back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Необыкновенный оркестр накануне юбилея

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Необыкновенный  оркестр накануне юбилея

«Музыка облагораживает нравы…» — заметил в VI веке до н.э. древнегреческий философ Аристотель. Но вот в минувшем веке польский музыковед Кшиштоф Билица добавил, «что нравы развращают музыку». И только факты из мира всеобщей человеческой культуры с завидной регулярностью расставляют приоритеты в этом виртуальном споре.

Однако наша соотечественница Фируза Равшановна Абдурахимова не поддалась этой риторике и, во исполнение своей заветной мечты, сумела в суровые девяностые минувшего века создать неординарный камерный оркестр национальных инструментов.

Прошли годы и сегодня всемирно известная «Согдиана» уже отмечает свое 25-летие. И, хотя до торжества осталось совсем немного, музыканты одновременно с подготовкой к этому знаменательному событию, активно репетируют выступление на предстоящем Международном фестивале «Бахор нафаси» (Ароматы весны), на который приглашены музыканты из Кореи, в том числе дирижер О. Сонг Ши, из Азербайджана, Израиля и республик Центрально-Азиатского региона.

— По традиции в рамках этого фестиваля, — рассказывает Фируза Равшановна, — состоятся интересные концерты. По замыслу организаторов каждый из них должен стать своеобразным открытием для слушателей всех возрастов, которых известные исполнители приобщат к увлекательному миру традиционных народных мелодий, к изысканному репертуару мировой классики и к любимым раритетам прошлого. Со своим обновленным репертуаром познакомит и «Согдиана».

Необыкновенный  оркестр накануне юбилея

Рождение «Согдианы»

За четверть века оркестр из Узбекистана выступил во многих государствах мира и обрел преданных последователей и фанатов, слагающих легенды о возникновении его опоэтизированного названия — «Согдиана». Однако сама Фируза Равшановна с юмором развенчивает все мифы, объясняя, что родилось оно не на пустом месте, а благодаря ее юношескому увлечению историей родного края. Так, много лет назад она заинтересовалась прошлым древнейшего центра цивилизации, известном как «Согд (Согдиана), расположенном в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья. В середине I тысячелетия до нашей эры это была территория одноименного государства. Именно там археологами были обнаружены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на различных инструментах.

Среди них был и лютнеобразный уд (араб. «аль-уд» — дерево), являющийся по мнению современных музыковедов предшественником европейской лютни. Приятно удивили ее своими музыкальными возможностями и другие раритеты, представляющие несомненную историческую и эстетическую ценности. Конечно, они были менее сложными по конструкции, нежели современные. С самого начала в новом оркестре было представлено 20 разновидностей узбекских народных инструментов в том числе: рубаб, дутар, уд, най, сурнай, кошнай, чанг и другие. В связи с этим, диапазон «Согдианы» стал безграничным и с большим успехом исполнял, как традиционную узбекскую музыку, так и академическую классику разных веков от Иоганна Себастьяна Баха до Георгия Свиридова.

Фируза Равшановна, как сложилось Ваше общение с представителями разных музыкальных культур?

-С приобретением необходимого исполнительского опыта, наш коллектив все чаще стал участвовать в разнообразных международных культурных проектах, как на родной земле, так за рубежом, но при этом всегда сохранял свою индивидуальность. И даже на заре становления оркестранты, по отзывам специалистов и средств массовой информации, не только демонстрировали узбекские народные инструменты, но и раскрывали их богатые возможности, покоряя европейскую публику своей музыкальностью и виртуозной игрой на гиджаке, дутаре, кашгарском рубабе и нае.
Традиционными стали и совместные концерты с музыкантами Востока и Запада. К примеру, первый «трехсторонний» концерт в рамках оригинального немецкого проекта с участием исполнителей из Германии, Франции и Узбекистана, как одной из республик постсоветского пространства, состоялся в 1995 году.

А когда слава нашла «Согдиану»?

— Это произошло в 1996 году на ХХХ Международном фестивале в Логроньо (Испания). На том празднике музыки «Согдиана» была первым ориентальным музыкальным оркестром. Жюри и зрители тепло принимали наш коллектив, выделяя его из ряда других исполнителей, прежде всего за высокую исполнительскую культуру и одухотворенное выразительное звучание. В результате нам было присвоено почетное звание лауреата и вручен Сертификат признания высокого профессионального исполнительского уровня. Но мы не остановились на достигнутом и продолжили эту практику. Так, в 2000 году наш коллектив выступил с фолк группой из Великобритании «Iron horse» и уже в 2001 году по результатам этой совместной работы мы в студии узбекского радио записали альбом с десятью самыми удачными узбекскими и шотландскими произведениями.

Положительный заряд оптимизма оркестранты получили и в связи с приездом в республику в 2005 году Ансамбля японских народных инструментов из Токийского университета, познакомившего наших слушателей с японской музыкой. По завершению гастролей «согдианцы» в подарок гостям передали ноты с несколькими лирическими мелодиями узбекских композиторов. Через четыре года продолжилось знакомство узбекистанцев со стилем «кантри» на концерте американской группы из штата Мэн «Obol grey goose» (Старые серые гуси).

А еще был случай. В 2010 году мне, как и другим поклонникам джаза, посчастливилось побывать на совместном выступлении «Согдианы» и немецкого джазового трио Арне Янсена. Многие ташкентские меломаны, до сих пор находятся под впечатлением яркого выступления музыкантов разных направлений, но при этом не перестают удивляться: как тогда удалось совместить фолк и джаз?

Фируза Равшановна тот концерт, конечно же, сразу вспомнила и даже уточнила некоторые подробности: это произошло во Дворце «Туркистон» в рамках «Недели Германии в Узбекистане». Наши немецкие коллеги, очень популярные в Европе, благодаря своим талантливым импровизациям, после приезда сразу с головой окунулись в работу. Всего за несколько репетиций музыканты успели разучить известные узбекские мелодии. Естественно, что музыка сдружила оба коллектива и на репетициях каждый исполнитель охотно делился своими профессиональными наработками. В результате на концерте немцы увлеченно сыграли узбекскую музыку на своих инструментах, ну, а «Согдиана» неожиданно на радость меломанам весьма успешно выступили в ритмах классического джаза с авторскими произведениями А.Янсена, специально написанными для совместного выступления.

— Я была рада, что наш сюрприз пришелся по душе слушателям, — продолжила Фрируза Равшановна,- ведь наш коллектив и трио настолько органично исполнили все номера программы, что их профессиональный музыкальный азарт передался в тот вечер со сцены в зрительный зал, который стоя бисировал многие номера…

Были и другие плодотворные встречи. В 2011 году в Ташкенте состоялся фестиваль корейской этнической музыки «Ариранг», насчитывающей более 150 вариантов мелодий. Их исполнили солисты, прибывшие из Кореи, под аккомпанемент музыкантов оркестра «Согдиана». Удачно дополнил этно-фестиваль и конференция, посвященная народной музыке.

Надолго запомнилась узбекистанцам и встреча с известным французским дирижером Фабьеном Тээриксеном, состоявшаяся на сцене Большого зала Госконсерватории, благодаря сотрудникам Посольства Франции в Узбекистане. Французский маэстро, имеющий большой опыт выступлений с самыми известными оркестрами мира, подготовил с узбекскими музыкантами произведения французских авторов: Сен-Санса, Равеля, Бизе, Массне и других, специально переложенных для узбекских народных инструментов, выступив перед ташкентцами и гостями столицы в роли дирижера. Феруза Равшановна считает это выступление бесценным опытом для коллектива оркестра.

Простая музыкальная история. В нашей беседе Фируза Равшановна оставила за скобками некоторые моменты из своей биографии бессменной руководительницы и очень отважной женщины, сумевшей подчинить дирижерскую палочку. Но в наши дни ее «музыкальная история» для юного поколения является примером целеустремленности. Будущий профессор и заслуженный деятель искусств республики родилась в многодетной семье в небольшом городке Кармина Бухарской области. Среди родственников Фирузы музыкантов не было. После того, как родители расстались, семья переехала в Самарканд, где мама-учительница, по воспоминаниям Фирузы, постаралась сделать все, чтобы ее дети получили хорошее воспитание и образование. А вот приобщение девочки к музыке случилось в тот день, когда она, придя в городской дом культуры, где мама читала лекцию, впервые увидела и услышала рубаб. Этот удивительный инструмент произвел на нее неизгладимое впечатление. Решение Фирузы учиться музыке в семье было принято положительно, тем более что учитель был человеком образованным и, прежде чем приступить к практическим занятиям, рассказал об истории рубаба — одного из древнейших восточных инструментов, изготавливающихся вручную из особых пород деревьев. Занималась она в ту пору очень много и прилежно, поэтому через некоторое время стала выступать на школьных концертах, удивляя всех своей виртуозной игрой.

Окончив одновременно общеобразовательную и музыкальную школы, Фируза поступила в музыкальное училище, а получив заветный диплом, решила отправиться в столицу, чтобы продолжить образование. Мама не препятствовала желанию дочки, но взяла с нее слово, что та непременно станет дирижером. В 1969 году девушка, приехав в столицу, без проблем поступила в Ташкентскую государственную консерваторию, где ей очень повезло с наставниками. Так, дирижирование оркестром она постигала в классе заслуженного деятеля искусств Узбекистана и Каракалпакии, лауреата государственной премии профессора А.И. Петросянца, а игру на рубабе-прима совершенствовала в классе доцента В.Я Борисенко. Надежды мамы сбылись, когда Фируза, встав за дирижерский пульт, успешно исполнила концерт Й. Гайдна для фортепиано с оркестром. Студенческие годы пролетели быстро и после окончания вуза талантливую выпускницу направили на кафедру оркестрового дирижирования, где она работает и по настоящее время.

Фируза Равшановна, сегодня меломаны благодарят легендарную » Согдиану» пышными букетами, среди которых и роскошные розы. А как с шипами?..

-В нашей профессии от шипов никто не застрахован. Практически, на пути всех первооткрывателей их гораздо больше, чем нежных бутонов. Вот и я не стала исключением при создании нового и неординарного коллектива. Проблем оказалось немало. Но самое неожиданное, что обрушилось на меня в те годы, это общественные догмы, раз и навсегда провозгласившие вторичность культуры, не дающей ощутимой прибыли. Но, несмотря на трудности, я приступила к формированию оркестра своей мечты. Чтобы в период становления независимости нашей республики выйти на большую сцену, необходимо было в первую очередь найти средства для приобретения музыкальных инструментов. К счастью, в этом нам помог узбекский меценат Таймурат Юнусметов.

В основу деятельности «Согдианы», прежде всего, были заложены принципы восстановления и сохранения древних исполнительских традиций в современных условиях, сближение культур Востока и Запада, ознакомление слушателей других стран с многообразием узбекского национального инструментария, а также стимулирование процесса возрождения культуры изготовления национальных музыкальных инструментов. Четверть века назад в состав еще никому неизвестного оркестра по доброй воле «рекрутировали» студентов и выпускников консерватории. При наборе в коллектив мной учитывались два основных фактора: психологическая совместимость оркестрантов и их отношение к профессии. В последующем состав коллектива по объективным причинам менялся, и в результате сложился творческий конгломерат из самых выносливых и преданных идее музыкантов оркестрового исполнительства. Среди «старожилов» были Дильшод Муталов, Одыл и Касым Назаровы, Вохид Яхшибаев, Насриддин Рузиев, Улугбек Юнусов и Бекзод Тураев, которые своим мастерством получили признание зрителей, стали заслуженными артистами республики и лауреатами различных конкурсов.

Как воспринимают старожилы замены «на поле»?

— Как правило, они не ворчат на новеньких, потому что некоторые сами отпрашиваются, как говорится, на «вольные хлеба», чтобы создать или свои оркестры, или продолжить выступления в других коллективах, или поработать за границей. Я не противлюсь и без лишних упреков благословляю своих талантливых ребят на участие в качестве солистов в национальных и симфонических оркестрах республики, поощряю и зарубежные стажировки.

С некоторых пор состав «Согдианы» увеличился за счет смычковой группы. По объективным причинам в коллектив влились три новых гиджакиста — лауреаты международных и республиканских конкурсов Ш. Бахромов, С.Кадыров и М. Касымов, а так же контрабасист Д. Кубаев. Появились в штате оркестра и дирижеры – репетиторы У. Юнусов и А. Карбаев.

Как складывался репертуар оркестра?

— Одним из первых произведений, прозвучавших в исполнении оркестра, было «Вдохновение» («Оромижон») А. Левиева, одного из ведущих специалиств в области коллективного исполнительства на народных иснтрументах. А вот первыми благодарными слушателями стали ученики ташкентской общеобразовательной школы № 50, где я в то время вела беседы о музыке. Никогда не забуду я встреч с юными слушателями, потому что именно повышенное внимание этих девочек и мальчиков подсказало мне, что я на верном пути и исполнение оркестром национальных инструментов музыкального этноса и классики даст прекрасный результат, приобщив слушателей к миру искусства.

