По совету знакомых, близких к народному образованию, прочитал я на досуге о воспитательных методах одного местного начальника и опечалился. Воспитывать директоров школ, конечно же , периодически необходимо и даже полезно. Но вот его скандальное ноу-хау очень впечатлило…
Не хотелось бы никого обижать, но по прошествии времени заботливая память вновь и вновь возвращает некоторых сограждан к событию, которое имело место быть в канун больших осенних праздников. Короче говоря, по просочившейся в СМИ информации гражданин, утвержденный всего год назад в должности хокима Сайхунабадского района Сырдарьинской области, лично избил директоров школ.
Хотя конкретная вина районных «сеятелей разумного, доброго, вечного» и осталась в тени, но насторожившаяся общественность обратила внимание на тот факт, что сами «воспитуемые» не оказали явного сопротивления насилию со стороны своего коллеги, то есть бывшего начальника областного управления среднего специального, профессионального образования Н.Э. Именно это примечательное «кадровое» совпадение и породило домыслы о руководителе с крепкой тренированной рукой, готового при случае воспользоваться «бестормозным» воспитательным методом.
И теперь педколлективы и жители района вместе с «прокурорскими» дружно разгадывают ребус местного значения на тему: за какие такие грехи этих «воспитуемых» не только подвергли унизительной экзекуции, а даже фрагменты столь нелицеприятного действа выставили на всемирное обозрение. Поразмыслив его земляки прикинули, что дело конечно же не только в дисциплине, в борьбе за которую местный хоким рискнул поставить на кон свой социальный статус, отработанный годами.
Не знаю уж как другие guru-просвещенцы, но вот один из почтеннейших восточных ученых и педагогов Х века Абу Рейхан аль-Бируни вряд ли бы одобрил, говоря современным языком, такую парадигму. Тем более, что с достопамятных времен существуют на белом свете и более гуманные варианты.
Вот, к примеру, давеча в Узбекистанском районе Ферганской области обошлись без явного рукоприкладства со стороны хокимията. Видимо, гендерная составляющая сыграла свою положительную роль при общении с методистом РайОНО Х. Муминовой, регулярно обиравшей на своем рабочем месте учителей школ, предоставляя им на платной основе годовые учебные планы для 2-4 классов. Этой предприимчивой даме удалось собрать в личные закрома 3,7 тысячи долларов США и 9,3 миллиона сумов. Все это вместе с заветной тетрадкой с фамилиями взяткодателей было изъято в качестве вещественных доказательств. Ну, а далее департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре, возбудил в отношении Х. Муминовой лишь дело по ст. I68 (мошенничество) Уголовного кодекса РУз.
Своеобразный подход
А вот моему школьному другу Тимуру удалось-таки найти подход к одному знакомому с детства школьному коллективу, склонному к негативным педагогическим проявлениям. Сделал он это ненавязчиво, но очень убедительно. Ведь вопреки некоторым суждениям и в прошлые времена имели место быть определенные огрехи в общеобразовательной системе. В том числе и постоянные поборы, и пренебрежительное отношение к слабым и малоимущим воспитанникам, а также коррупция, цветущая махровым цветом.
Кто-то мирился с таким положением вещей, кто-то проявлял характер. Среди них Тимур и его дружная семья.
Этот молодой человек после окончания школы почитай два века подряд с завидной регулярностью поздравлял свою первую учительницу со всеми праздниками. При этом он не беспокоил ее телефонными звонками, а заранее отправлял на ее имя конверт с нарядной подписанной открыткой. Через некоторое время друг рассказал, что Сайера Рахимовна все его послания стала с выражением зачитывать на школьных педсоветах, а заодно с гордостью оповещать педколлектив и о его успехах. Откуда она брала эти сведения, осталось загадкой. Но многие ее коллеги белой завистью завидовали такому постоянству. Иногда, не сговариваясь, учительница и ученик встречались в городе и, перемолвившись парой-тройкой фраз, расходились довольные друг другом.
Шли годы, но где бы не находился Тимур он к удивлению работников почты ни разу не обманул ожиданий адресата. Когда учительница вышла на пенсию, то однажды позвонила своему ученику и пригласила на ужин. Выкроив в плотном рабочем графике пару часов и прихватив коробочку конфет, он вечерком заглянул на огонек. Сын и взрослые внуки Сайеры Рахимовны встретили возмужавшего Тимура радушно. Вечер удался, а когда домочадцы разошлись по своим делам, то она попросила его немножко задержаться. Теребя бахрому парадной скатерти учительница вдруг призналась, что за многие годы учительства не получила даже вкупе столько знаков внимания от своих многочисленных питомцев.
— Может быть, повлияло землетрясение или развал Союза,- предположила она со вздохом. — Хотя на стопке конвертов, отправленных тобой, проступают штемпели разных стран. Но ведь в школе ты никогда не был в числе моих «любимчиков». И каюсь, я порой бывала несправедлива к тебе… Так почему же на протяжении многих лет ты выделял именно меня среди других школьных учителей? По словам моего друга, он не удивился и постарался заверить Сайеру Рахимовну, что всему «виной» его семья, в которой постоянно культивировался авторитет школьного Учителя.
Второй после Бога
Услышав эту историю, я подумал, а не переборщил ли мой друг с «холодным блюдом», с завидной регулярностью доставляя его на дом нашей учительнице? Ведь во многих религиях рекомендуется отвечать добром на зло, оставляя право на месть только Всевышнему. Но Тимур заверил, что все в порядке. К тому же, со временем он и сам искренне поверил в созданный им образ «Первой и любимой школьной учительницы». Вот так — не больше и не меньше!
А по наблюдениям двух наших одноклассниц, закончивших пединститут, а затем успешно влившихся в когорту этого школьного коллектива, после регулярных прочтений уважительных посланий Тимура, не только наша Сайера Рахимовна, но и другие учителя невольно становились гораздо справедливее и внимательнее ко всем малышам, для которых учитель априори должен быть «Вторым после Бога». Да и сами молодые преподавательницы постарались привнести в родную школу подзабытые старые- веяния, в том числе и назидание немецкого педагога А. Дистервега, который еще в ХVIII веке написал, что «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам Учитель».
Однажды, собравшись в честь знаменательной даты, мы не стали вновь вникать в суть столь креативного поступка Тимура. И, хотя мнения о «холодном блюде» прежде разнились, но большинство согласилось, что лед тронулся. Это было заметно и по нашим подрастающим детям, которые постигали науки в тех самых школьных стена . И за бокалами местного вина, мы мысленно погрузились в воспоминания о нашей школе, которая была одной из самых престижных в городе.
Три десятка ребят в нашем классе были очень разные. Но так, как в те годы всех девочек и мальчиков уравнивала школьная форма и мелкие монетки, которыми снабжали родители для посещения школьного буфетика, а вокруг школы не скапливались многочисленные личные и служебные авто, то многие из нас вообще не задумывались о приоритетных должностях мам и пап. Научившись писать, считать и читать, мы старательно стремились к неизведанному будущему. Но благодаря «домашним посиделкам» уже понимали, что инициативные шаги педагогов в сторону от утвержденной учебной программы строго преследовались неведомым нам ГорОНО, который не особенно допекал своим вниманием лишь сферу досуга, переложив всю ответственность на тренеров спортивных секций, да кружков в Доме пионеров и школьников.
Каверзный вопрос
Хотя мой «остепененный» друг Тимур давно слыл большим докой в вопросах социальной психологии, однажды в канун очередного Дня учителя и наставника он поинтересовался у меня, отчего в наши дни старшее и младое поколение в качестве самых добрых и преданных друзей homo sapiens все больше приводят в пример братьев наших меньших? А вот школьных или вузовских педагогов оставляют «за кадром»?
— Не знаю,- честно признался я, — ведь этот каверзный вопрос многих ставит в тупик. Но особенно остро он стоит перед представителями СМИ, которым по укоренившейся традиции всегда поручают организацию только хвалебных статей или очерков о представителях этой достойной профессии. А вот досадные промахи в воспитании юной поросли все по-прежнему стараются обходить, пуская на самотек решение наболевших проблем…
В связи с этим, припомнили мы и жестокую «цветочную историю», которую довелось пережить моему другу. Во время повального дефицита продуктов питания он не выделялся ростом и крепким здоровьем и поэтому часто пропускал уроки по уважительной причине. Но очень аккуратный и дисциплинированный первоклассник старался выполнять все поручения учительницы. Поэтому, когда она решила «озеленить класс», то малыш попросил родителей порадовать ее каким-нибудь замечательным растением. Вместе с мамой им удалось приобрести роскошную комнатную лилию с гладкими длинными зелеными листьями в большом тяжелом горшке «на вырост». Обернув его в гофрированную бумагу, родители ранним утром сами доставили цветок в школу. Сайера Рахимовна, поджав губы, указала место на дальнем подоконнике, заметив,что лучше бы они сдали на цветы деньги.
Через день к удивлению домашних, на пороге дома вдруг возник запыхавшийся и весь перепачканный Тимур, который вместе с сердобольной соседкой втащили тот самый цветочный горшок. Со слезами на глазах он рассказал, что учительнице совсем не понравилось его растение, обещавшее лишь только в будущем порадовать класс своими соцветиями. Поэтому под смешки ребят она выставила его за дверь, дав указание мальчику немедленно унести его домой.
