IV международный фестиваль оперного и балетного искусства «Тошкент баҳори 2017» в Государственном академическом Большом театре Узбекистана завершился показом шедевра мировой балетной классики «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Впервые проведённый под названием «Тошкент баҳори» — «Ташкентская весна» ровно десять лет назад, праздник повторился в 2009, а затем в 2013 году. IV международный фестиваль вновь послужил площадкой культурного обмена между Западом и Востоком, еще более утвердив роль оперного и балетного искусства Узбекистана в культурном пространстве мирового сообщества. В дни фестиваля на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои с успехом прошли оперы «Небо моей любви» Бафоева, «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Богема» Пуччини, концерт Рамиза Усманова с участием зарубежных солистов, завершивший оперную часть фестиваля, и Отчетный концерт учащихся Ташкентской государственной высшей школы национального танца и хореографии.
«Тошкент баҳори 2017» финишировал полным аншлагом на бессмертном «Лебедином озере» с участием звёзд российского балета Никиты Четверикова и Инны Билаш. Артисты Пермского театра имени П. И. Чайковского, восходящие яркие звёзды российского балета, год назад они разделили звание лучшей пары вместе с балетным дуэтом из Мариинского театра в проекте «Большой балет» на телеканале «Россия К». Кроме классических партий эта талантливая пара танцует такие эксклюзивные дуэты как «Умирающий лебедь», «Голубая птица и принцесса Флорина», «Вариации на тему Рококо». «Пери», «Зимние грезы».
Победа молодых солистов не была случайной – пермская балетная школа наряду с московской и питерской входит в тройку сильнейших в России, и благодаря фестивалю нам повезло увидеть восхитительный дуэт солистов русского балета на ташкентской сцене.
Международные фестивали – не просто праздник, это повод подтянуться к планке современных требований в искусстве. Оперная и балетная труппы ГАБТа имени Навои достойно встретили солистов из зарубежья, зрители заметили, с каким тщанием и воодушевлением выступали хор и кордебалет в постановках, показанных на фестивале.
Горячими аплодисментами встречали зрители узбекистанских артистов — аплодисментами завершался буквально каждый выход Шута в исполнении великолепного Равшана Чарыева.
Фестиваль убедительно показал: дальнейшее развитие оперного и балетного искусства Узбекистана возможно, если не забывать о целях, обозначенных в 2007 году в Положении о «Тошкент баҳори», в котором четко сформулированы цели: расширение и упрочение дружеских и творческих связей; ознакомление с лучшими достижениями исполнительского мастерства оперных певцов и солистов балета различных стран мира; поднятие престижа и популяризация оперного и балетного искусства в республике; привлечение в рамках фестиваля инвесторов, менеджеров, директоров для предоставления информации о театре; поиск возможностей по организации гастролей.
В Положении конкретно перечислены и задачи: популяризация оперного и балетного искусства в стране путем привлечения известных мастеров — исполнителей ближнего и дальнего зарубежья; улучшение качественно-художественного уровня текущего репертуара театра, исполнительского мастерства солистов оперы и балета ГАБТа имени Навои; привлечение общественного внимания к уникальным видам искусства оперы и балета как к наиболее важным в воспитании художественного вкуса и нравственности в духе достижений высокой мировой культуры; организация и проведение на базе ГАБТа имени Алишера Навои, Государственной консерватории и Высшей школы национального танца и хореографии мастер-классов выдающихся деятелей оперного и балетного искусства, семинаров по театральному менеджменту с участием зарубежных специалистов; привлечение средств массовой информации, телевидения с целью развития информационного рынка в сфере классического искусства.
Будь моя воля, добавила бы в этот подробный и действительно важный перечень задач еще одно конкретное дело: новый пол для балетной сцены и репетиционных залов, чтобы приезжающие на фестивали артисты не везли с собою свой, а наши балерины могли бы так же воздушно, без стука пуантов и риска совершать головокружительные па и прыжки, как их зарубежные коллеги.
