«Записки сумасшедшего» уважаемого и горячо любимого Николая Васильевича Гоголя талантливый Максим Фадеев решил рассказать на свой лад. Я бы с удовольствием выписала ему премию Кандинского, тут же, сидя в зале. Но, увы, таковыми полномочиями не располагаю. Но на интеллектуальном и эмоциональном уровнях я легко сделала это. Премия у Вас в руках, дорогой Максим. Вы – победитель в номинации «Проект года»!
Как можно смешать ведическую культуру, рок музыку, русскую классику, при этом надеть сюрреалистичные костюмы и представить перед зрителем зарисовки авангардного характера — я вам расскажу. А как воспринимать, фиксировать, и отслеживать хоть какую-то логику в происходящем, этого не раскрою. Пробирайтесь сами!
«Приключение’С» — мультимедийный проект, так назвал его режиссёр спектакля, Максим Фадеев. На сцене театра Марка Вайля «Ильхом» мы видим инсталляцию, в середине которой рот Богини Кали, он же символ группы «TheRollingStones». В инсталляцию ввинчены стулья — для удобства (вытаскиваешь реквизит в необходимое для тебя время). Также встроены глаза и уши (их желательно использовать по полной в данном спектакле), и ещё египетские пирамиды (для большей загадочности). На данную инсталляцию (она же стена) проецируются слайды, клипы, видео.
В тот момент, пока герои перед тобой совершают безумства, ты только и успевай следить за видео-рядом. Лучше никак его и актерское действо между собой не связывать. Всё равно ничего не выйдет. Поэтому быстренько приучайте свой мозг разделять полученную информацию. Слайды – налево. Актеры – направо. Музыка — налево. Костюмы – направо. Хотя, чего я вас учу! Я ничего не разделяла. Смотрела на все — как в трубу калейдоскопа. Всех рисунков всё равно не ухватить — они меняются быстро, красочно. Всех узоров всё равно не запомнить — каждый уникален и неповторим. Но ты вертишь, вертишь калейдоскоп, как оголтелый. А вокруг — все меняется, меняется.
Христина Белоусова, Анастасия Сергеева, Ян Добрынин перевоплощались раз за разом. Костюмы перемешивались между собой, образы сплетались, музыка лилась. Я следила, насколько хватало сил! Честно.
— КаковО на улице?
— КАково на улице!
Говорят они.
— Каков спектакль?
— КакОв спектакль!
Говорю я.
Если даже что-то недопонять — не столь важно. Если даже что-то не доувидеть — тем более. Это авангардное искусство! Оно ломает стенки, раздвигает грани и просто расширяет разум. Где ты будешь применять полученное – уже твоя задача. Останется ли от увиденного след? Определенно!
В конце действие обрывается, герои убегают за инсталляцию. А мы ведь не знаем, что это конец, и смотрим во все глаза, и ждём, что же произойдет дальше. Заминка, пауза? Знаю, что в театре «Ильхом» не происходит такого, начинаю хлопать. Робко так. Ко мне присоединяется зал. Актеры выбегают на сцену. Ах, вот в чём была фишка! Закончили также непонятно, как и начали. Хлопаем громко.
Спасибо, что погрузили нас в трансцендентное состояние. А лично мне показали, что у сюрреализма нет границ, так как он не сковывает разум. Расширила свое сознание и ушла довольная открывать мир.
КаковО на улице?
Есть возможность увидеть спектакль 21 апреля. Театр хочет прощаться с ним. Но не дайте уйти такому явлению! Хватайте за хвост, пока вас не схватили!
НАТАЛЬЯ БЕЛОЕДОВА
Фото: АЛЕКСАНДР РАЕВСКИЙ