Со времени истории, о которой мы хотим рассказать, прошло два года, и ее «герои» сегодня, хочется надеяться, стали уже другими…
– …А я сбежал с поля, – похвастался Азизбек другу. – Охота была спину гнуть, хлопок собирать! Говорят, дураков работа любит, вот они пускай и горбатятся.
– Просто сбежать – нарваться можно, – возразил Кулдаш. – По-моему, лучше договориться. Вот я, например, от нашего учителя откупаюсь: порция насвая, пачка сигарет, иногда и водку приходится поставить, – зато моего отсутствия «не замечают». И никаких неприятностей!
– Э, зачем тратиться? – вступил в разговор Муаззам. – У меня лично для всех проблем одно решение – кулак! Поэтому меня не только наши пацаны, но и учителя побаиваются, – с гордостью закончил он.
– Это не тебя боятся, а твоего отца, который вернулся после отсидки, – усмехнулся Азизбек.
– Ты что, сомневаешься в моей силе?! Видишь того мужика на дороге? Хочешь, одним ударом собью с ног?..
– Лучше деньги у него отбери.
…Кобил-ака, направлявшийся навестить родственников, не ожидал опасности от трех подростков, которые вдруг выросли на дороге и с угрожающим видом двинулись прямо на него… Но когда, избитый, униженный, ограбленный, он обратился с заявлением в органы внутренних дел, инспектор профилактики районного ОВД, прикинув, примерно вычислил, кто именно из «подопечных» на его участке способен на такое.
Немедленно были приняты оперативные меры, – и расчет оказался верным: уже на следующий день всех троих хулиганов задержали. Сведения о произошедшем были направлены руководству колледжа, где училась троица «героев с большой дороги», для принятия дополнительных мер. Оказалось, что все трое подростков – из неблагополучных семей. Обычная закономерность: известно, что дети более склонны к правонарушениям в тех семьях, где существуют неуважительные отношения между родителями, часто происходят ссоры, скандалы, а то и насилие. Но история с избиением и ограблением Кобила А. выявила и привлекла к этим тихим, а порой и громким семейным драмам внимание общественности и соответствующих организаций, заставила руководство учебного заведения более внимательно относиться к тому, что происходит дома у некоторых учащихся.
С родителями несовершеннолетних хулиганов провели беседы, папаши двоих из этих подростков были взяты на профилактический учет, им помогли устроиться на работу. Анализ случившегося помог выявить серьезные недостатки и упущения в процессе воспитания, так что эта история стала серьезным уроком и для педагогического коллектива. Можно надеяться, что больше подобных случаев в этом колледже, в этом районе, в этой махалле повторяться не будет. А в других?.. Неужели нужно было случиться такому из ряда вон выходящему ЧП, чтобы те, кто в ответе за наших взрослеющих детей, осознали: забота о них – понятие вневременное. Ведь более 40 процентов от общего числа населения нашей страны – это несовершеннолетние. И вопросы их воспитания и гармоничного физического и духовного развития, формирование у них правовой культуры, осознания ответственности за свои поступки должны быть предметом неустанной заботы не только со стороны государства, но и всего общества.
Необходимо отметить, что в нашей стране делается для этого очень многое. В том числе первостепенное внимание уделяется социальной защите подростков, решению их проблем, профилактике преступности среди несовершеннолетних. Так, Республика Узбекистан одной из первых среди стран СНГ приняла в 2007 году Закон «О гарантиях прав ребенка». В этом правовом акте определяются такие понятия, как: ребенок, законный представитель ребенка, опекунство и попечительство, сирота, ребенок, имеющий физическое или психическое отставание в развитии, ребенок, нуждающийся в социальной защите, ребенок-инвалид, личность, заменяющая родителей, ребенок, лишенный родительского иждивения. Указаны также полномочия хокимиятов и органов управления по обеспечению прав детей, задачи государственной политики по защите прав ребенка и участие в этом гражданского общества – органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций.
В Законе закреплены правовые гарантии для детей, в том числе права на защиту, свободу совести, владение частной собственностью по месту жительства, труд, отдых, свободное время, охрану здоровья, получение знаний. Также установлены дополнительные гарантии прав детей, нуждающихся в социальной защите, прав детей-инвалидов и детей с физическим и психическим отставанием в развитии на получение медико-социальной помощи. В стране осуществляется огромная и значимая работа по защите прав и интересов детей и молодежи, усовершенствованию нормативно-правовой базы в этом направлении. Многое делается в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, принимаются меры по повышению эффективности воспитательной работы, обеспечению занятости и содержательного досуга молодежи, привлечению ее к занятиям спортом, формированию приверженности к здоровому образу жизни, а также по защите молодого поколения от пагубного воздействия наркомании и алкоголизма, влияния религиозно-экстремистских течений, низкопробной массовой культуры.
Одним из ярких свидетельств всесторонней, на деле, а не на словах, заботы нашего государства о воспитании нового поколения стало принятие Закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 29 сентября 2010 года. В этом законодательном акте учтены все аспекты такого многогранного и сложного процесса, как борьба с преступностью и правонарушениями среди несовершеннолетних, требующего знания психологических и физических особенностей подростков. Так, в статье 4 определены основные задачи по профилактике беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений и других антисоциальных действий с их стороны; выявлению причин и условий, способствующих этим действиям, и их устранению; по обеспечению прав и свобод, законных интересов детей и подростков, а также по социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально уязвимом положении.
В статье 7 Закона четко определена мера участия родителей и заменяющих их лиц в профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, регламентированы обязанности по обеспечению, воспитанию и образованию детей, защите их жизни и здоровья.
В главе 2 статьи 11 подробно прописана система органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних; органы внутренних дел; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы опеки, опекунства и попечительства; органы по охране труда и социальной защите населения; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения.
Глава 3 Закона посвящена организации в индивидуальном порядке профилактической работы по предотвращению безнадзорности и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Здесь определены основы ведения индивидуальной профилактической работы, квалификация несовершеннолетних и лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, а также создана правовая основа для субъектов, физических лиц, ответственных за проведение работы в этом направлении.
В Законе также закреплен порядок помещения несовершеннолетних в специализированные воспитательные учреждения. Заключительные положения Закона устанавливают ответственность за нарушение законодательных актов со стороны органов и учреждений по осуществлению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Принятие и имплементация Закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», направленного на обеспечение законных прав, свобод и интересов несовершеннолетних, – еще один важнейший шаг среди многих других, реально гарантирующих права молодого поколения в нашей стране и открывающих им возможность найти свое место в обществе. Ведь воспитание здорового и всесторонне развитого поколения, реализация творческого и интеллектуального потенциала детей, создание необходимых условий для формирования духовности у нашей молодежи, образовательная и профессиональная ее подготовка на высоком уровне – одни из важнейших требований наступившего века.
ДИЛОРОМ НУРМУХАМЕДОВА
Фото из Интернета.