Предварившие фестиваль выступления выдающихся российских маэстро Валерия Гергиева и Владимира Спивакова с возглавляемыми ими лучшими симфоническими оркестрами России и солистами крупнейших российских театров воодушевляют повеявшим в культурной жизни нашей республики ветром перемен. Этот свежий дух можно ощутить и на спектаклях в ГАБТе имени Навои, и во время репетиций, обмена опытом.
Российские солисты Никита Четвериков и Инна Билаш встретились с будущими звёздами балета в Ташкентской государственной высшей школе национального танца и хореографии. И пришли не как небожители, а старшие коллеги, пример, что в балете добиваются успеха не только подаренными природой данными (они, всё же, одно из очень важных условий при отборе в балетную школу), но каждодневным трудом у станка, дисциплиной, техникой и выразительностью исполнения.
Надо отдать должное организаторам фестиваля — Министерству культуры Республики Узбекистан и дирекции ГАБТа имени Навои: фестивальные спектакли увидели не только ценители, но на благотворительной основе посмотрели учащиеся и студенты творческих вузов – для них это лучшие уроки мастерства и стимул к вдохновенной работе над собой.
Это нужно видеть – как новые звёзды балетной классики трактуют полюбившиеся зрителям образы на сцене! Одетта Инны Билаш – воплощение утончённой красоты и хрупкости, её танец приводит к размышлениям об уязвимости в современном мире любви, высоких чувств. Балерина напоминает молодую Плисецкую: она не просто танцует — парит над сценой. В её танце меньше экспрессии, но невероятное богатство психологических штрихов, одухотворённость, воздушность.
Несколько иной, чем традиционно принято, предстала в спектакле Одиллия . Коварство образа, создаваемого балериной, не бросается в глаза, оно завуалировано, скрыто за внешней прелестью, его трудно уловить в филигранной нюансировке пластического рисунка: движении рук, повороте головы, вкрадчивой поступи. Удар, скрытый за внешней безобидностью и очарованием бывает особенно неожиданным и жестоким. К счастью, постановка имеет счастливый конец, но в жизни он случается далеко не всегда.
О «Лебедином озере» можно говорить бесконечно. Но лучше посмотреть сцены из балета и послушать музыку Чайковского – если не получилось в зале, то в записи. И при первой же возможности пойти в театр.
В фестивальной жизни есть особые моменты. Когда смолкают аплодисменты и в опустевшем зрительном зале наступает тишина, и гаснет свет рампы на сцене — жизнь на ней не останавливается. Солисты еще в образе, но уже земные, с ними можно сделать фото на память, выразить восторг и признательность, обменяться эмоциями.
Фестиваль окончен, прощаться с праздником немного грустно. Но впереди… Впереди у театра новые постановки, репетиции, спектакли, у зрителей — новые впечатления… И да здравствует следующий фестиваль — его ждут и артисты, и зрители!
Видеоприложение
1. Завершение «Тошкент баҳори 2017»
2. П.И. Чайковский. «Лебединое озеро». Акт первый, действие первое. Шут — Равшан Чарыев.
3. П.И. Чайковский. «Лебединое озеро». Акт первый, действие второе, картина вторая. Принц Зигфрид — Никита Четвериков, Одетта-Одилля — Инна Билаш (Россия)
4. П.И. Чайковский. «Лебединое озеро». Акт второй, действие третье.
5. П.И. Чайковский. «Лебединое озеро». Акт второй, Действие третье (1)
6. «Лебединое озеро». Акт второй, Действие третье (2)
7. Церемония закрытия IV Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Тошкент баҳори 2017» в ГАБТе имени Алишера Навои (Узбекистан)
8. Инна Билаш и Никита Четвериков (Россия) на фестивале «Тошкент бахори». Брифинг
Тамара Санаева
Фото и видео автора