Исламское государство» практически повержено, однако на просторах интернета оно продолжает существовать, предупреждает координатор ЕС по вопросам борьбы с терроризмом Жиль де Кершов. Исламисты, поясняет эксперт, сменили стратегию.
«Халифат ИГИЛ практически повержен — это превосходная новость. Кроме того, ИГИЛ испытывает финансовые трудности в связи с потерей налогов и доходов от нефтяного бизнеса», — сказал собеседник Die Welt.
«Однако я бы не стал объявлять «Исламское государство» почившим в бозе. Физически халифат может быть ликвидирован, но в интернете он продолжает существовать как виртуальное образование. И в этом кроется серьезная опасность (…) в виде террористической угрозы», — указал де Кершов.
«Мы установили, что стратегия ИГИЛ* изменилась. Теперь террористическая организация призывает своих сторонников из Европы не приезжать воевать в Сирию или Ирак, а совершать теракты там, где они живут. И чем больше ИГИЛ* оказывается под давлением в Сирии или Ираке, тем активнее будут призывы к терактам в Европе. Тем самым организация преследует две цели: мстить и демонстрировать, что она еще существует», — уверен эксперт.
«В будущем, возможно, мы столкнемся с возросшим числом попыток терактов. Однако не все они будут успешными — правоохранителям удается предотвратить многие из них», — констатировал де Кершов.
«В среднем около 5 тыс. европейцев уехали в Сирию и Ирак, примкнув в ИГИЛ*. Около полутора тысяч вернулись обратно, порядка тысячи погибли. Из тех 2,5 тыс. приехавших из Европы боевиков, которые сегодня находятся в Сирии и Ираке, многие погибнут или будут ликвидированы ИГИЛ, поскольку организация не церемонится с дезертирами. Другие переедут в такие горячие точки, как Сомали, Ливия или Йемен, — прогнозирует эксперт. — Следует учитывать, что на сегодняшний день Турция хорошо охраняет свои границы: из зон боевых действий теперь не так легко попасть в Европу. После падения оплота ИГИЛ* Мосула не многие боевики вернулись в Европу». Де Кершов плагает, что и в будущем таковых не будет много.
Отвечая на вопрос журналиста, как Европа может обезопасить себя от таких «возвращенцев», де Кершов указал на важность обмена биометрическими данными внутри ЕС. «Важно и то, чтобы военные снабжали европейские спецслужбы такой информацией, как отпечатки пальцев из зон боевых действий, полученных, например, в ходе обысков квартир в Мосуле».