back to top
9.8 C
Узбекистан
Понедельник, 29 декабря, 2025

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,180ПодписчикиПодписаться
Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Часть 2
Став знаменитым тенором, Нажмиддин Мавлянов не забыл, как на вступительных экзаменах в музыкальное училище исполнил песню на стихи Хамзы «Хой ишчилар». Минуло 22 года. Пришла мировая слава, но он до сих пор ищет ноты той песни — хотел бы сохранить их в своей коллекции.

В новом театральном сезоне, неожиданно прервавшемся в марте 2020 года, певец дебютировал на сцене Большого театра Женевы (Grand Théâtre de Genève) в партии Радамеса. Это была для него шестая постановка «Аиды». Ранее спел Радамеса на сценах Московского академического музыкального театра им.К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Немецкой оперы на Рейне, Оперного театра Гонконга, Нового национального театра Токио и на Приморской сцене Мариинского театра. И каждый раз, переживая судьбу оперного героя, возрождал его образ в новой для себя интерпретации, соответствующей концепции того или иного режиссёра.

Не секрет, что современные режиссёры нередко уводят зрителя в область своих творческих фантазий, порождаемых музыкой классических оперных произведений. Таких партий, которые приходится воплощать на разных сценах и с разными режиссёрами у Нажмиддина немало. Имела счастье слушать в его исполнении Германа в постановке режиссёра Римаса Туминаса в «Пиковой даме». А незадолго до «Пиковой дамы» довелось слушать «Катерину Измайлову» Шостаковича, тоже в версии Римаса Туминаса на той же Исторической сцене Большого театра в Москве. В этих спектаклях общая сценографическая стилистика, построенная в серо-чёрных тонах, выразительная сценическая символика и умение драматически раскрыть русский характер в сложном оперном действе.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Сцена из оперы «Пиковая дама». Нажмиддин Мавлянов — Герман, Эльчин Азизов — Томский

Партия Германа в «Пиковой даме» — одна из самых сложных для исполнения и в вокальном плане, и драматическом, эмоциональном. Трагедия Германа может коснуться любого человека и в любом времени. И герой Мавлянова потрясает бездной переживаемых им страстей, противостоять которым человек порою не в силах. Петь в оперном спектакле Римаса Туминаса непросто – его оперные постановки построены на принципах русского психологического театра. Герман в его версии — драматический герой, да и сценография (художник Адомас Яцовскис) построена по принципам драматического театра. Громада серой петербургской стены на сцене скрывает мир человеческих надежд и страданий; огромное зеркало отражает и поглощает жизнь – всё в сценографии условно, символично. Оркестр под управлением Тугана Сохиева звучал потрясающе, как и хор (главный хормейстер Валерий Борисов).

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Сцена из оперы «Пиковая дама». Фото Марии Асиновской

— Для меня это очень ответственная партия, — признаётся Нажмиддин Мавлянов, — в которой предстоит еще многое для себя открыть: в ариозо Германа «Прости, небесное созданье», арии «Если когда-нибудь знали вы чувство любви» и других. Эта роль требует энергетической наполненности и самоотдачи. Впервые выступил в ней в премьерной постановке режиссёра Александра Тителя и дирижёра Александра Лазарева в ноябре 2016 года в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В июне 2018 года — в концертном исполнении «Пиковой дамы» пел с труппой Мариинского театра в Москве, в Зале имени Чайковского – оркестр возглавлял маэстро Валерий Гергиев. В мае 2019 г. состоялся дебют в спектакле «Пиковая дама» на сцене Мариинского театра.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Сцена из оперы «Пиковая дама». Фото Сергея Родионова

При каждом исполнении партии Германа на той или иной сцене Мавлянов поражает зрителей искусством вокала и драматическим мастерством.
«Великолепный спектакль, потрясающий Герман!»
«Такой яркий образ — и актёрски, и вокально безупречный!» — так отзывались зрители в Мариинском театре об исполнительском мастерстве Нажмиддина Мавлянова.
«Нажмиддин Мавлянов за три недели пять раз исполнил партию Садко в двух (абсолютно разных!) постановках — сначала три спектакля в Большом, затем два — в Мариинском театре. И спето, и сыграно всё было блестяще! Между этими двумя блоками он еще великолепно спел Германа в «Пиковой даме»! Это феноменально!»
И столь же лестными восхищенными оценками изобилуют отзывы на его выступления в любой партии и на любой сцене мира.

Мы же обратимся к мнению первых его наставников, которые и сегодня с любовью и заботой следят за творчеством своего питомца, ставшего мировой знаменитостью.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Н. Мавлянов и Ф. Сафаров после премьеры «Кармен» . Фото Тамары Санаевой, 2009 г.

Народный артист Азербайджана и Узбекистана, оперный режиссёр Фирудин Сафаров
— Исключительная одарённость и память отличали Нажмиддина Мавлянова со студенческих лет. Он блестяще вошел в труппу и совсем не потерялся в окружении ведущих солистов. Проявлял такие яркие актёрские способности, что я был удивлен: он брал от педагогов больше, чем мы сами ожидали.
Особенно запомнилось, как Нажмиддин впервые исполнил Хозе в «Кармен». Я думал, что после такого опытного тенора, каким был премьер Негмат Синха-биби, ему будет трудно завоевать успех у зрителей, но с первого же своего выхода молодой певец нисколько не уступил известному солисту и показал такую прекрасную вокальную и актерскую партию, что заслужил бурю оваций.
Нажмиддин до сих пор очень внимателен и мягок по отношению к своим ташкентскими педагогам. Звонит, поздравляет с праздниками, с днём рождения. Он не только талантливый певец, артист, но и очень хороший человек, благодарный ученик.
И коллеги до сих пор тепло вспоминают о нём, отмечая незаурядный талант и доброту, мягкость, уважительное отношение к партнёрам. Конечно же, мы хотели бы увидеть Нажмиддина в нашем театре как приглашённого солиста. Полагаю, это очень важно: хотя бы изредка слушать узбекистанских певцов, которые начинали свою артистическую карьеру в Ташкенте и сейчас выступают на крупнейших оперных сценах мира.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Н. Мавлянов и О. Александрова в образе героев оперы «Кармен». Фото Тамары Санаевой, 2009 г.

Заслуженная артистка Узбекистана, оперная прима Ольга Александрова
— Мы часто и подолгу разговариваем с Нажмиддином. Обсуждаем его партии, выступления в новых постановках, дискутируем. Он занимался в моём классе в магистратуре. В результате занятий голос очень изменился — стал крепким и плотным, с хорошей опорой. Он невероятно трудоспособный и фанатически преданный сцене человек. Ему ничего не надо было повторять дважды. Дашь задание – перечитает всю литературу и назавтра принесёт всё выученное, переведённое.
Дорога к успеху у нас была непростая. Вспоминаю участие в «Романсиаде» в Казахстане, приглашение в Москву, поездку в Корею… У него на первом месте всегда была работа, работа и работа…
Мы с ним вместе пели в нескольких операх. Открытием стало выступление в «Кармен». Когда Хозе-Мавлянов в четвёртом акте умолял: «Кармен, не покидай меня!..», у меня стоял ком в горле! Осталось ощущение его необыкновенной искренности, незащищённости. И я всегда рассказываю своим ученикам об этом эпизоде.
Он незабываемый для меня Хозе — горячий, с открытой душой, любовью чистой и красивой. В этом певце богатейшее актёрское и человеческое зерно.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Фото Александра Шварценштейна

Слушаю всё спетое им, что есть в интернете. Я люблю практику, предпочитаю показать у рояля, как и что сделать, и Нажмиддин иногда даже поёт мне по скайпу. Каждая партия предъявляет свои задачи, имеет свои подводные камни. У него более 40 партий – это непросто. Но он очень гибкий, у него богатый от природы голос, он прекрасно владеет нюансировкой. Потому такой успех!
Восхитил меня Нажмиддин в партии Князя Голицина в «Хованщине» Мусоргского – я слушала оперу в трансляции. Он сумел так остро и ярко, в лучших традициях драматического театра передать мысли и эмоции, что приковал к себе всё внимание публики в этой сложной сцене. Как оперный артист Мавлянов продолжает развиваться, умеет и сыграть, и спеть достойно в любой постановке и на любой сцене.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Заслуженный деятель искусств Узбекистана, оперный режиссёр Андрей Слоним
— Нажмиддин Мавлянов пришёл в наш театр певцом молодым, но устремленным к своему становлению. Его не надо было «раскачивать», стараясь развить профессиональные данные, культуру и кругозор. Он умел и умеет сейчас в разных своих выступлениях и проектах воспринимать трактовку образа и преломлять его через свою индивидуальность.
Да, Нажмиддин целиком вживался в новые образы, это проявилось буквально с первых наших встреч. Он в полной мере излучал ответную творческую энергию. Развивая свои вокальные данные под руководством заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой, на каждой репетиции целенаправленно и методично старался сделать свой богатый голос средством для раскрытия чувств и состояний человеческого духа. Осваивал игру тембрами, утонченность фразировки и интонаций. И очень старался понять непростое единение пения и сценического действия, в котором артист живёт по законам оперы и её особой правды. Певцу – что очень ценно! – нравился сам процесс, который вёл его к новым этапам освоения образа. Он с удовольствием работал с разными дирижерами и режиссерами, довольно быстро включился в исполнение широкого оперного репертуара. И ташкентский зритель очень скоро оценил и полюбил его.
Работа режиссера с талантливым исполнителем напоминает некий «тоннель», который постановщик и певец как бы «роют» с разных концов, сходясь в желанной точке и в едином образе. Вспоминаю, как мы готовили партию Ленского в опере «Евгений Онегин» Чайковского. Нажмиддин трепетно отнесся к созданию этого образа, мы внимательно и скрупулезно проживали с ним музыкальную драматургию, искали действенное оправдание каждой смены темпа, нюанса, высоты звучания. Вчитывался он и в Пушкина.
Немало великих певцов – каждый со своей убедительностью и правдой! — раскрыли этот сложный образ. В индивидуальности Нажмиддина были и обаятельные лирические «ростки», но была и энергетика мужества. И мы с ним сделали Ленского горячо любящим, ранимым, идеализирующим свою Ольгу, но и готовым постоять за истинность своих «рыцарских» принципов. Ленский Чайковского — почти «чеховский». И все спектакли «Евгения Онегина», которые спел и сыграл Нажмиддин на сцене нашего театра до своего отъезда, были динамичными и разными, вызывая активное сочувствие и сопереживание зрителя.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Сцена из оперы «Царская невеста». ГАБТ имени Навои

В одном из премьерных показов «Царской невесты» Нажмиддин выступил в роли Ивана Лыкова. Глубоко изучив партитуру и драматургию своей партии, историю эпохи, он прошёл весь курс репетиций и раскрыл образ Лыкова живо и убедительно. Столь же полноценно выступал в концертах, посвященных композиторам, певцам, знаменательным датам. И каждое его выступление горячо принимала публика.
Необходимость исполнения опер на языке оригинала призывает исполнителя предельно точно знать язык партии-роли, понимать значение каждого слова и оттенка фразы. Подчеркну искреннюю любовь Мавлянова к освоению иностранных языков. Он ещё в Ташкенте прочно углубился в познание русского, итальянского и французского языков. Работая в России и на других сценах мира, обращается к немецкому и испанскому. Свободно общается на английском. И, как сам признаётся сегодня, – это не предел.
И ещё одно ценнейшее качество его характера. Выступив в ответственных и престижных партиях, он не избегал и менее заметных ролей. С озорной и светлой иронией воплотил образ самовлюбленного тенора Фогельзанга в комической опере-миниатюре Моцарта «Директор театра». А когда понадобилось сыграть в новогодней сказке, в паре с партнером исполнил и Дракона, и одного из «братцев», в которых превращался Дракон.
Вместе со многими моими коллегами и ташкентскими зрителями я от души радуюсь успехам Нажмиддина. Как-то, подытоживая его выступления, мы пришли к выводу, что единственная крупнейшая сцена мира, на которой он еще не пел, – это миланский театр «Ла Скала». Но приглашение спеть, как рассказал Нажмиддин, он получил от Петера Штайна. Дирижировать должен был Зубин Мета. Позвонили в театр – нужно было заменить заболевшего Фабио Сартори.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Генеральная репетиция оперы «Хованщина». Фото Артема Геодакяна

В театре шли репетиции «Хованщины», где Нажмиддин готовил сразу две партии, и приглашение было отклонено. Были еще приглашения в «Ла Скала», но на эти периоды у Нажмиддина были запланированы спектакли в других театрах.
Сейчас театры всего мира закрыты для публики. Тем не менее, Нажмиддин и в самоизоляции не молчит. Трогает искренним и тонким исполнением песен Великой Отечественной войны под собственный аккомпанемент на гитаре — он публикует записи для друзей. И в этом домашнем сольном амплуа показывает новые грани таланта и характера.

Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Сцена из оперы «Садко». Большой театр России, Москва, 2020 г.
Нажмиддин Мавлянов: «Театр для меня – целый мир!»

Н. Мавлянов и М. Баянкина в опере «Садко». Мариинский театр, С-Петербург. Фото Nadine Kou, l2020 г.

Прошло 16 лет с тех пор, как Нажмиддин студентом второго курса впервые выступил на сцене оперного театра. Это годы колоссального труда и блистательного восхождения артиста на Олимп оперного искусства. И на этом пути, как считает тенор Мавлянов, еще немало новых непокорённых вершин.

Тамара Санаева
[b]На заставке фото Nadine Koul/b]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Экология — одна из самых важных проблем современности

В настоящее время в Узбекистане экологическая ситуация заметно улучшается. Чистота воздуха, увеличение зелёных зон и усиление внимания к окружающей...

Больше похожих статей