back to top
9.9 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Романовский и Трубецкой спешат на помощь

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Романовский и Трубецкой спешат на помощь

Летом 1908-го года штаб Туркестанского военного округа отправил на Памир сразу две разведовательно-топографические экспедиции. Первая ушла на Памир из Ташкента, и руководил ею капитан генерального штаба Иван Павлович Романовский (1877-1920). В 1903 г. он окончил Николаевскую академию генштаба по первому разряду, стал военным интеллигентом и делал неплохую карьеру при штабе ТуркВО. Вторую экспедицию возглавлял капитан генштаба Николай Иванович Косиненко (1881-1917), командир роты 10-го Туркестанского стрелкового батальона, расквартированного в Оше. Он также закончил Николаевскую академию генштаба в 1907 г. Конная экспедиция капитана Н.И.Косиненко отправилась из Оша на Памир с целью исследования высокогорных ледников и другими задачами.

Романовский и Трубецкой спешат на помощь

Ледник Бивачный, вдали ледник Федченко. Фото А.Жарова (2009 г.).

Капитан Н.И.Косиненко выбрал сложный маршрут для своего отряда с переправой через полноводный Сауксай, один из притоков Муксу. Вода в Сауксае была высокой, и местные жители отказывались от роли проводников. Это была не единственная высокогорная река, которую пришлось преодолеть отряду исследователей Памира. В своем очерке «По тропам, скалам и ледникам Алая, Памира и Дарваза. (Из путевых записок)», опубликованном в Известиях Русского географического общества в 1915 г., т. 51, вып. 3, стр. 121, Н.И.Косиненко описал переправу через Сельдару, которая чуть не стала последней в его жизни:

«Прохождение каждого рукава сопряжено с большой опасностью. Оступись лошадь, и спасения почти нет, а оступиться легко, потому что течение непрерывно ворочает по дну большие камни. Махмет-куль-бай (70-летний местный проводник. — прим. Е.Р.) останавливался перед каждым таким рукавом, со слезами на глазах упрашивая вернуться, тем более что вода прибывала с каждой минутой.

После дневки рано утром 1 июля, выступили с вьюками и проводниками по усеянному щебнем и гальками дну долины. Двигались быстрее — путь уже был знаком. Но на одном из рукавов шедший отдельно начальник отряда (Н.И.Косиненко пишет о себе в третьем лице. — прим.Е.Р.) неожиданно попал на такое глубое место, что погрузился с лошадью в ледяную воду. Лошадь опрокинулась, и отделившись от нее, разведчик был увлечен быстрым течением Сельдары.

Совершенно изнемогший и почти теряющий сознание он был вытащен из воды казаками и киргизами другого разведочного отряда (капитана Романовского и кн. Трубецкого), случайно шедшего в полуверсте сзади в этот единственный совместный переход. Через час, под самым ледником Федченко, потерпевший аварию еще раз встретился со своими спасителями.»

Отряд капитана И.П.Романовского, обер-офицера для поручений при штабе ТуркВО, и поручика А.Н.Трубецкого из Туркменского конно-иррегулярного дивизиона из Закаспийской области Туркестанского генерал-губернаторства, на счастье оказался рядом и спас капитана Н.И.Косиненко из ледяной воды. Экспедиция Н.И.Косиненко продолжилась, и исследователи уже на следующий день штурмовали подъем на ледник Федченко, где ими был открыт крупнейший приток ледника Федченко — ледник Бивачный, стекающий со склонов великих вершин, названных позднее: пик Сталина- Коммунизма-Измаила Сомони (7495 м.), пик Россия (6875 м.), пик Гармо (6602 м.). Н.И.Косиненко стал первооткрывателем ледника Бивачного, впервые исследовал ледник Федченко на протяжении его нижних 30 км и первым географом, оценившим реальные масштабы памирского обледенения. Его имя носит ледник Косиненко в бассейне ледника Федченко, расположенный на склонах хребта Танымас (притоком ледника Федченко не является), и перевал с ледника Наливкина на ледник Косиненко.

Романовский и Трубецкой спешат на помощь

Фотография погибшего полковника Н.И.Косиненко была опубликована в журнале «Искры» N 9 от 26 февраля 1917.

На этом географические исследования капитана Н.И.Косиненко в крае не закончились, в июле 1909 г. он руководил полевой поездкой офицеров ТуркВО в Ходжентский уезд Самаркандской области Туркестанского генерал-губернаторства (по существовашему тогда административно-территориальному делению) с целью изучения путей сообщения и материальных ресурсов Ферганской долины. В октябре-ноябре того же года командировался в Бухарский эмират для составления военно-статистического описания Зеравшанского оазиса и путей в Карши и Чиракчи. Н.И.Косиненко также является военным историком, автором книги «Первая русско-турецкая семилетняя война. Чигиринские походы 1677-1678 гг.», изданной в Санкт-Петербурге в 1911 г. В дальнейшем Н.И.Косиненко был переведен из ТуркВО и проходил службу в западных военных округах. Во время Первой мировой войны в чине полковника в декабре 1916 г. командовал 311-ым Кременецким полком. В ночь на 31.01.1917 г., желая вернуть утерянные высоты в районе шоссе Якобени-Кимпулонг лично повел полк в атаку, заставил неприятеля отступить, но в бою был убит. Похоронен на Московском городском братском кладбище 25.02.1917 г. Н.И.Косиненко погиб в возрасте 36 лет. В настоящее время кладбище восстановлено, и, можно считать, что могила Н.И.Косиненко сохранилась. В советское время его имя не упоминалось, и альпинисты могли только гадать, в честь кого были названы ледник и перевал Косиненко.

Романовский и Трубецкой спешат на помощь

И.П.Романовский (стоит сзади А.И.Деникина).

Об одном из спасителей Н.И.Косиненко капитане генштаба Иване Павловиче Романовском (1877-1920) информации много. Как и многие другие питомцы начальника штаба ТуркВО Гвидо Казимировича Рихтера (1855-1919) И.П.Романовский мог бы стать известным военным писателем и географом. За годы службы в ТуркВО он успел побывать не только в экспедции на Памире, но и в Бухарском эмирате, на афганской границе, на озере Иссык-куль. В сентябре 1909 г. он входил в состав редакционной комиссии оргкомитета ХХУ-ой юбилейной Туркестанской сельхозвыставки в Ташкенте. С началом первой мировой войны получил известность как опытный штабист, в том числе служил у Л.Г.Корнилова (1870-1918), с которым был знаком по Ташкенту, начальником штаба 8-ой армии. После корниловского выступления в сентябре 1917-го года сидел под арестом в Быхове вместе с Л.Г.Корниловым, А.И.Деникиным (1872-1947) и др. Ушел на Дон, где стоял у истоков создания Белой армии, служил начштаба у Л.Г.Корнилова, а после его смерти — у А.И.Деникина. Вместе с А.И.Деникиным в апреле 1920 г. убыл на английском линкоре «Император Индии» из Феодосии в Турцию. На турецком берегу пробыл ровно час и был застрелен 18.04.1920 г. в спину в российском посольстве контрразведчиком поручиком Мстиславом Харузиным, который считал И.П.Романовского масоном и главным виновником поражения Вооруженных сил юга России в гражданском противостоянии, что являлось несомненным преувеличением и отзвуком ненависти фронтовиков-окопников к штабистам. М.Харузину в суматохе удалось улизнуть из посольства, но в дальнейшем он был ликвидирован в Стамбуле неизвестными лицами. На момент гибели И.П.Романовскому было только 42 года.

О втором спасителе — князе Александре Николаевиче Трубецком информации очень мало. Известно, что он после Памирской экспедиции И.П.Романовского в 1909 г. был произведен в штабс-ротмистры, а 20.06.1910 г. уволен в отставку. Далее — увы! — следы этого представителя известной фамили теряются.

Романовский и Трубецкой спешат на помощь

Г.К.Рихтер.

