Но сначала о самом концерте. Конечно, главное, что тянуло 24 июля всех меломанов в Большой театр имени Алишера Навои было желание увидеть воочию и услышать неподражаемый голос (сегодняшней и, уверен, надолго!) ослепительной звезды мирового оперного искусства Анны Нетребко. Она, как всегда, была божественна, но справедливости ради надо подчеркнуть, что очень органична и уместна была вся её «команда» — и её муж драматический тенор Юсиф Эйвазов, и московская меццо-сопрано Елена Жидкова, и французский «шоколадный» баритон (и киноактёр) Людовик Тезье, и молодой, но такой завораживающий российский дирижёр Денис Власенко. Все они уже имеют международное признание, все отмечены разного рода призами и победами, что даёт основание предположить, что приезд в Ташкент каждого из них даже в отдельности стало бы событием для нас.
Концерт был из двух отделений, в которых превалировали произведения Джузеппе Верди – арии Аиды и Риголетто из одноимённых опер, дуэты Дон Карлоса и Родриго из оперы «Дон Карлос», ария и стретта Манрико из оперы «Трубадур». Были и другие итальянцы: Джакомо Пуччини (ария Лауретты из оперы Джанни Скикки и ария Каварадосси из оперы «Паяцы»), Р.Леонковалло (ария Канио из оперы «Флория Тоска»), Ф.Чилеа (ария принцессы Де Буйон из оперы «Адриана Лекуврёр». Конечно, был незаменимый Моцарт (ария Дон Жуана), был К.Сен-Санс (ария Далилы из оперы «Самсон и Далила). Была отдана дань русской классике – ария князя Елецкого из оперы «Евгений Онегин П.Чайковского. Программа была «облегчена» популярными опереточными номерами Ф.Легара (ария Су Чонга из оперетты «Страна улыбок» и дуэт Ганы и Данило из «Весёлой вдовы)».
Я сознательно не указываю конкретных исполнителей всех этих «перлов» мировой классики, поскольку их очень разные голоса полностью соответствуют партиям, написанным композиторами и любителям оперной музыки ошибиться здесь трудно.
Под выразительно изящным и одухотворённым дирижированием Д. Власенко Национальный симфонический оркестр Узбекистана исполнил Увертюру к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, интермеццо из оперы «Сельская честь» П.Масканьи, баркаролу из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана», увертюру к опере «Кармен» Ж.Бизе. Под долгие аплодисменты был воспринят «Узбекский вальс» Б. Мирзаева, который с большим вкусом и умением исполнил оркестр под управлением Д.Власенко. В заключение все 4 певца вышли на сцену и попеременно исполнили их любимые арии. Все были в восторге, я лично испытывал ощущение полного счастья. И никак нельзя было не согласиться с Ю.Эйвазовым, который обратился с микрофоном к переполненному залу со словами благодарности к «тёплому приёму в тёплом Ташкенте», а также к устроителю концерта — «Вашему выдающемуся соотечественнику Алишеру Усманову». Он заверил присутствующих, что хотя они впервые в Ташкенте, но обязательно ещё приедут! Я не думал писать рецензию, но дома не мог заснуть, потому что прекрасный и приятный во всех отношениях концерт вызвал у меня множество мыслей и раздумий. Вот они:
Куражась, сводит нас с ума Нетребко,
Колдует виртуозно Спиваков.
Но не они за горло держат цепко
Попсу, и неучей, и дураков.
«Властители» умов совсем другие
И вкусы формируют, и мечты…
Им не познать никак Канчели Гию,
Поэмы Малера, Бодлеровы «цветы».
Их не влечёт органный строй капеллы,
И философски скроенный сонет,
И неземное придыханье Беллы,
И Эйфмановский дерзостный балет.
Не тяготит их это, не волнует,
Для них важнее стадный рёв толпы.
Им славу подавай — пиар-хмельную,
Они безнравственны, бездушны и слепы.
А, впрочем, всё это совсем не ново —
Всегда так было, испокон веков.
Ведь прагматичен тленный мир в основе.
Душа же страстно рвётся из тисков!
А. Ходжаев.
Хотелось бы узнать ваше полное имя, господин Ходжаев. Я выучила наизусть Ваши стихотворные мысли и раздумья и собираюсь их цитировать своим детям. Кроме того, распечатать и подарить знакомой учительнице русского языка. С.Книжник
журналист из Новосибирска