Разработанный Государственным комитетом по инвестициям и обсуждаемый на ЕПИГУ масштабный документ включает 219 статей.
Статья 6, в частности, предусматривает принцип гласности и прозрачности.
Принцип гласности – обнародование органом государственной власти и управления через средства массовой информации и официальный сайт информации о своем участии и принятых решениях в сфере инвестиционной деятельности.
Принцип прозрачности – обеспечение открытости и возможности беспрепятственного доступа граждан и юридических лиц к информации о деятельности государственного органа и принятых им решениях в сфере инвестиционной деятельности, кроме случаев определенных законодательством.
В обсуждаемом документе в главе «Льготы и преференции по государственной поддержке инвестиционной деятельности и инвестиций» предложено введение понятия инвестиционной ссуды (кредита), инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционная субсидия – финансовое содействие, предоставляемое в качестве инвестиционной преференции на безвозмездной и безвозвратной основе субъекту инвестиционной деятельности, заключившему инвестиционный договор на реализацию инвестиционного проекта по приоритетным направлениям социально-экономического развития.
Инвестиционный налоговый кредит – форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику – субъекту инвестиционной деятельности предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов.
Немалое место отводится концессионной деятельности. Концессия – разрешение, выдаваемое от имени государства инвестору на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением ему имущества, участков земли и недр на основе заключения концессионного договора.
Отдельными статьями оговариваются субъекты концессионных правоотношений, перемена лиц по договору концессии, объекты договора концессии, особенности статуса объекта договора концессии, передача в концессию незарегистрированного имущества и объектов с долгами.
Инвестиционный кодекс предусматривает гарантии прав и законных интересов концессионеров, в том числе их равноправия, стабильности для концессионера, а также отношения собственности при концессионной деятельности.
Оговорена компетенция государственных органов в сфере осуществления концессионной деятельности – Кабинета Министров, уполномоченного органа государственного управления, органов государственной власти на местах.
Немалое место в обсуждаемом документе отведено деятельности иностранных инвесторов. Регламентируются формы осуществления иностранных инвестиций, полномочия государственных органов по контролю за деятельностью иностранных инвесторов, правовой режим иностранных инвестиций, права и обязанности иностранных инвесторов, вопросы привлечения иностранных работников, страхования иностранных инвестиций.
В число гарантий вводятся гарантии от дискриминации в отношении иностранных инвесторов, от неблагоприятного изменения законодательства, правовой защиты иностранцев, использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций, а также гарантии от национализации и условия осуществления реквизиций. Гарантируется также возврат иностранных инвестиций в связи с прекращением инвестиционной деятельности.
Инвестиционный кодекс вводит общие положения об инвестиционной деятельности за пределами Узбекистана, в частности, формы инвестиционной деятельности при направлении инвестиций за пределами страны, учет инвестиций и контроль за ними.
Планируемый срок вступления обсуждаемого документа в силу — 5 декабря 2017 года.
В. НОВИКОВ