистан
Пятница, 18 октября, 2024

С 2018 года Узбекистан отказывается от активной политики импортозамещения

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,970ПодписчикиПодписаться
С 2018 года Узбекистан отказывается от активной политики импортозамещения

Как следует из постановления Президента Узбекистана от 29 декабря 2017 года «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год», с 1 апреля 2018 года в республике отменяются льготы, предоставленные предприятиям , включенным в программы локализации, в том числе по реализуемым проектам.

Тем самым дана официальная оценка активной политики локализации импортозамещающей продукции по принципу «покупай отечественное», реализуемой в Узбекистане более 15 лет.

Ставка на этот принцип – не нова для мирового сообщества, ее в разное время активно использовали правительства многих государств. Главная причина, по мнению экспертов, заключается в том, что импортозамещение в краткосрочном периоде обеспечивает динамичное и устойчивое развитие экономики, снижает ее зависимость от внешних факторов, экономит валютные средства, ускоряет внедрение новых, эффективных технологий в процессы производства, предполагает широкое использование местных сырьевых и производственных ресурсов.
Разрабатываемые на протяжении этих лет государственные программы локализации ставили главной задачей обеспечение рабочих мест в национальной экономике, развитие смежных отраслей, повышение доходов населения.

Импортозамещение в Узбекистане имело под собой солидную государственную поддержку в виде предоставления налоговых и таможенных льгот. Участники программы локализации, производящие импортные аналоги зарубежной продукции, освобождались сроком на 3 года от уплаты таможенных платежей за ввозимые технологическое оборудование и запчасти к нему, налога на прибыль, единого налогового платежа (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) , налога на имущество.

Ставка была сделана на производство импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, обеспечивающее уровень локализации не менее 36%. При этом доля экспорта локализованной продукции в чистой выручке от ее реализации должна составлять не менее 20%.

По данным Министерства экономики Узбекистана, за 15 лет в стране реализовано свыше 2,8 тысячи проектов локализации общей стоимостью свыше $5,5 млрд .

Освоен выпуск более 4,8 тысячи новых видов продукции, ранее завозимой, в том числе нефтегазовое оборудование, автомобильные двигатели, самосвалы и краны, технологическая оснастка, мини-оборудование для пищевой промышленности, электродвигатели, высокотехнологичная кабельно-проводниковая продукция, изоляционные материалы, спортивный инвентарь, бытовая техника, энергосберегающие осветительные приборы, строительные и отделочные материалы, текстильная и кожевенно-обувная продукция и др.

В настоящее время удельный вес локализованных товаров в общем объеме промышленной продукции превышает 20%.

По оценкам зарубежных аналитиков, импортозамещающая модель промышленной политики имеет и свои минусы. К их числу относят самоизоляцию от новых тенденций в мировой экономике, возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран. Немалую угрозу представляет опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приводит к неэффективному управлению и использованию ресурсов. Кроме того, выстраивание полностью производственных цепочек, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах, создает угрозу отрыва от международного разделения труда.

Замечено, что в условиях длительной экономической изоляции импортозамещение неизбежно ведет к отставанию и политике догоняющего развития.

Но самый главный минус состоит в том, что локализованная продукция зачастую оказывается неконкурентоспособной по формуле «цена/качество» и не пользуется спросом на внешнем рынке.

По официальным оценкам, несмотря на предоставление отдельным предприятиям налоговых льгот и таможенных преференций, локализованную продукцию из Узбекистана отличает низкий уровень экспортоориентированности. В зарубежные страны экспортируется продукция только 112 предприятий из 972.

Анализ показал еще одну тенденцию: в предприятия, производящие локализованную продукцию, весьма неохотно устремляется иностранный капитал. Зарубежные инвестиции привлечены только в 25% национальных производств.

Серьезным недугом отечественного производителя является недостаточный уровень внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) – альфы и омеги прогресса в любой отрасли индустрии.

«Игра» по правилам мирового сообщества в современных условиях, как показывает мировой опыт, отвергает ограничения внешнеторговой деятельности и конкуренции. Несмотря на существующие угрозы и вызовы, курс на экспортную ориентацию экономики принял и Узбекистан. Об этом красноречиво свидетельствуют введенная в сентябре прошлого года либерализация валютного рынка плюс последовательное поэтапное снижение импортных таможенных пошлин на ряд товаров. Принимаемые меры открывают дорогу промышленным товарам из других государств, которые могут оказаться более конкурентоспособными по сравнению с узбекскими аналогами по формуле «цена/качество».

По оценкам аналитиков, принимаемые в Узбекистане радикальные меры ускорят вовлечение страны в мировое хозяйство, упростят доступ к мировым ресурсам и технологиям. Приоритетной задачей для производителя на современном этапе развития станет производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок, что означает ориентацию национальной промышленности страны на мировую конъюнктуру. Но при этом карт-бланш получит производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Свободная конкуренция в Узбекистане, по ожиданиям экспертов, вынесет на поверхность сильные конкурентные отрасли экономики. Именно они могут стать основным поставщиком денежных средств в бюджет, валютного притока в страну и локомотивом для дальнейшего развития экономики.

Встраивание в глобальную сеть экономических отношений, акцент на экспортоориентированный рост экономики – задача непростая. Главный секрет успеха на внешнем рынке — предложить зарубежному потребителю ту продукцию, которая окажется качественнее и дешевле всех. Но и награда за победу, по утверждению аналитиков, будет достойная – повышение качества жизни населения на фоне высоких темпов развития страны.

В. НОВИКОВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Различного рода льготы и преференции вели к огромной коррупции для допуска к этим льготам. Поэтому необходимо отменить все льготы для здоровой и равной конкуренции и устранения коррупции. А при равной конкуренции улучшится качество, корректируются цены, устранится дефицит [ искусственный], очень много положительного.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане состоялась официальная презентация Jetour T2

Компания JETOUR MOTORS 17 октября провела грандиозный запуск нового продукта JETOUR T2 в столице Узбекистана. Эта конференция, прошедшая на...

Больше похожих статей