Корреспондент The Times Энтони Лойд выясняет на Ближнем Востоке, куда подевались иностранцы, воевавшие в рядах ИГИЛ. По данным газеты, они теперь прячутся в Сирии и Ираке, а также в Турции.
«Чтобы скрыться от правосудия, иностранные джихадисты прячутся в пустынях в Сирии и Ираке» — так озаглавлена первая статья Лойда.
«Тысячи боевиков «Исламского государства», приехавших из западных стран, вырвались из окружения во время финальных сражений у сирийско-иракской границы и укрылись в отдаленных пустынных районах либо бежали в Турцию», — сообщает журналист со слов местных командиров и сотрудников разведслужб.
«Как считается, многие иностранные боевики убиты на поле брани (часто при авиаударах, после которых невозможно опознание погибших), а без малого 6 тыс. вернулись в свои страны», — пишет автор, ссылаясь на данные из 33 стран, откуда прибывали боевики. И даже по самым скромным оценкам получается, что еще тысячи иностранных боевиков все еще живы и где-то рыщут.
Джихадисты разбросаны, например, по деревням на северо-востоке Сирии — а именно, в небольшом анклаве у берега Евфрата и в пустыне близ иракской границы.
Командир из «Сирийских демократических сил» Абу Ибрагим, который дал интервью в городке Татиана, сказал, что на днях его подразделение взяло в плен граждан Китая, Марокко, Саудовской Аравии, а также дагестанцев, казахов и одну женщину с британским гражданством. «Большинство из тех, кто остается воевать, — местные», — добавил он.
В 2015 году Пентагон подсчитал, что в Сирию и Ирак под знамена джихадистов прибыли до 40 тыс. иностранцев из 110 стран. Позднее был сделан вывод, что это завышенная оценка и на самом деле иностранных боевиков около 25 тыс.
Их нынешняя судьба остается загадкой. Чарли Уинтер (International Centre for the Study of Radicalisation and Political Violence, Королевский Колледж, Лондон) заметил: «Вот тенденция последних полутора лет. ИГИЛ теряет большой кусок территории, но число погибших и пленных всякий раз оказывается меньше, чем вы ожидали. Либо их численность была преувеличена, либо эти люди куда-то переместились, а этого никто не заметил».
Издание сообщает: «Хотя высшие официальные лица из США, Франции и Великобритании постоянно уверяют, что в идеале боевиков-добровольцев ИГИЛ следует убивать на месте в боях, в реальности коалиция надзирала за чередой соглашений между местными силами и в Ираке, и в Сирии, которые позволили окруженным отрядам боевиков ИГИЛ бежать в другие места. Самый известный случай — соглашение в Ракке в октябре нынешнего года: тогда несколько сот боевиков ИГИЛ и тысячи членов их семей (в том числе много иностранцев) сели в автомобили и автоколонна уехала в пустыню к востоку от города, где теперь уцелевшие все еще воюют. Похожие капитуляции в результате переговоров были и в других точках Сирии и Ирака».
«Мы видели, как похожие договоренности заключались в Таль-Афаре и Хавидже, — сказал иракский чиновник, пожелавший остаться анонимным. — В обоих случаях автоколоннам с боевиками ИГИЛ разрешили уехать. Что случилось с ними после этого и где они теперь? Похоже, этого никто не знает».
Подразделения западных спецназов, которые охотятся на джихадистов в Сирии, высмеивают британских боевиков за неумение воевать. «Местные командиры, участвующие в борьбе с ИГИЛ в этих местах, говорят, что среди их самых сильных противников — чеченские, русские (так в оригинале. — Прим. ред.), голландские и французские боевики-иностранцы», — пишет газета.
«Британцы в рядах ИГИЛ, похоже, были скорее фигурами для пропаганды, либо занимались работой не на фронте», — говорит Сирван Ксхалиль, офицер разведки сирийских курдов.
Уинтер отмечает: то, что ИГИЛ разрешает своим боевикам покинуть Сирию и Ирак, предвещает «кардинальную смену стратегии, которая спустя пять лет должна привести ИГИЛ к желательным для него результатам; людям позволяют покинуть халифат, чтобы сберечь ресурсы, энергию, живую силу, мощь семьи; покинуть подконтрольные ему районы и отправиться в места, недоступные для правоохранителей».
Газета также приводит рассказ неназванного «сотрудника местной разведки».
«В нескольких случаях мы сообщали коалиции, что движется автоколонна ИГИЛ, и призывали разбомбить, — сказал сотрудник. — Но нам отвечали: «Только не эту — в ней есть один из наших». Проблема в том, что каждая страна коалиции имела в ИГИЛ своих шпионов, а в коалиции было много стран. В результате многие колонны ИГИЛ не бомбили, им дали уйти — и все ради какой-то пользы для разведки в будущем».
Сведения о британцах выделены в отдельную статью под заголовокм «300 британских боевиков из ИГИЛ находятся в бегах в Турции». По этой причине западные разведслужбы опасаются, что риск терактов в Европе возрастает, отмечает Лойд.
«В этом году, когда были отвоеваны города Ракка и Мосул, находившиеся под контролем ИГИЛ, тысячи джихадистов, в том числе не менее 300 британцев, бежали в Турцию», — пишет автор.
«В наших тюрьмах много французских граждан, десятки граждан других стран, но мы полагаем, что большинство британцев сбежали», — сообщил вышеупомянутый Ксхалиль.
«Около 850 британцев уехали, чтобы присоединиться к ИГИЛ. Примерно половина из них вернулась. Подтверждена смерть около 130 человек», — сообщает издание.
Незаметно выехать из Турции и вернуться в Великобританию все сложнее, заверили источники в британских спецслужбах.