В обсуждаемом на ЕПИГУ проекте постановления Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему развитию электронного правительства и совершенствованию оказания электронных государственных услуг» названы пять проблем электронного правительства в стране.
Первая–не принимаются действенные меры по совершенствованию административных процедур, упрощению систем оказания государственных услуг, коренному сокращению излишней бюрократизации процессов взаимодействия с заявителями на всех уровнях государственных органов;
вторая–несмотря на принимаемые меры по широкому внедрению принципа «одно окно» при оказании государственных услуг, до сих пор имеют место факты требования от заявителей информации и документов, имеющихся в распоряжении других государственных органов, а также неудовлетворительным остается качество обслуживания граждан в государственных органах;
третья–отсутствует системный подход в обеспечении открытости и прозрачности деятельности государственных органов, все еще проявляется культура информационной закрытости и формального диалога с населением в отдельных государственных органах;
четвертая–наблюдается нерегулируемый рост объемов цифровых данных о гражданах и деятельности организаций в информационных системах и базах данных государственных органов, что в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля их использования и защиты создает серьезную угрозу информационной безопасности и нарушения прав человека;
пятая – усиливается цифровой разрыв между городским и сельским населением страны в доступе к современным информационным технологиям, распространении навыков использования компьютерных и мобильных технологий.
В обсуждаемом документе определены важнейшие направления дальнейшего совершенствования электронного правительства и реформирования системы оказания электронных государственных услуг.
Намечен коренной пересмотр процедур оказания электронных государственных услуг населению и субъектам предпринимательства, направленный на сокращение необоснованных и устаревших процессов, постоянное совершенствование процессов обслуживания заявителей, повышения их качества и доступности.
Предполагается обеспечить максимальный уровень открытости, прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов на основе поэтапной реализации принципа «открытость по умолчанию» применительно как к результатам своей деятельности, так и к процессам принятия решений.
Будет повышена эффективность и результативность деятельности государственных органов за счет, в первую очередь, информатизации, оптимизации административных процедур государственных органов и их структурных подразделений, а также широкого использования информационных технологий.
Внедрение информационных систем электронного правительства будет проводиться на основе сервисного архитектурного подхода, подразумевающего централизованную разработку, внедрение и сопровождение информационных систем и ресурсов.
В повестке дня — постоянный открытый диалог с населением и субъектами предпринимательства в вопросах совершенствования порядка оказания государственных услуг и повышения эффективности деятельности государственных органов, введение в практику системы общественного обсуждения по интересующим население вопросам и проблемам.
В числе первоочередных задач — активное применение механизмов государственно-частного партнерства, направленных на повышение эффективности взаимовыгодного сотрудничества в реализации проектов электронного правительства.
Предложено преобразовать Центр развития системы «Электронное правительство» при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций в Центр эффективного государственного управления.
Основной целью Концепции дальнейшего развития электронного правительства в Узбекистане на 2018-2021 годы определено повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения, говорится в обсуждаемом документе.
В. НОВИКОВ