Организатор исследовательских походов начальник штаба ТуркВо генерал от инфантерии Г.К.Рихтер, как и его подопечные офицеры, принимал участие в Первой мировой войне, в бою у Бишофсбурга, командуя 16-ой пехотной дивизией, был ранен в руку, в 1915 г. вышел в отставку, проживал в Риге, где в 1919 г. был убит в возрасте 63 лет, скорее всего, латышскими националистами как этнический немец.

Потомки Н.И.Косиненко в настоящее время проживают в России, потомки И.П.Романовского — в Бельгии, потомки Г.К.Рихтера — в разных странах, в том числе и в России.

Источники и литература:

1. А.Лебедев. Н.И.Косиненко и его конная экспедиция на Памир.
http://static.turclubmai.ru/papers/2214/
2. Басханов М.К. Русские военные востоковеды до 1917 г. Биобиблиографический словарь. М., Восточная литература, 2005 г. 295 с.
3. Н.И. Косиненко. По тропам, скалам и ледникам Алая, Памира и Дарваза. (Из путевых записок)». Известия Русского географического общества, 1915 г., т. 51, вып. 3.

Е.РЯБОВ

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Трубецкой (1862-1916) был капитаном Павлоградском гусарском полка, а затем ротмистром. Он был убит на войне в 1916 году.

  2. Цитата: Ирина
    Трубецкой (1862-1916) был капитаном Павлоградском гусарском полка, а затем ротмистром. Он был убит на войне в 1916 году.


    Здесь речь идет о другом Трубецком. Это князь Александр Николаевич Трубецкой, на момент событий он был поручиком Туркменского конно-иррегулярного дивизиона, в 1909 г. его произвели в штабс-ротмистры, этот чин в кавалерии соответствует чину штабс-капитана в пехоте, 20.06.1910 г. он был уволен в отставку, далее сведения о нем теряются. Трубецкие — это очень разветвленная дворянская фамилии, их было очень много в армии.

  3. В этом случае, князь Александр Николаевич Трубецкой в Вашей статье не в семейных родословных книг. (Я княжна Трубецкая.)

  4. Цитата: Ирина
    В этом случае, князь Александр Николаевич Трубецкой в Вашей статье не в семейных родословных книг. (Я княжна Трубецкая.)


    К сожалению, не знаком с семейными родословными книгами Трубецких. Информация о штаб-ротмистре князе Александре Николаевиче Трубецком документально подтверждена. Следующие источники: Приказ по казачьим и иррегулярным войскам 7 мая 1909 г. № 37.

    Н.И.Косиненко. По тропам, скалам и ледникам Алая, Памира и Дарваза (из путевых заметок). Известия Русского географического общества. 1915, том 51, выпуск 3, стр.121.

    Общий список офицерским чинам Русской императорской армии на 1 января 1909 г. стр.606. Уволен в отставку 20.06.1910 г.

    С уважением,
    Ефрем Рябов, кандидат фил.наук, член Союза журналистов СССР.

  5. Автор не совсем точен. Имя Н.И.Косиненко и его заслуги в исследованиях Памира и в частности, бассейна ледника Федченко никогда не умалчивались и не умалялись, в том числе и в советское время. Например, руководитель Советско-Германской экспедиции 1928г. Н.П.Горбунов в своей брощюре "Некоторые данные о географических работах 1928 года в области белого пятна на Памирах" (изд. Академии Наук СССР. Ленинград. 1928.) на стр.7 упоминает рекогносцировочную партию Н.И. Косиненко.
    В книге "Гляциологическая экспедиция на ледник Федченко" (Издательство Академии Наук УзССР. Ташкент.1960.) в заглавной статье В.Ф.Суслова — "История и организация исследований ледника Федченко" работе группы Н.И. Косиненко посвящены пять абзацев на стр.10 и 11.
    При этом указанные публикации являлись далеко не единственными, были они и в альпинисткой литературе, т.е. советским альпинистам не было нужды гадать о том, в честь кого что было названо в бассейне ледника Федченко.

    • Спасибо за поправку. Данная фраза во втором издании очерка отредактирована.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей