В январе 2006 года газеты объявили об аресте 20 джихадистов, основная база которых находилась в испанском городе Виланова-и-ла-Желтру, а в 2011 году Верховный суд шумно опроверг эту версию, оставив всех арестованных на свободе, пишут журналисты El Mundo Кико Альседо и Пабло Эрраис. Тогда имя второстепенного фигуранта, которым следствие почти не занималось, прошло незамеченным, но «спустя долгое время, в 2017-м, Абдельбаки эс-Сатти достиг своей цели — привел джихад в Барселону: 16 человек погибли, 150 ранены», говорится в статье.
Авторы объясняют срыв операции «Шакал» нагромождением несогласованных действий, поспешных шагов и ошибок. В результате «все члены предполагаемой ячейки остались на свободе, а Эс-Сатти (предполагаемый подмастерье мясника Мохамеда Мрабета, который был основным подозреваемым по тому делу) остался без должного внимания», — говорится в статье.
Что же пошло не так с «Шакалом»?
1. «Плохая координация действий между правоохранительными органами. Полиция и Гражданская гвардия начали расследования в 2005 году вроде бы сообща, но по отдельности», — пишут авторы. Они приводят слова неназванного адвоката одного из задержанных: «Оба ведомства очень спешили довести дело до суда и получить благодарность за поимку преступников. Конечно, если бы они чуть-чуть притормозили, им, возможно, удалось бы получить твердые доказательства, но они торопились. А при таком расследовании от спешки только вред». В одном из рапортов говорится: «Сотрудникам нашего участка не удалось задержать пять вышеупомянутых лиц — этому воспрепятствовала Гражданская гвардия» (которая сама их и задержала).
2. «Безуспешная прослушка»: в сентябре 2005 года полиция попросила суд разрешить прослушивать телефон Эс-Сатти, ссылаясь на то, что этот человек может быть «посредником при логистической поддержке» терроризма. Через месяц полиция попросила суд отозвать разрешение, сославшись на то, что «важную информацию» получить не удалось, а Эс-Сатти, видимо, пользуется другим телефонным номером. На этом все и кончилось. Авторы поясняют, что Эс-Сатти не был в числе основных подозреваемых.
3. «Бесполезные показания». Обвиняемый Омар Будаме утверждал, что Эс-Сатти, который в то время был имамом в Виланове, часто присутствовал на собраниях, где призывали к джихаду, а также жил в одном доме с Белгасемом Беллилем — смертником, который убил себя и 19 итальянских военных в Ираке. Однако судья так и не предъявил Эс-Сатти никаких обвинений, говорится в статье.
4. В итоге Национальная коллегия Испании признала девять фигурантов дела виновными в терроризме, но в 2011 году Верховный суд Испании отменил это решение, сославшись на «недействительность и полную неэффективность собранных доказательств», а также на то, что аргументы были «расплывчатые, неточные и явно умозрительные» и т.п.