Грандиозной концертной программой Open Air начался новый, 88-й театральный сезон Государственного академического Большого театра имени Навои в столице Узбекистана.
Концертные вечера прошли 9 и 10 сентября под открытым небом, у величественного здания театра имени Навои, подарив незабываемые впечатления ташкентской публике. Это был настоящий праздник музыки, вокала и балета – торжественный, красочный и одухотворённый.
Театральная площадь преобразилась в дни гала-концертов: красный бархат декорций в «зале» под открытым небом; партер и театральные кресла; великолепные гирлянды живых цветов, обрамляющие сценический подиум; праздничное мерцание огоньков на люстрах портала, под сводами которого разместился оркестр. И каменные кружева подсвеченного огнями, парящего над землёй щусевского архитектурного шедевра. Театральное здание, кроны раскидистых деревьев и разноцветные струи фонтана, улицы, обрамляющие площадь, проносящиеся по дорогам машины… Всё служило монументальным антуражем готового развернуться в самом центре мегаполиса действа, которое невольно порождало мысль: в жизни всегда должно быть место красоте и искусству.
Посчастливилось вместе с несколькими сотнями любителей музыки быть в числе зрителей. Те, кто не сумел обзавестись билетами, не теряли духа: вдоль ограждений собралась своеобразная «галёрка» — самые преданные искусству люди не боялись два часа простоять на ногах. Не перевелись в отечестве меломаны – жаль, что для них не придумали какой-либо вариант присутствия на самой площади. Но, надо отдать должное организаторам — они проявили заботу о людях старшего поколения и студентах, которым билеты предоставлялись за полцены.
Перед концертом подошла поздравить с началом нового театрального сезона директора ГАБТа имени Навои М.М. Муратова . Поблагодарила за слаженную работу персонала, учтивость и внимание даже к тем из зрителей, кто не успел заблаговременно приобрести билеты или получить приглашение. Некоторым счастливчикам судьба подарила «лишний» пригласительный прямо у входа.
— Гала-концерты планируем сделать традиционными в начале каждого сезона, — сказал Махмуд Муминович. — Тщательно обсуждаем все нюансы Open Air и после первого выступления внесли коррективы, в будущем учтём и другие творческие и рабочие моменты. Мы давно должны были обратиться к такой концертной форме, она нужна и для народа, и для театра. Благодаря нашим друзьям, поддерживающим театр, воплотили задуманное, спасибо всем. Судить, насколько удался концерт под открытым небом — зрителям. А наша задача — привлечь, повернуть к нашему академическому искусству публику. Познакомившись с искусством на площади, зрители придут и в театр, научатся в зале интимному восприятию произведений высокого искусства.
Осенью планируем представить публике премьеру — балет. Каким он будет? Хорошим, — с улыбкой пообещал директор.
До концерта состоялся разговор и с режиссером проекта Open Air, заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан Андреем Слонимом.
— За всю историю нашего театра мы провели десятки гала-концертов, посвященных началу нового периода жизни и творчества нашего театра, каковым является каждый сезон. Многие из программ были удачными и запомнились зрителям. Коллективу театра очень хотелось, чтобы нынешнее открытие отличалось от предыдущих. И мы решили провести не один, а два гала-концерта на прекрасной театральной площади. Мягкий климат нашего сентября позволил без колебаний воплотить замысел концерта под звёздным небом Ташкента, а грандиозный фасад нашего театра и знаменитая площадь с красивейшим фонтаном послужили лучшим сценографическим фоном для проведения новой для нас концертной формы.
Жанр концертов на открытом воздухе во всем мире носит условное название Open Air. Он зародился в XIX веке в европейских музыкальных столицах: в обширных зеленых парках воздвигалась эстрада, и оркестр играл для собравшейся публики. Такие концерты давал, к примеру, И. Штраус — и не только у себя на родине, но и в Петербурге, на царскосельском вокзале. Сегодня Open Air — одна из самых любимых зрителями всего мира концертных форм, привлекающая к большой музыке широкий круг публики. Об этом говорят многочисленные трансляции. Это выступления в предместье Берлина Вальдбюне, где сцена сооружена прямо посреди лесного массива, окруженного холмистой местностью. В этом поразительно красивом уголке собираются тысячи зрителей – без обязательного для театральных вечеров дрескода: смокингов, фраков, вечерних туалетов блистательных дам… Зрители располагаются прямо на траве, многие – семьями, с маленькими детьми, и одеты они бывают весьма демократично, кому как удобно. Если по прогнозу обещают дождь, приходят в плащах и слушают музыку под зонтиками. Или, к примеру, в предместьях Вены сцены оборудуют на площадях, там же расставляются кресла для публики, и множество людей приходят насладиться музыкой.