Эта скверная новость из мира ботаники быстро распространилась среди живущих в нашем общем дворе, расположенном в самом центре города. Представители разных профессий от талантливых мастеров на все руки до известного академика и одного из самых прославленных хореографов, фамилии которых в наши дни носят улицы мегаполиса, были очень шокированы непомерно жестоким обращением с ребенком и вымогательствами.
Ведь все они, несмотря на свою занятость и известность, жили очень скромно, презирая взятки и решительно отказываясь от всяческих подношений. Поэтому порой, на радость соседям, из калиток этой интеллигентной публики вслед незванным гостям через весь длинный и нескладный двор летели отрезы шерсти и крепдешина, обувь, каракулевые шкурки или дензнаки разного достоинства. Разумеется, своими бессребрениками наш двор очень гордился, слагая легенды об их удивительном житии — бытии, так сказать не по чину. Вот и на этот раз, собравшись у телевизора в ожидании вечерних новостей и футбола, они дружно осудили поступок учительницы, постановив ни в коем случае не заменять дензнаками отправленную домой лилию.
Школа была рядом и уже на следующий день представители дворового сообщества открыто продекларировали в кабинете директора свои взгляды на школьные поборы считая, что «так как никто из них принципиально взяток не берет, то и давать их впредь никому не собирается…» Директор школы, поддержав их позицию, заметил, что «хотя современное общество порой отрицательно влияет на школьный климат, но его образцово показательная альма — матер будет следовать своим курсом».
Уроки справедливости
Как кому, а нам повезло именно с директором, который был настоящим полковником, постоянно носившим на лацкане потертого пиджака вместо многочисленных боевых орденов лишь орденскую колодку. Мы знали, что седой ветеран свято чтит все кодексы, старательно донося до педколлектива незыблемые законы справедливости.
Сам он не преподавал, а умело управлял коллективом школы, успешно разруливая самые щекотливые положения. Для него были равны все поголовно: и дети, росшие в неполных семьях, и избалованные отпрыски чиновничества высшего ранга, и снабженцев-искусителей. А это в эпоху повального дефицита было не просто. За плохую успеваемость или проступок он, оставшись один на один с провинившимся, журил его основательно, но без оскорблений. В его речах рефреном звучал Гораций: «все, что делаешь, делай разумно».
Конечно и в те времена в учебных заведениях и рядом с ними случались серьезные нарушения с участием подростков , но в отсутствие проплаченных государством заместителей по «маънавиату и маърифату», педагоги двадцатого века все списывали на родителей, а те, держа оборону, переводили неуравновешенных детей из одного учебного заведения в другое. И со временем все как-то все устаканивалось.
Но сегодня свежие новости из колледжей напоминают сводки с полей жесточайших сражений. Так, в небезызвестном медицинском весной испытали на профпригодность будущих эскулапов, а уже осенью в одном из столичных юридических — на знание статей Уголовного кодекса. В одном убивали ногами, а в другом — применив холодное оружие. Страшновато. Однако и педагоги, и родители своей вины не признают, кивая на … интернет, который в роли душегуба отрицательно повлиял на неокрепшие организмы их детей. Верится,что правда восторжествует и все виновные будут наказаны.
Но вот крамольную мысль, что все начинается с раннего детства, многие категорически отметают, предполагая что в начальной школе дети ничего не смыслят в поступках взрослых, попирающих законы. Будем надеяться,что распоясавшийся хоким не станет героем их грез, но претендент запомнится.
К примеру, все мы десятилетние знали, что в нашем классе некоторые ленивые девочки и мальчики получают отличные оценки благодаря стараниям ретивых членов родительского комитета, постоянно собирающих дань на подарки учительнице по случаю праздников. При этом они с нескрываемым презрением смотрели на многодетных родителей, с трудом сводящих концы с концами и отсчитывающих трудовые рублики на очередное подношение.
И вот однажды,когда мы сменили значки «октябрят» на красные галстуки, в нас взыграло зародившееся чувство справедливости. Мы не выдержали и, шумно обсудив нарисовавшуюся проблему, решительно выразили свое возмущение главными зачинщицами. Те, обидевшись на критику «мелюзги» в свой адрес, при активной поддержке учительницы потребовали сатисфакции. В тот же день завуч в отсутствие директора, дабы не выносить сор из избы, своим приказом исключила из школы на несколько дней группу однокашников, ратующих за правду. Среди них оказались и мы с Тимуром.
Наши родители, узнав подробности, не стали кривить душой и оставили без разборок этот инцидент до возвращения директора школы из командировки . Увы, уже через пару дней наши непредусмотренные графиком каникулы, были прерваны без последствий. К тому же, по достоверным сведениям поборы и подношения прекратились …и не только в нашем классе. Но вот осадок в душе остался навсегда.
