back to top
6 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Как поднимать рейтинг вузов Узбекистана?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Как поднимать рейтинг вузов Узбекистана?

Что надо делать для того, чтобы поднимать рейтинг вузов Узбекистана хотя бы в масштабе СНГ? Какие шаги предпринимать для обеспечения конкурентоспособности выпускников вузов? Как поднимать уровень преподавания естественных дисциплин?

Доцент Самаркандского госуниверситета Абдулла Кувватов стремится ответить на эти и другие вопросы, решение которых непосредственно связано с развитием нашей страны. Он об этих проблемах написал в Виртуальную приемную, а также желает сделать свои предложения достоянием общественности, чтобы специалисты и все заинтересованные люди могли бы высказать свои мнения. С его первой публикацией можно познакомиться здесь (https://nuz.uz/obschestvo/19869-specialist-rasskazala-o-minusah-sistemy-vysshego-obrazovaniya-uzbekistana.html).

В своем очередном выступлении доцент Кувватов рассуждает о том, как повысить рейтинг двух первых университетов страны – Национального университета Узбекистана и Самаркандского госуниверситета. Ниже приводятся высказывания ученого и педагога.

Все вузы квалифицируются по своему рейтингу. В мировом рейтинге первые места принадлежат учебным заведениям США и Великобритании. Это Массачусетский технологический институт, Стэндфордский университет, университеты Гарварда, Кембриджа, Оксфорда и т.д. Они добились такого результата благодаря поддержке и материальной помощи со стороны государства, фирм, компаний и отдельных меценатов. С другой стороны, такой успех не был бы возможным без самых высоких требований, предъявляемых к принимаемым на работу научно-педагогическим кадрам и студентам.

В Узбекистане до образования в 1992 году на базе областных педагогических институтов новых университетов уровень ТашГУ и СамГУ был заметно выше, чем у остальных вузов. Их учебные программы заметно отличались от программы пединститутов, к ним предъявлялись более высокие требования. Но потом, для всех университетов был разработан единый учебный план. При этом не учитывалось одно важное обстоятельство, а именно большая разница в потенциале двух старых университетов и – новых, бывших пединститутов. В результате рейтинг НУУ и СамГУ стал снижаться, особенно по естественным наукам.

Вузы, занимающие в мировом рейтинге высокие места, добились огромных успехов благодаря уровню своих кадров, подготовленных по фундаментальным естественным и техническим наукам. Именно специалисты указанных направлений во многом определяют уровни развития экономики и интеллектуального потенциала страны.

Повысить качество подготовки специалистов без укрепления материально-технической базы естественных факультетов и кафедр никак не возможно. Конечно, хорошая база требуется и для общественных и гуманитарных дисциплин. Но у химиков, физиков и биологов другие условия. Так, для проведения лабораторных работ на должном уровне требуются вода, природный газ, канализация, шкафы с дымоходом, специальные столы, химические приборы, реактивы и др. Кроме того, лабораторные занятия требуют большего расхода средств на зарплату, так как группы при проведении таких занятий разделяются еще на подгруппы и количество часов намного увеличивается. Например, на химическом факультете СамГУ для лабораторных занятий выделено 1350 часов, что составляет 31 процент всего учебного плана.

Нигде, ни в одном вузе нет лаборатории, полностью отвечающей современным требованиям. Даже в прежние годы ТашГУ и СамГУ в лучшем случае были обеспечены всеми необходимыми материалами на 80-90 процентов. Основная часть оборудования, приборов и других необходимых материалов для химических, физических и биологических лабораторий производится за рубежом. Их надо приобрести за валюту. В нынешних экономических условиях трудно, практически невозможно, все лаборатории и кафедры обеспечить полностью всем необходимым.

Что делать для изменения ситуации? Как выйти из положения? Для этого предлагаю следующее.

1.Подготовку кадров по естественным наукам передать НУУ и СамГУ, которые имеют необходимый научный и педагогический потенциал, а другие университеты пусть направят свои усилия на развитие гуманитарных дисциплин. В таком случае будет легче укрепить материально-техническую базу двух университетов. Увеличив количество студентов на естественных факультетах, можно также повысить коэффициент использования лабораторного оборудования. Эти два вуза смогут подготовить специалистов по естественным наукам для всей страны.

2.Еще одна причина низкого уровня подготавливаемых нашими вузами кадров связана с тем, что каждый член профессорско-педагогического состава имеет большую педагогическую нагрузку и проводит занятия по самым разным учебным предметам. Так как количество студентов недостаточное, а педнагрузки – много, педагог проводит занятия и в бакалавриате и в магистратуре. Часто меняются названия учебных предметов и количество лекционных и практических часов, и педагогу приходится составлять новые учебно-методические комплексы. В этих условиях у педагога практически не хватает времени, чтобы качественно выполнить свою работу. Надо еще учесть, что часть педагогов преподает в лицеях или колледжах, выполняет обязательства по гранту, занимается репетиторством. Плюс ко всему этому, профессорско-преподавательский состав привлекают на сбор хлопка, субботники, разные мероприятия…

Для повышения качества работы педагога необходимо сократить его педнагрузку и сократить до минимума количество предметов, которые он преподает. Для этого надо увеличить число студентов. Если по одному направлению будет учиться не 25 студентов, как сейчас, а, скажем 100, тогда и педнагрузку педагога можно будет ограничить двумя- тремя предметами. Это идет на благо не только самого педагога, а в первую очередь отражается на качестве подготавливаемых кадров.

Таким образом, увеличение количества студентов, во-первых, приведет к улучшению коэффициента использования оборудования, во-вторых, предотвращает чрезмерную трату валюты, в-третьих, уменьшая число предметов в учебной нагрузке каждого педагога, способствует повышению качества его работы. Вместе с тем, увеличение специалистов одной отрасли помогает создавать конкурентную среду, что положительно повлияет на качественные показатели.

3.Повышение качества будущих выпускников зависит не только от постановки учебно-воспитательного процесса в вузе, но и от уровня поступивших абитуриентов. Хотя в последние годы поступает в вуз один из 10-12 выпускников лицеев и колледжей, нельзя утверждать, что все они отвечают требованиям высшего образовательного учреждения. Скажем, на химфаке СамГУ половина студентов учится, имея удовлетворительную оценку.

С учетом сегодняшней реальности необходимо подумать о том, как повысить качество знаний абитуриентов, поступающих в естественные факультеты НУУ и СамГУ. Для этого академические лицеи этих двух университетов надо реорганизовать в лицеи с углубленным изучением химии, физики, биологии и английского языка. В них принимать талантливых учащихся со всей страны с 7 класса. Каждые полгода проводить экзамены и не прошедших испытание отправлять назад в свое учебное заведение.

В развитых странах данная проблема решена просто. Одаренные дети и подростки учатся в частных школах, пансионах, физико-математических школах и других образовательных учреждениях.

4.Возникает естественный вопрос: Как быть с трудоустройством педагогов вузов, в которых был сокращен прием на естественные факультеты? (Эти факультеты не полностью закрываются, так как для своей области они подготовят учителей по химии, физики, биологии). Часть этих педагогов может работать в других вузах своего города, а другая часть – в физико-математических лицеях, а самым квалифицированным – предложить переехать в Самарканд или Ташкент для преподавания в университете.

В конце хотелось бы остановиться еще на одной проблеме, без решения которой невозможно добиться повышения качества учебной и научно-исследовательской работы в вузах. Проблема связана с системой назначения руководства высших учебных заведений. В нашей стране вводятся демократические принципы выбора руководителей разного уровня. Например, Президент Шавкат Мирзиёев поставил задачу рассмотреть и решить вопрос с выборами хокимов. Если в дальнейшем будем выбирать первых лиц областей, городов и районов, почему нельзя выбирать ректора вуза?

