Центральная Азия стремительно меняет свой облик – все чаще в последнее время пишут западные аналитики. «Регион прежде соперничающих стран, разделенных спорными границами, сегодня движется в сторону разрешения разногласий и установления нового уровня сотрудничества, не наблюдавшегося здесь в течение десятилетий» — отмечают авторы аналитического обзора газеты The Wall Street Journal. Приведут ли новые настроения в регионе к реальной интеграции его участников?
Новые тренды в отношениях стран Центральной Азиив определённой степени сейчас задает Узбекистан. Приход к власти там опытного и прагматичного ШавкатаМирзиеева уже позволил разрешить достаточно обширный список проблемных вопросов в отношениях с региональными партнерами. Осталось только закрепить успех и отладить механизмы сотрудничества так, чтобы при любых политических или иного свойства кризисах они продолжали работать как часы.
И в этом смысле примером для других стран Центральной Азии могут служить отношения Казахстана и Кыргызстана, пожалуй, самые надежные и непоколебимые в ряду двусторонних контактов соседей. И это при той интенсивности политических потрясений, которые пережила Кыргызская Республика за свою непродолжительную историю существования. Астане и Бишкеку при любых сценариях удавалось сохранить отношения на самом высоком уровне, независимо от того, между кем и на какую тему выстраивался диалог.
Казахстан и Кыргызстан – единственные две страны региона, входящие во все ключевые интеграционные объединения на постсоветском пространстве: СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. Для адаптации Бишкека к членству в Евразийском Экономическом Союзе Астана безвозмездно выделила техническую помощь в размере 100 миллионов долларов. И это, кстати, не единичный случай. Стабильный и экономически благополучный Казахстан всегда помогал южному соседу, экономику которого изрядно потрепали две революции. Кыргызстан получал гуманитарную помощь деньгами, продуктами и даже строительными материалами. Ни одной стране мира Астана больше не оказывала такой поддержки. И это ли ни самыйяркий пример проявления истинно добрососедских отношений?
Особо показательным этот пример видится в самой, пожалуй, спорной области взаимодействия стран Центральной Азии – водной. Как решить извечную проблему дележа водных ресурсов между странами в верховьях и низовьях рек, которая по мнению скептиков при определённых неблагоприятных обстоятельствах может даже привести к войне, Казахстан и Кыргызстан продемонстрировали еще в начале нулевых.
В 2000 году Астана и Бишкек подписали соглашение «Об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас», которое подразумевало совместное финансирование инфраструктуры трансграничных рек. То есть две страны стали делить расходы за эксплуатацию и ремонт гидросооружений на территории Кыргызстана. Казахстан взял на себя обязательство платить компенсацию пропорционально получаемому объему воды.
Основываясь на практике Чу-Таласскогоравноправного сотрудничества, впоследствии был инициирован новый проект уже между Кыргызстаном и Таджикистаном на реках Исфара и Ходжабикирган. Подобный вариант взаимодействия можно было затем перенести и на другие крупные реки Центральной Азии. В перспективе это позволило бы если уж не снять совсем с повестки водный вопрос, то хотя бы сделать его менее острым. Но такое соглашение по разным причинам не устраивало остальные страны региона. Между тем, в двустороннем контексте этот вариант взаимодействия Казахстана и Кыргызстана до сих пор успешно работает. Лишь с некоторой поправкой на незначительные сбои, которые случаются по независящим от сторон природным причинам.
На фоне отсутствия конфликтов и противоречий Казахстан и Кыргызстан благополучно развивают экономические отношения, наращивая товарооборот. К концу года, согласно ожиданиям сторон, он может достичь 1 миллиарда долларов. И говоря об этом, уместно будет упомянуть, что у крепкой конструкции материальных взаимоотношений Казахстана и Кыргызстана надежный фундамент общего духовного наследия.
В ходе многочисленных встреч политиков высшего уровня, представляющих республики, часто звучат слова о «братстве народов», об «общих культурных и исторических корнях». И это то, что связывает крепче любых контрактов и соглашений, несмотря, а иногда вопреки разного рода потрясениям.
В целом взаимоотношения Казахстана и Кыргызстана на современном этапе представляется наиболее показательными в регионе. И думается, что именно этот тандем мог бы сыграть роль центра притяжения вокруг себя других стран Центральной Азии, центром создания полноценной интеграционной структуры, которую за четверть века после развала Советского Союза государства региона так и не смогли сформировать. Такая структура в условиях вялотекущего мирового финансового кризиса, растущей угрозы со стороны Афганистана и Сирии, непростых отношений России с Западом могла бы стать надежной подушкой безопасности для всей центральноазиатской пятёрки.
Багжан Айымбетов
Интеграционная структура есть, ЕАЭС, которую кстати предложил создать президент Казахстана, потом есть ОДКБ коллективная безопасность. О какой ещё структуре идёт речь? Второе, Узбекистан не хочет входить ни в какие структуры как помниться.
Очень правильно ЦА союз нужен как 5ке так и соседям а об ГАЭС и ОДКБ тут и речи нету Лола они не нужны это отдельный вопрос
Обоснуйте, почему не нужны? И так и не ответили какой нужен союз?