А на худой конец хоть скидки
Шли годы. Национальная программа по подготовке кадров решительно повела очередное юное поколение по пути намеченных прогрессивных форм обучения. Но, как водится, и в них опять-таки нашлось местечко для коррупции. Ведь если все равны,то за определенную мзду всегда можно выделить и самых- самых равных, определив их в десятый класс. А остальных же юношей и девушек после девятого класса отправить за знаниями в лицеи и колледжи в основном по месту жительства. Изучив ситуацию, мои многодетные друзья все же попытались определить одного из сыновей в какой-нибудь колледж для получения массовой профессии. Но юноша, побывав в нескольких учебных заведениях, решил вернуться в родную школу, которая находилась в шаговой доступности от его дома.
А не тут-то было! И до его мамы, просидевшей пару часов в очереди на прием к директрисе, наконец дошло что для «отступника», конечно, найдут место в десятом классе, но только при наличии некой суммы, аккуратно упакованной в конвертик. Вечером, в связи с возникшей меркантильной проблемой, родители будущего десятиклассника попросили у меня взаймы несколько тысяч.
Как говорится, утро вечера мудренее и, обдумав ситуацию, я решительно набрал номер районного отдела народного образования, попросив милую девушку соединить с начальством. Заочно познакомившись с ним, я сразу приступил к делу, поинтересовавшись у первого лица с хорошо поставленным командным голосом , а предусмотрены ли у этого райОНО скидки для малоимущих или на худой конец для работников СМИ? Так как,сами понимаете, две т ысячи в у.е. нам «не поднять»? Видимо на другом конце мое предложение вызвало неподдельный интерес и, спустя несколько минут, охрипший голос меня вежливо послал прямиком …в названную школу, где родителей школьника с нетерпением ожидает директриса, готовая немедленно решить обозначенный вопрос без всяких сувениров.
Тот молодой человек уже и школу успел окончить, и институт, и даже двухлетнюю магистратуру. Оставалось определиться с местом работы. При встрече дипломированный специалист очень вяло реагировал на полезные советы по части приложения знаний, полученных в вузе . А через некоторое время все-таки признался, что особенно его впечатлила профдеятельность вузовских наставников. И он готов немедленно влиться в их ряды, так как на своем примере прочувствовал сформировавшийся там удачный бизнес. Ведь самостоятельно грызть гранит науки поначалу пытались все его одногруппники, но даже самые усидчивые с трудом укладывались в стипендию, дабы достойно преодолеть очередную сессию без солидных родительских дотаций. Увы, на «хлебное место» его так и не взяли в связи с отсутствием достойного ходатайства.
Что делать, если..
Прошедшим сентябрем с очередным Днем независимости удачно совпали и День знаний, и Курбан хайит. Повсеместно отметили их радостно и весело Разве что, накануне кое-кто позволил себе распустить руки. Что делать с драчуном, обличенным властью и прославившимся благодаря интернету, пока не решили… Хотя вариантов от силы два: или судить, или лечить, а потом уже судить Мне же кажется, что если копнуть глубже, то не все подвергнувшиеся насилию директора школ виноваты в отсутствие лишь «квасного патриотизма». Скорее всего у хокима «накипело» и неадекватное наказание последовало в ответ на предыдущие многочисленные нарушения, мягко скажем непедагогической этики, которые совсем нередки в этой среде. Но о них, то есть о коррупции, говорить и писать себе дороже — защитников чести и достоинства наберется с лихвой. Поэтому так и останется в республиканских анналах тот драчун лишь хулиганом, а не упорным «борцом» за установленное процентное распределение родительских даров.
Кстати, в наши дни кое-где на постсоветском пространстве входит в моду направлять непомерные суммы, регулярно собираемые на подарки учителям и наставникам, на счета добровольных сообществ, занимающихся оказанием помощи тяжело больным детям. Хочется верить, что с возрождением таких традиций повсеместно возобладает и вышедшая из моды педагогическая этика. Ну а пока многие современники на вопрос о положительных качествах живых существ по-прежнему готовы с упоением вещать лишь о своих верных собаках, кошках, мини свинках и попугаях, а вот об учителях – наставниках, представителях райОНО и минвуза под микрофон вспоминают с большим напрягом.
Знакомый опытный психолог прояснил ситуацию: верность животных удивительно радует вполне ожидаемой предсказуемостью. А вот поступки тех, кто призван «сеять разумное, доброе, вечное» порой озадачивают на всю оставшуюся жизнь. Однако накопленный человечеством опыт заставляет сделать один правильный ввод, что «Прежде чем что-либо сеять, надо как следует подготовить почву».
И хотя многим из нас порой очень хочется преклонить колени именно перед символом скромного, разносторонне образованного учительства, не претендующего на презренный металл, а довольствующимся лишь традиционными источниками знаний или скромными букетам душистых цветов. Ведь именно такую когорту просветителей, Вторых после Бога, когда-то и возвеличил знаменитый поэт.
Надир ТАШ