Мы недаром назвали первым наш Open Air. Да, ташкентские оркестры выступали на открытых площадках. Но впервые для концерта на открытом воздухе нами специально подготовлены и скомпонованы сцена и пространство зала на открытом воздухе, продуман дизайн каждого элемента: зрительские места трёх ранжиров, цветы, входные арки с драпировками… Организация художественного света, звука, телевизионных съемок для ретрансляции на полиэкраны и для эфира – всё это у нас впервые. Каждый кадр экранного изображения благодаря телережиссёрам строго определен согласно звучанию партитуры, нюансам исполнения, предусмотрен и показ в определённый момент того или иного солиста, артистов оркестра.
Чем привлекла нас форма Open Air? В условиях открытого пространства возникает удивительное слияние энергетики исполнителей, оркестра и встречного «излучения» зрительного зала. А необъяснимая с «материалистических» позиций энергетика бескрайнего ночного неба, усыпанного звездами? Всё это создаёт неповторимую атмосферу единения музыки, человека и природы.
Поёт ведущая солистка ГАБТ имени Навои Малика Норматова
Большое значение придали мы и разнообразию программы, отобрав для неё высочайшие произведения мировой музыкальной и хореографической классики, оперетты, эстрадно-симфонические шлягеры, песни народов мира и лучшие образцы узбекской классической музыки. Любая творческая идея, как известно, имеет несколько истоков. Творческим руководителям театра показалась очень интересной, новой и плодотворной идея гала-концерта «перед лицом» прекрасного здания нашего театра. Выбор произведений был непростым – очень хотелось избежать «привычности» репертуара. Мы задумали раскрыть в достаточной полноте индивидуальность певцов, танцовщиков, возможности хора, балетной труппы, оркестра. Решили не замыкаться в рамках высокой классики, показав всю палитру программы в её жанровом многообразии и представив многокрасочность культуры разных стран. Наверное, в этой новизне формы и содержания как раз и заключается свежесть концепции нашего вечера.
Фрагменты концертных номеров Open Air
Определив разнообразие исполнительских жанров, мы должны были заказать оркестровые аранжировки произведений, которые никогда не исполнялись нами ранее. Среди них – знаменитая мексиканская песня «Бесаме мучо», музыкальные фрагменты из зарубежных кинофильмов, романсы и песни современных композиторов. Многие исполнители впервые выступили с произведениями в совершенно новых для себя жанрах, и вполне успешно с этим справились.Отмечу закономерность: высокопрофессиональный оперный певец способен с успехом петь и в эстрадном жанре, тогда как эстрадный исполнитель без специальной подготовки не способен полноценно исполнить образцы высокой классики.
А. Хачатурян. Вальс к драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова
В программу вошли шедевры симфонической музыки — произведения И.Штрауса, отечественных композиторов, а знаменитый «Вальс» А. Хачатуряна к драме «Маскарад» впервые получил на нашей сцене хореографическое воплощение. Творчески поработали для концерта главный балетмейстер театра, заслуженный артист Узбекистана Шавкат Турсунов и балетмейстер, заслуженный артист Узбекистана Замир Нурымбетов. Сложнейшая работа по исполнению многослойной в музыкальном и стилевом разнообразии программы легла на плечи талантливого дирижера, лауреата международного конкурса Бобомурада Худойкулова, который достойно и экспрессивно донес каждый номер программы до публики. Мы признательны правительству нашей республики, министерству культуры, хокимияту г.Ташкента. Огромную работу по реализации проекта провели компании «Узбекнефтегаз», TOPCongress и другие. Друзья театра возвели сцену, предоставили необходимые технические средства, обеспечили качество звука и телетрансляции.
Консуэло Веласкес. Besame mucho. Исполняют Азиза Мухамедова и Султанбек Абдурахимов
Оправдались ли ожидания? Отвечу словами великого Гёте: «Стремление важнее, чем обладание – и этим объясняется вечный круг, вечное движение». В этом смысле для меня процесс важнее результата. Все мы – и труппа, и те, кто осуществлял выполнение всей технической «махины», совершили непростой и трудоемкий процесс постижения новой формы исполнительского искусства, совершенствовали свои личностные данные, обогатили себя новым творческим опытом. И раскрыли всё это зрителю, который, надеюсь, тоже обогатился в восприятии и осмыслении услышанного и увиденного. По горячей реакции зрителя мы поняли, насколько поняты наши порывы. Мы чувствовали момент творческого удовлетворения, рождающий новый путь, новый процесс.
Поёт Кирилл Борчанинов. Ш. Гуно. Куплеты Мефистофеля; «Ноктюрн» А. Бабаджаняна
Вечера Open Air можно и нужно делать. Думаем проводить их с разумной регулярностью, непохожими один на другой, раскрывая разные формы и жанры произведений и творческий потенциал исполнителей – мастеров и молодых солистов. В непрерывности этого процесса – залог развития искусства нашей страны. Если говорить о задумках и надеждах театрального сезона, он обещает быть напряженным и интересным. В конце октября – начале ноября зрителей ожидает весьма интересная премьера балета У. Мусаева, спектакль выпускается к юбилею выдающегося государственного деятеля Узбекистана Шарафа Рашидова, по одному из его литературных произведений создается новый спектакль. Следом за этой премьерой последует новая сценическая версия оперы Дж.Пуччини «Флория Тоска» в моей постановке – опера успешно шла на сцене театра, но, как и всякий спектакль «со стажем», потребовала радикального сценического и сценографически-декорационного обновления. Думаем мы и о юных зрителях — их ждёт встреча с очередной новогодней сказкой, пока мы держим в секрете название спектакля.
Всякий проект – плод энергии и талантов многих и многих людей. В первую очередь успех гала-концерта, горячо принятого публикой, обеспечил талантливейший коллектив Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои – солисты, артисты хора и оркестра, хореографы, главный хормейстер театра, народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов, хормейстер Наталья Куприянова, музыкальный руководитель и дирижёр Б. Худойкулов, а мне выпала честь стать режиссером проекта, который получил у нас название «Первый национальный симфонический OPEN AIR».
Надеюсь, еще не раз мы выйдем к благодарным и добрым зрителям под небом нашей мирной родины, ощутим тепло их сердец в новых встречах с вечной Музыкой, которой поистине нет начала и конца.
Поделились с нами своими впечатлениями о концерте и солисты ГАБТ.
Надира Хамраева, заслуженная артистка Узбекистана
— Open Air открывает новые возможности нашей театральной семье — иначе коллектив ГАБТа не назовешь. Конечно, это первая проба и, возможно, не все прошло именно так, как планировал ось. Но аплодисменты , благодарные отзывы зрителей и гостей праздника — лучшая награда для артистов. По особенному трепетно было стоять на сцене под сводами неба. Надеюсь, такие концерты войдут в традицию. Конечно мне, как балерине, хотелось видеть в программе больше балетных номеров, но это только начало, и важно, что оно положено. Выступив в первый день концерта, вылетела с группой творческих деятелей республики в Москву, где с 11 по 15 сентября состоятся Дни Узбекской культуры в России. Так что с бала попала на воздушный корабль, чтобы, ступив на землю, показать искусство нашей страны.
Тамилла Мухамедова, заслуженная артистка Узбекистана
— Вот и произошло знаменательное и грандиозное событие — открытие 88-го театрального сезона. Весь коллектив участвовал в Open Air. Впечатления у нас, артистов, прекрасные. Танцуя под небом становишься частью мироздания. Симфонический оркестр, конечно, выступил главным дирижёром нашего праздника оперы и балета, показав публике своё мастерство. Великое искусство музыки, хореографии и оперы слились воедино.Эмоции шли от исполнителей к зрителям и возвращались аплодисментами и эмоциями. Это было восхитительно! Сезон открыт, и мы с нетерпением ждём новых постановок и творческих контактов. Хочу пожелать дорогому зрителю энергии и наслаждения от соприкосновения с миром искусства оперы и балета. Мы всегда с радостью ждём вас на своих спектаклях, и ваши аплодисменты — стимул для нашего творчества. Приходите в театр, 13 сентября я танцую партию Шахерезады в «Тысяча и одной ночи» — это первый балетный спектакль в 88-м сезоне.
Пожелаем успешного сезона коллективу театра и, конечно, зрителям.
Тамара Санаева
Фото предоставлены А.Слонимом и Т. Мухамедовой
Видео автора
На заставке: народный артист Узбекистана Нормумин Султанов, солисты Рустам Алимарданов и Абдулла Ширинов исполняют неаполитанские и узбекские песни
Прекрасный вечер! Очень понравилось. А билеты для пенсионеров были не за полцены, а даже в 3!!! раза дешевле!