Репертуару оркестра всегда уделялось большое внимание. Это были и фольклор, и узбекская профессиональная музыка устной традиции, и произведения узбекских композиторов М.Бафоева, А.Атаджанова, Д.Сайдаминовой, Х.Рахимова, Дм. Янов — Яновского, Ф.Салимова, восточная и западно — европейская музыка. Благодаря этому «Согдиана» смогла принять активное участие в многочисленных международных фестивалях и форумах.

… всех древнее музыка

Фируза Равшановна в своей подвижнической деятельности следует заветам известных философов и теоретиков музыки, в том числе Аристиду Квинтилиану, который в своем трактате «О музыке» писал, что «Из всех наук и искусств всех древнее музыка», для которой не существует ни преград, ни границ. И поэтому, сегодня музыкальные коллективы, созданные на основе национальных инструментов и активно включающие в своей репертуар широкий спектр произведений разных направлений, конечно, могут оказывать определенное влияние на сближение различных музыкальных ландшафтов Востока и Запада. За четверть века оркестранты «Согдианы» много сил отдали восстановлению и сохранению древних исполнительских традиций, использованию многообразных узбекских национальных инструментов, а также созданию современных музыкальных программ, ориентированных на сближение культур Востока и Запада.

С кем дружит « Согдиана»?

Конечно с авторами музыки, которые постоянно способствуют пополнению ее репертуара и в первую очередь с известными узбекскими композиторами, охотно создающими для оркестра оригинальные музыкальные произведения. Так, Диларом Сайдаминова специально для оркестра написала настоящий музыкальный шедевр по мотивам произведения Гете «Западно-восточный диван», с участием чтецов и исполнительницы оригинального танца. К удовольствию слушателей в этот номер тонкими кружевами вплелись фрагменты из произведений Баха и Генделя. А Мустафо Бафоев, один из самых известных представителей композиторской школы республики, представил свой «Абадиат» («Вечность»), в котором нашла отражение тема «Восток-Запад» с «цитатами» из Бетховена. Порадовал и Дмитрий Янов-Яновский, переложивший для оркестра «Притчу» по следам мавриги, уникального, утонченного жанра музыкального искусства, присущего древним бухарским традициям, включающим в себя музыку и пение.

Фируза Равшановна, современная молодежь тянется к облегченным ритмам. А не значит ли это, что классическая музыка приходит в упадок?

Нет, конечно. У классики большое будущее. Своим ученикам я не устаю повторять, что совершенно не разделяю мнения некоторых коллег-музыкантов, считающих, что в ХХI веке классическая музыка закончилась. В связи с этим, от уже более трех десятков лет каждый свой рабочий день я четко разделяю на чтение лекций в консерватории, и на бесконечные репетиции и выступления оркестра в разных залах, порой совершенно не приспособленных к восприятию очередной, хорошо подобранной музыкальной программы. Но делаю это сознательно, чтобы приобщить как можно большее количество юных слушателей к светлому и чистому искусству.

В последние годы коллективом был организован и проведен Первый международный фестиваль ансамблей и оркестров народных инструментов «Тошкент бахори», с участием более 200 музыкантов из многих стран мира. По приглашению правительства Южной Кореи «Согдиана» выступила на международном музыкальном фестивале «Великий шелковый путь». Последние три года проходит Международный фестиваль – конкурс ансамблей и оркестров народных инструментов «Напевы Навруза», до этого имевший статус Республиканского; подготовлены и успешно прошли три концерта в рамках проекта под названием «Незабываемые мелодии о главном», в программу которых органично вошли песни из известных кинофильмов разных лет.

Издревле считается, что различным видам духовной деятельности людей покровительствуют девять муз. А главная задача, стоящая перед ними – различными путями вести человека к творчеству, самовыражению и внутренней гармонии. Вот и Евтерпа, отвечающая за музыку и лирическую поэзию, даже в наш техногенный век успешно справляется с этой архисложной задачей. И примером тому — творчество Фирузы Равшановны Абдурахимовой, создавшей необыкновенный оркестр, который своим искусством привносит в мир светлое, разумное и вечное.
И хотя первые 25 пять лет в истории «Согдианы», вопреки скептикам, были очень успешными, хочется верить, что это только начало большого пути с запланированными креативными проектами, которых с нетерпением ждут любители музыки на всех континентах.

НАТАЛЬЯ АЙРУМОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей