Сказав «а», надо говорить и «б».
Это было спонтанное решение – пару месяцев назад поделиться своими знаниями о традициях и праздниках своего народа, представителей которого немало и сегодня в Узбекистане. Это был еврейский Новый год. А теперь пришло и вполне осознанное желание продолжить тему и предложить другим авторам расширить ее рассказами об обычаях других народов страны. А я продолжаю начатое дело.
Итак, скоро еврейский народ будет встречать Хануку – древний праздник чуда и света.
Он отмечается в знак победы евреев в борьбе за возможность сохранить свою национальную самобытность, за свободу совести и право самоидентификации, как сказали бы сегодня. Победа эта была завоевана в долгой и трудной войне с греко-сирийскими завоевателями. Но что интересно и показательно, праздник этот связывают не столько с военными успехами, сколько с победой духа. Ведь война – это лишь последний, нежелательный способ достижения цели, к которому вынуждены прибегать в самом крайнем случае. А цель в том далеком – 164 году до н.э. — была совсем простая, но принципиально важная – возможность жить по собственным законам и правилам.
История, как видим, давняя, но настолько важная, что помнится и празднуется на протяжении многих веков. Ведь таким образом и передается эстафета поколений, что и поддерживает связь времен, сохранение традиций.
Огромной империей, подчиненной грекам, в состав которой входили завоеванные ими Сирия, Ирак и Иудея, правил царь Антиох IV Эпифан. Он хотел насильно эллинизировать все порабощенные народы. Многие из них и впрямь приняли греческую культуру и образ жизни. Только «упрямые» евреи продожали жить, соблюдая законы своих отцов. Были и среди них исключения, но совсем незначительные. Гордые и независимые, непохожие на других, не желающие поклоняться идолам, они раздражали Антиоха. И он издал специальный указ, в котором под страхом смерти повелевал евреям отказаться от своей религии, есть свинину, не соблюдать субботу и много чего еще, что было неприемлемо для иудеев. Свитки Торы конфисковывли и сжигали, главная святыня – Храм — был осквернен и разграблен.
Некоторые из народа поддались, но большинство страдало от этих указов и тайно сохраняло свою приверженность вере отцов. Нередко люди жертвовали жизнью, но сохраняли свою преданность устоям.
«Сколько можно терпеть?!» — все чаще раздавались возмущенные голоса. Первыми знамя восстания подняла семья Хасмонеев (их называют также Маккавеями) из маленького города Модиин, что в Иудейских горах. Это случилось, когда один эллинизированный еврей намеревался принести языческую жертву на площади города. Матитьяху – глава семьи – не смог сдержать гнева. Он бросился на предателя и убил его. Разбив жертвенник он обратился к толпе с призывом: «Все, кто верен Г-споду, кто предан Торе — ко мне!». Клич этот разнесся ко всей стране, и к отряду Хасмонеев – отцу и его пятерым сыновьям присоединились все, в ком не угасли мужество и дух сопротивления. Невелик был отряд по сравнению с противостоящими силами, но велика была сила духа бойцов, превращая простых людей в героев. Три года продолжалась неравная схватка.
И победили они, вернули Иерусалим, вошли в Храм.
Тут-то и началась собственно ханукальная история. Для Б-гослужения требовалось освященное масло, чтобы зажечь ритуальный светильник, и гореть огонь в нем должен был семь дней. В Храме же после разграбления нашелся только один кувшинчик масла, которого хватило бы только на день горения. И… произошло чудо! Светильник освещал Храм целых восемь дней. До тех пор, пока священнослужители не приготовили новое. После чего Храм был освящен, и евреи могли возносить молитвы В-вышнему. Ханука и переводится как новоселье, освящение, так с тех пор и называется этот праздник. Мы воспринимаем его как символ победы, праздник свободы и света. И пусть мы, современные люди, не очень-то верим в чудеса, ищем всему происходящему материалистическое объяснение, светлый праздник огней мы с радостью отмечаем.
Главным элементом празднования Хануки является зажигание на закате солнца восьми ламп или свечей на специальном светильнике — меноре или ханукие. В первую ночь горит одна свеча (или масляная лампа), а другая добавляется в каждую последующую ночь до восьмой ночи, когда зажигаются все восемь. Одна дополнительная свеча (шамаш) стоит отдельно от других и используется для их зажигания. При зажигании свечей произносят особые праздничные благословения, а сама ханукия традиционно размещается в окне или в дверном проеме, чтобы она была видна снаружи, напоминая о свершившемся «чуде масла».
Интересно также отметить, что взаимопроникновение традиций в эти дни особенно заметно. Так, в Европе в эти темные зимние вечера светильники самых разнообразных форм вы увидите не только в окнах еврейских домов. Католики и протестанты тоже зажигают праздничные огни, украшают и освещают свои дома. Это уже, конечно, свет по поводу приближающегося у христиан праздника Рождества, но ведь главное – когда люди разных верований рады хорошим событиям в жизни друг друга, поздравляют своих соседей и желают им мира, счастья, добра и света.
И в Германии, например, вы можете сегодня услышать такое словообразование – Вайнука, от немецкого Weinachten – и еврейского Ханука.
Нина Шполянская