Пусть ректора выберет коллектив вуза, а ректор назначит проректоров и деканов. В этом он может опираться на ходатайство или рекомендацию общественного совета и\\или совета старейшин, которые будут функционировать при каждом факультете и самом вузе.

Т. РАХМАТУЛЛАЕВ

2 КОММЕНТАРИИ

  1. уровень студентов…..в местные вузы поступают одни денежные мешки. глупые, но с деньгами. умным студентам такую жесткую несправедливую конкуренцию не осилить. только очень очень умным. в которых родители вкладывали с самого начала. да и то после неудачной попытки поступить и не веря в честный отбор некоторые предпочитают готовиться в международный вуз. и это оправдывается т.к. экзамен международный- независимый и признается во всем мире в течении 2 лет. на сколько знаешь настолько и балл.
    насчет пед.кадров…не много желающих работать за низкую зарплату. да и место на кефедре
    невозможно найти т.к. все тащут своих потому как с ними легче договориться и попросить за какого то студента. как обычно за единственного племяника или единственного сына единственного брата…..вот и получается что преподы в университетах не самые умные и преданные работе.
    материально -техническая база ….умерла.что школы что лицеи что колледжи что вузы ничего нет там. при том что сумма контрактов огромная. в международных вузах таких как инха, сингапурский , туринский и др все имеют и все на международном уровне с небольшими погрешностями. что делает сам процесс обучения комфортным. хоть сумма контрактов до недавнего времени превосходила в 2 раза местных. но местные вузы ничего подобного и 1/10 части из этого не имеют.
    вывод….жестко пресекать взяточничество при поступлении и поруку в трудоустройстве преподавателей. честный отбор спасет ситуацию.
    иначе как сейчас в школах….бардак

  2. В первую очередь необходимо увеличить число поступающих в ВУЗы, чтобы повысить уровень человеческого капитала. Во-вторых, поступающие должны действительно понять, что это им важно и необходимо в будущем. Не надо поступать ради диплома и тратить немалые средства ради работы по знакомству. Человек должен понимать, что на его месте мог учиться тот, кто действительно этого хочет и уверен в своих будущих достижениях. Все хотят иметь диплом ВУЗа, но не все способны учиться. Все, кто хотят учиться должны учиться, и при этом не ощущать никаких трудностей ни в каких аспектах. А по итогам первого семестра первого курса можно судить не только о результатах студентов, но также о их заинтересованности и желании учиться. А потом студентов с удовлетворительными баллами можно исключать. Самостоятельно поступивший студент, поступит и во второй раз, и в третий, и в иностранный ВУЗ также. Привилегии для студентов явились главной причиной того, что они перестали ценить возможность учиться в ВУЗе, они уверены, что неподготовленность снова им "сойдёт с рук". А это может превратиться в привычку, а отсюда низкие показатели уровня знаний у студентов.
    Давайте смотреть реально на ситуацию в целом. Каких студентов готовят сейчас? Тех, кто учился удовлетворительно, но с дипломом о высшем образовании, и при этом он рассчитывает руководить предприятием и занимать высокопоставленные должности? Я не спорю, в нашей стране есть одарённая молодёжь, есть потенциальные кадры.
    Я бы назвала другой фактор, как мировоззрение, взгляды людей на сегодняшний уже новый мир. Зачем выделять население на тех, кто живёт в столице, а кто приезжий из другой области? В нашей стране я сталкивалась с людьми, для которых какие-либо предметы и вещи ценнее самих людей, их знаний и навыков. Рыночная экономика не означает достижение только своих собственных интересов, либо наживаться на других, забыв о чести, совести, о достоинстве. Это путь, новый этап, который должен привести весь народ к процветанию и благополучию, дать возможность каждому раскрыть свои таланты и способности. Это путь, где люди интересы нации ставят превыше собственных, как в Японии и Корее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей