back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Писать очерк о человеке большого масштаба — известный режиссер и сценарист Али Хамраев из этой когорты – задача непростая. Увлекаешься массой интересных подробностей жизни и деятельности героя, пересечением его пути с судьбами выдающихся людей, отблеском далёкого или недавнего времени в его легендарной биографии. К тому же, деятельный герой в процессе написания материала успевает высечь новую искру творческого вдохновения, и портрет прирастает новыми штрихами.

Вспоминаю первую встречу и знакомство с Али Эргашевичем на Фестивале Европейского кино во Дворце искусств в Ташкенте, в 2011 году. Джасур и Мастура Исхаковы, известные люди цеха отечественного киноискусства, обратили моё внимание на человека, вокруг которого собралась небольшая группа оживленно беседующих узбекских кинематографистов.
— Это Али Хамраев, — многозначительно пояснили они, справедливо полагая, что комментарии излишни, и тут же решили представить меня Мастеру. Я несколько оробела при знакомстве с классиком — фильмы режиссера Хамраева в золотом фонде узбекского киноискусства. «Где ты, моя Зульфия?» и «Белые, белые аисты» впервые смотрела в детстве , «Седьмую пулю» и «Человек уходит за птицами» — студенткой, а в самом конце 90-х в руки попала видеокассета фильма «Бо Ба Бу» с непривычной для нас припиской «Не для коммерческого просмотра». Каждый из фильмов незабываем. И вот этот корифей кинематографа говорит со мною так, словно мы давно знакомы. Умное лицо с живыми подвижными чертами, гибкая худощавость и быстрая речь, какая-то «не наша» лёгкость и простота в общении.
Спустя некоторое время социальные сети объединили нас в виртуальном дружеском кругу. Наметилась и реальная встреча — в Нукусе, на торжествах по случаю 100-летия И.В. Савицкого в начале сентября 2015 года. В программе юбилейных мероприятий значилась премьера документального фильма «Страсть Игоря Савицкого» с участием режиссера Али Хамраева и продюсера фильма Рустама Сулейманова — главы Фонда Марджани, с которым посчастливилось вместе лететь из Ташкента в Нукус. Далее события развивались по непредвиденному сценарию. Официальную премьеру фильма об Игоре Савицком организаторы юбилея отменили; предчувствуя это, не прилетел в Нукус и режиссер, так что на земле Каракалпакстана мы с ним, увы, не встретились.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Рустам Сулейманов (справа) перед показом фильма в Нукусе

Для желающих посмотреть документальную ленту Рустам Сулейманов любезно организовал неофициальную презентацию в кафе гостиницы, в узком кругу немногочисленных гостей из зарубежья. В конце сентября фильм показали в Представительстве Россотрудничества во время встречи с художником Александром Александровичем Волковым – одним из героев ленты, лично знавшим Савицкого. Так что можно считать премьеру состоявшейся и в Нукусе, и в Ташкенте, но, к сожалению, не для широкой публики.
Возможность вновь встретиться с Али Хамраевым выпала в мае 2016 года. Режиссер приехал в Ташкент доснять эпизоды нового документального фильма «Солнечный Павел Беньков», посвященного замечательному художнику. Картина вскоре пополнит список документальных лент выдающегося режиссера, создавшего, кроме десятков художественных, документальные картины «Жить, жить — любить», «Басин», «Танец ценою в жизнь» (о балерине Галие Измайловой), «Великан» (о художнике и скульпторе Бакы Урманче) и уже упомянутую «Страсть Игоря Савицкого».

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Загорелась желанием увидеть Мастера в деле и взять интервью прямо на съёмочной площадке. Позволение придти на съемку получила, но времени на интервью в плотном рабочем графике не нашлось. Едва режиссер переступил порог театра «Ильхом», где развернул рабочую площадку, завертелась карусель кино: обсуждение эпизодов и постановка задач рабочей группе, репетиции, свет, камера, дубли…
Али Эргашевич отрабатывал с исполнителями каждый эпизод, наполняя его своим дыханием, интонацией, энергетикой, жестами. Пока он говорил с приглашенными на съемку исполнителями – обычными ташкентцами и профессиональными актерами — перебросилась парой слов с кинооператором Узкинохроники Эдемом Алиевым.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

— Съемки фильма о Бенькове идут уже года два, — рассказал он. – Али Эргашевич ездил в Самарканд и Бухару, снимал эпизоды сам или приглашал меня. В мае 2016 у нас два съемочных дня – один провели в мастерской художника Мухаммада Фозили, сегодня второй, работаем в «Ильхоме», а к вечеру поедем в ташкентскую махаллю.

Наблюдая за режиссером, вспомнила, как любили в нашей семье фильм «Где ты, моя Зульфия?» («Ёр-Ёр») с Бахтиёром Ихтиёровым в главной роли. Не думала, что познакомлюсь когда-либо с автором музыкальной комедии, завоевавшей сердца добрым юмором.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Али Хамраев (справа) с Шукуром Бурхановым и Бахтиёром Ихтиёровым

Вот как рассказывает об истории рождения картины Али Хамраев:
— 1964 год, приближается осень, а с нею и юбилей Уз ССР. Вызывает меня директор «Узбекфильма» писатель Ибрагим Рахим:
— Выручайте… Нужно к 40-летию республики снять веселый музыкальный фильм для народа… Показать наш цветущий Узбекистан… Это задание руководства, в ЦК недовольны тем, что зрители киностудию стали называть «Басмачфильм»…

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

На съемках фильма «Где ты, моя Зульфия?» (Ёр-Ёр»). Справа на фото — Али Хамраев

В те времена популярен был лозунг «Партия сказала «Надо!» — народ ответил «Есть!..» Фильм мы сняли, сдали на ура, музыкальная комедия «Где ты, моя Зульфия» (Ёр-Ёр») и до сегодняшнего дня часто крутится по телевидению. А тогда, осенью 1964 года, после просмотра самый главный человек Шараф Рашидов крепко пожимал мою руку, а главный идеолог Рафик Нишанов в коридоре Узгоскино так же крепко обнимал меня и почти кричал:
— Молодец!.. Выручил нас!.. Проси, что хочешь!.. Автомобиль?!.. Квартиру?.. Звание «Народный артист»?..
И очень удивился, когда я через день в кабинете секретаря ЦК по идеологии попросил у Рафика Нишановича другое:
— Хочу поехать в США… Туристом…

Поездка состоялась! И «турист» Хамраев, набираясь впечатлений, ни на минуту не расставался с кинокамерой.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Али Хамраев. Нью Йорк, 1964 год

Режиссер заслужил своими картинами, снятыми им в последующем, гораздо больше. И получил бы на родине всё, в том числе и самые высокие звания. Но выбрал свободу художника, и где бы ни жил и ни работал, слагая свои кинопоэмы о родной земле, чувствует их собственной горячей кровью, оставаясь сыном своего народа.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Нет, высоких званий и наград на родине Али Эргашевич за последние 45 лет не получал, зато заслужил лауреатские на международных кинофестивалях. Представляясь, повсюду называет звание, которое принадлежит ему по факту и по собственному ощущению, оно всегда при нём: узбекский кинорежиссёр и сценарист.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Али Хамраев давно признан в мире кино. Чингиз Айтматов приглашал легендарного киномастера во Фрунзе для экранизации своего романа «И дольше века длится день».

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Сергей Параджанов после организации в Ташкенте (наперекор властям!) премьеры «Тайны Сурамской крепости» прислал из Тбилиси коллаж с авторским автографом и организовал премьеру в Грузии исповедальной ленты нашего режиссера «Я тебя помню».

Али Хамраев исключительно предан близким людям, добрым традициям и родному городу. Эти человеческие качества проявляется во всем – в поступках, фильмах, суждениях, литературных опытах.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Али Хамраев (слева), Георгий Данелия и Акира Куросава

«Далекий 1971 год, — вспоминает Али Эргашевич в своих сетевых заметках «Субботнее чтение». — Токио. Советско-японский симпозиум по кино с участием великого Акиры Куросавы. Я все время вырываю из рук Сергея Герасимова чемодан и несу от машины, потом в номер, при переезде в другой город снова тащу в холл. Глеб Панфилов не выдержал: «Алик, ты уже известный режиссер… Зачем носишь чемоданы начальства?..»Георгий Данелия негромко заметил: «У них в Узбекистане привыкли уважать старших по возрасту…»Я не стал объяснять коллегам, что у Сергея Апполинариевича в 1931 году в Ленинграде учился актерскому мастерству мой отец, что и я во ВГИКе тайком часто проникал на занятия к мастеру, что люблю его «Тихий Дон»… Утром отправляемся в Киото, и в холле отеля Данелия вдруг опережает меня и быстро несет чемодан Герасимова к машине. Глеб Панфилов промолчал…»

Так же внимателен Али Эргашевич к друзьям, и каждый из них мог бы вспомнить тот или иной пример его помощи. «В августе 1981 года, — рассказывает Мастура Исхакова, — мы всей семьёй поехали отдыхать на Иссык-Куль. Погрузили в жёлтенькие «Жигули» чемоданы с вещами, запас продуктов и рано утром двинулись в путь. За рулём сидел отец семейства Джасур, рядом с ним я, а на заднем сидении расположились дети. Прибыв на место, устроились на частной квартирке в поселке и отправились навестить в пансионат «Пресное озеро» Али Эргашевича Хамраева — он отдыхал там со своей женой Гулей и дочерью Асаль, ровесницей нашего младшего сына Эльдора. Известный режиссёр «Узбекфильма», автор прекрасных картин «Белые-белые аисты», «Чрезвычайный комиссар», «Седьмая пуля» и других, услышав наш рассказ о «картонном» домике, который мы сняли на время отдыха, немедленно «выбил» для нас комнату в пансионате. На следующий день мы с семьёй перебрались в «Пресное озеро», чему были очень рады. Так, благодаря Али Эргашевичу, его авторитету и обаянию мы совершенно неожиданно отлично отдохнули в одном из лучших пансионатов на Иссык-Куле».

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

С Андреем Тарковским в урюковом саду

В жизни режиссера было немало значимых встреч. «В 1979 году Тарковский озвучивал на «Мосфильме»»Сталкера», — рассказывает он. – Во время небольшого перерыва я пожаловался ему, что не могу найти двух героев для своего фильма «Телохранитель».
— О чем кино?.. — спрашивает Андрей.
— Гражданская война на Памире, «белые» против «красных»… Тарковский подзывает в коридорчик Кайдановского и Солоницына:
— Саша может быть у тебя «белым», а Толя — готовый «красный»…

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Так я подружился с великим Александром Кайдановским, которому в 2016 году исполнилось бы 70 лет. Вечная память… Незабываемый актер и человек!..»

Действие в фильме «Телохранитель» происходит в период становления Советской власти в Средней Азии и в некоторой степени напоминает вестерны 1950-х годов. Отряд красноармейцев поручает местному охотнику перевезти через горные перевалы пленника вместе с его дочерью и верным слугой.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Герои сталкиваются с опасностями, преодолевают невероятные трудности пути в горных теснинах, вооруженное нападение… Впечатляют пейзажные съемки высокогорных районов. И, конечно, сыгранный Кайдановским образ главного героя – горца по самой сути характера.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 2

Кадр из фильма «Я тебя помню»

Путь режиссера выстилала не только красная дорожка международных фестивалей, по которой он шел к очередному высокому призу и признанию. Приходилось отстаивать свои фильмы на родине. В 1985 году запретили к показу фильм «Я тебя помню», поставив в вину режиссеру заляпанный грязью герб Советского Союза на железнодорожном вагоне. Но это были цветочки — потребовали заменить бутылки с кока-колой на узбекский лимонад «Лаззат» и поставить за окнами вагона вместо пейзажа пустыни с верблюдами кадры заводов и колосящихся пшеничных полей. Али Хамраев написал письмо Михаилу Горбачеву, из Москвы жалобу отправили в Ташкент, в ЦК компартии Узбекистана. Состоялся резкий разговор режиссера с руководством республики, требовали удержать из зарплаты автора фильма сметную стоимость затрат и вообще запретить выезд заграницу. Али Хамраев не сдался — от него ушло подробное письмо в адрес XXVII съезда КПСС. И режиссер победил — специальная комиссия признала фильм глубоко патриотичным и лишённым идеологических изъянов…

Окончание следует.

Начало: Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 1
Тамара САНАЕВА
Фото автора и из личного архива Али Хамраева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей