back to top
15.3 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

Бойкот узбекского хлопка: Cotton Campaign следит за ситуацией, но ждёт полного искоренения принудительного труда

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться
Бойкот узбекского хлопка: Cotton Campaign следит за ситуацией, но ждёт полного искоренения принудительного труда

Будут ли мировые бренды покупать узбекский хлопок? После обращения министра занятости и трудовых отношений о снятии бойкота узбекского хлопка, диалог между Узбекистаном и международным сообществом по вопросам зашиты прав работников выходит на новый уровень.

С целью обсуждения вопросов обеспечения достойного труда и прав человека, Международная организация труда (МОТ) организовала международный семинар «После хлопка: извлеченные уроки и перспективы для Узбекистана», состоявшийся 28 мая в Ташкенте.

Впервые за одним “виртуальным” столом переговоров собрались представители МОТ, Министерств труда Узбекистана и США, гражданского общества, правозащитных организаций, а также ведущие американские бизнес ассоциации.

По сути вебинар стал ответным шагом в диалоге по снятию бойкота с узбекского текстиля после открытого письма Министра занятости и трудовых отношений Нозима Хусанова к коалиции Cotton Campaing.

В видеоконференции приняли участие первый заместитель министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Эркин Мухитдинов, директор офиса МОТ в Вашингтоне Кевин Кэссиди, старший технический советник МОТ в Узбекистане Йонас Аструп, старший вице-президент по цепочке поставок Американской ассоциации производителей одежды и обуви (AAFA) Нейт Хёрман, начальник отдела по Азии, Ближнему Востоку и Европе Департамента труда США (ILAB) Лейла Штроткамп, Старший советник Ассоциации справедливого труда Эрик Биль, координатор международной коалиции Cotton Campaign Эллисон Гилл, независимый активист гражданского общества Шухрат Ганиев. Старший советник Совета США по международному бизнесу (USCIB) Том МакКолл выступил в качестве модератора конференции.

Эркин Мухитдинов рассказал о ситуации на рынке труда Узбекистана, предоставив подробную статистику и цифры, некоторые из которых озвучивались впервые.

Он остановился на пяти уроках, извлеченных в ходе хлопкоуборочной кампании 2019 года, а также выдвинул ряд инициатив для совместного решения вопросов обеспечения достойного труда.

Первый заместитель министра отметил, что, из-за сложившейся ситуации с пандемией коронавируса, вопрос создания рабочих мест сейчас остро стоит не только в Узбекистане, но и во всем мире.

«В результате предпринятых мер по борьбе с принудительным трудом в Узбекистане: детский труд был полностью искоренен. В связи с этим, США исключили узбекский хлопок из списка продуктов, производимых на основе принудительного детского труда.

В том числе был искоренен во многом широкомасштабный систематический массовый принудительный труд взрослых, так в 2015 году количество принужденных к сбору хлопка людей составляло 448 тыс., а в 2019 году – 102тыс., то есть за 4 года количество сократилось в четыре раза. На хлопковые поля больше не выходят массово учителя, врачи и студенты. Результаты проведенных реформ были признаны со стороны международного сообщества и правозащитных организаций» — напомнил он.

Кроме того, будет усилена ответственность за привлечение к принудительному труду, для чего будет проведена подготовка судей, прокуроров и адвокатов по этим вопросам. Будут проводиться разъяснения касательно найма, правильного оформления трудовых договоров, а также пройдет работа по укреплению потенциала районных центров содействия занятости по найму работников сельскохозяйственными компаниями.

Бойкот узбекского хлопка: Cotton Campaign следит за ситуацией, но ждёт полного искоренения принудительного труда

В качестве подтверждения этому Эркин Мухитдинов сказал, что «В начале текущего года Президентом страны был подписан Закон о введении уголовной ответственности за принудительный труд. При этом в прошлом году административные штрафы за принудительный труд были увеличены от 30 до 50 раз и сейчас составляют значительную сумму, доходящую до среднегодового размера заработной платы в нашей стране.

Только в прошлом году Государственная трудовая инспекция применила административные взыскания за принудительный труд к 259 должностным лицам, в том числе к 132 лицам в ходе хлопковой кампании 2019 года. В числе наказанных 18 хокимов (мэров) районов и городов и их заместителей по вопросам сельского хозяйства, два хокима уволено с занимаемой должности за допущенные недостатки, особенно за принудительный труд, а также 7 руководителей регионального уровня. Эти действия доказывают, что высокопоставленные чиновники будут привлечены к ответственности за навязывание принудительного труда на вверенной им территории и организации».

В качестве возможного решения вопроса по созданию рабочих мест может ускорение развития текстильного сектора, который обладает большими перспективами стать одним из ведущих секторов занятости населения в стране.

Но это будет невозможно без поддержки международных организаций, текстильного рынка и бизнеса. В связи с этим, в этом году планируется усилить работу на местах путем проведения тренингов о неприемлемости принудительного труда для инспекторов и их помощников, работодателей, хокимов, фермеров, фермерских хозяйств и работников хлопково-текстильных кластеров с привлечением национальных и международных экспертов МОТ.

Бойкот узбекского хлопка: Cotton Campaign следит за ситуацией, но ждёт полного искоренения принудительного труда

Первый заместитель министра прокомментировал проведение реформ в сельскохозяйственной отрасли: «В нашей стране проводятся реформы в аграрном секторе, в частности, развивается кластерная схема производства, то есть фактически создается новая промышленность, начиная от выращивания хлопка, до производства готовой продукции.

Соответственно, если будет увеличиваться объем сбыта кластеров, то они смогут повышать свой уровень механизации и снижать ручной сбор урожая.
Историческим событием стало подписанное Президентом Постановление об отмене многолетней практики установления государством цены, плана производства и обязательной продажи хлопка с 2020 года. Цена покупки хлопка-сырца будет либерализована, у фермеров появится возможность свободно пользоваться кредитами и свободно выбирать обслуживающие компании. Экономический интерес фермеров увеличится».

Им было обращено внимание на то, что «Одной из действенных мер по искоренению принудительного труда в хлопковой отрасли является внедрение современных рыночных механизмов, в том числе оплаты труда, что способствует увеличению числа добровольных сборщиков хлопка.
В 2019 году оплата за ручной сбор хлопка составила от 800 до 1200 сум за кг в зависимости от периода сбора урожая. Таким образом, плата выросла по меньшей мере, в 4 раза по сравнению с 2015 годом (200 сум), что усилило стимулы добровольного привлечения населения к сбору хлопка.
Также помимо оплаты труда за сбор хлопка и стимулирования производителей хлопка-сырца, особое внимание уделяется обеспечению безопасности и достойных условий труда для сборщиков хлопка, то есть обеспечивается проживание, питание, транспортировка и прочие необходимые условия».

Другим важным шагом станет увеличение количества активистов гражданского общества и работа с ними в каждом регионе.

Для этого «Мы в своей работе широко опираемся на общественные организации и правозащитников. Мы на регулярной основе проводим встречи с правозащитниками.
Подтверждением этому является встреча нашего министерства с национальными правозащитниками в октябре 2019 года, по итогам которой, в целях быстрого реагирования на обращения представителей гражданского общества был создан канал обратной связи в социальном мессенджере.
В хлопковой кампании 2019 года мы впервые напрямую привлекли к мониторингу правозащитников, и выдали им удостоверения, дающие им право беспрепятственного доступа к хлопковым полям и процессу сбора хлопка»
— отметил Эркин Мухитдинов.

Здесь же, на видеоконференции Эркин Мухитдинов пригласил Cotton Campaign для прямого сотрудничества во время мониторинга хлопковой кампании 2020.

Важным акцентом стало предложение создать четырехсторонний механизм взаимодействия правительственных органов, узбекских производителей, зарубежных брендов и гражданского общества (в т.ч. Cotton Campaign) по вопросам полного искоренения принудительного труда.

Бойкот узбекского хлопка: Cotton Campaign следит за ситуацией, но ждёт полного искоренения принудительного труда

В своей презентации «Влияние реформ и сотрудничества на искоренение детского и принудительного труда» Йонас Аструп вкратце представил отчет по итогам мониторинга третьей стороной, который проходит в процессе сбора хлопка.

Согласно результатам отчета, 1,75 млн человек приняли участие в сборе урожая в 2019 г. Из них более 94% наемных работников участвовали добровольно, а систематическое привлечение студентов, учителей, врачей и медицинских сестер не выявлено. Однако было зарегистрировано 102 000 сборщиков хлопка, работавших по принуждению.

Данный показатель на 40% меньше, чем в 2018 г. Й.Аструп подчеркнул, что борьбе с принудительным трудом способствуют осуществляемые правительством экономические реформы, направленные на отказ от плановой модели управления экономикой в пользу рыночных механизмов.

Вместе с тем, существует ряд препятствий, особенно на уровне региональных администраций, мешающих искоренить практику принудительного труда и обеспечить защиту трудовых прав граждан по мере роста национальной экономики.

«Узбекистан движется быстрыми темпами в сторону трансформации старой централизованной сельскохозяйственной системы в модель экспортера текстильной и швейной продукции. Стране предстоит еще многое сделать, чтобы полностью искоренить принудительный труд, но реформы работают и должны быть поддержаны международным сообществом», — сказал Йонас Аструп. «Ответственные международные инвесторы могут способствовать соблюдению международных трудовых норм и создавать сотни тысяч достойных рабочих мест. Фермеры и кластеры теперь должны сосредоточиться на создании цепочки добавленной стоимости и рабочих мест в соответствии с признанными международными нормами, и МОТ готова поддержать этот процесс».

Далее выступила Лейла Штроткамп рассказала о вкладе ILAB в борьбу против детского и принудительного труда в Узбекистане. Она подчеркнула, что поддержка Бюро по международным трудовым отношениям при Министерстве труда США была основана на видении целостного подхода к решению проблемы.

Она отметила, что развитие и улучшение таких сфер, как трудовая инспекция, политика на рынке труда, охрана труда и здоровье может создать фундамент для дальнейшего прогресса.

Бойкот узбекского хлопка: Cotton Campaign следит за ситуацией, но ждёт полного искоренения принудительного труда

Активист Шухрат Ганиев рассказал о развитии сотрудничества между Правительством и гражданским обществом, а также о вовлечении его представителей в мониторинг сбора хлопка. Он отметил, что Мониторинг третьей стороной приобрел функцию не только выявления случаев принудительного труда, но и выполнения роли информационного канала для населения страны.

Кроме того, Нейт Хёрман представил влияние, оказанное пандемией COVID-19 на отрасль одежды и обуви в США. В частности, только в апреле 2020 года продажи по розничной торговле сократились на 8,9 %, в то время как занятость сократилась почти на половину. Отметив достижения Узбекистана, вице-президент также подчеркнул, что страна имеет хорошие возможности для налаживания сотрудничества с американскими компаниями, в виду принимаемых мер в США по пересмотру торговых отношений с Китаем.

«Мы смотрим на Узбекистан как на участника нашей промышленности. Правительство сделало многое для осуществления реформ, и мы надеемся, что сможем предоставить дополнительные гарантии для американских крупных брендов, но для этого Узбекистан должен обеспечить полное искоренение принудительного труда», — отметил Нейт Херман.

По итогам выступлений своими комментариями поделились Эрик Биль, который рассказал о разработке детальной учебной программы по справедливому найму сезонных работников и готовности представить ее всем заинтересованным сторонам в Узбекистане.

Бойкот узбекского хлопка: Cotton Campaign следит за ситуацией, но ждёт полного искоренения принудительного труда

Эллисон Гилл отметила, что коалиция приветствует признание Узбекистаном проблемы принудительного и детского труда и принятие мер по искоренению. Cotton Campaign призывает Правительство Узбекистана привлечь как можно больше активистов для проведения мониторинга в целях обеспечения прозрачности и создания благоприятного климата для ответственных инвестиций.

В то же время, Эллисон Гилл, касаясь вопроса снятия бойкота узбекского хлопка сказала, что сейчас ведется активный диалог по снятию бойкота с узбекского текстиля. Cotton Campaign состоит из представителей более 300 мировых брендов — Zara, Adidas и другие. Эти бренды пока еще не начали обсуждать вопрос снятия бойкота, а само руководство Cotton Campaign следит за ситуацией, но они ждут полного искоренения принудительного труда. Она напомнила, что есть понятие Zero tolerance — Нулевая терпимость в отношении принудительного или детского труда.

Процесс снятия бойкота будет постепенным, и для этого разрабатывается отдельный план. Как отметили в Cotton Campaign — вопрос сейчас заключается не в том, стоит ли снять бойкот. Он в том, когда и как это сделать.

Состоявшийся вебинар – это первый шаг и диалог будет продолжаться уже в многостороннем формате и правительство Узбекистана играет в нем проактивную роль.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей