back to top
0.5 C
Узбекистан
Пятница, 26 декабря, 2025

Переломный момент в судьбе Европы: спасут ли 750 млрд евро от развала и вируса?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,160ПодписчикиПодписаться
Переломный момент в судьбе Европы: спасут ли 750 млрд евро от развала и вируса?

Европейский союз готов потратить 750 млрд евро на борьбу с худшим кризисом в своей истории. Он надеется, что рекордный антикризисный пакет восстановит единство и экономику крупнейшего в мире политического союза и вернет его на ведущие позиции в мире после Covid-19.

Это прекрасный план. Но его еще должны утвердить 27 стран, у которых решительно расходятся взгляды на то, как поделить общие деньги. В спорах Европа рискует упустить исторический шанс на обновление Старого Света, предупредила Еврокомиссия, представляя в среду проект современного аналога послевоенного плана Маршалла.

«Восстановление будет долгим, а деньги нужны уже сейчас. Быстрое согласование этих предложений станет четким сигналом единства Европы, нашей солидарности и общих приоритетов, — сказала глава Еврокомиссии, фактически правительства ЕС, Урсула фон дер Ляйен. — Это наш шанс, и нельзя его упустить».

Европа — вторая после США экономика мира — сильнее других пострадала от коронавируса. Она и потеряет больше других, прогнозируют власти ЕС и международные организации. Триллионные антикризисные траты призваны вернуть ее к росту, а заодно и ускорить перевод экономики на «зеленые» рельсы.

ЕС еще на заре кризиса экстренно собрал полтриллиона евро на поддержку граждан, бизнеса и стран-членов. Тогда целью было смягчить падение. Новый пакет на 750 млрд — шаг в будущее, попытка запустить заглохшую экономику, подтянуть здравоохранение и помочь особо пострадавшим от вируса странам зализать раны.

Две трети — 500 млрд евро планируется выдать безвозмездно в виде грантов. Остальные 250 млрд дать в долг. Деньги ЕС займет на рынке и вернет за 30 лет, начиная с 2028 года, за счет новых налогов (в частности, на интернет-гигантов и пластик) и взносов стран в общий бюджет.

ЕС надо спешить, чтобы не проиграть конкуренцию: кто первым стартует на выходе из крупнейшего за столетие мирового кризиса, тому проще рассчитывать на лидерство в будущем. Другие богатые страны мира уже включились в гонку: США выделили больше 4 трлн долларов и обсуждают дополнительные вливания. Япония в среду одобрила очередной пакет на 1,1 трлн долларов.

Но даже больше внешней конкуренции ЕС заботят внутренние проблемы. Совместный антикризисный пакет — широкий шаг к их решению. И вот почему.

Почти три десятка европейских стран образуют политический союз, они объединены в гигантский единый рынок и достраивают валютный союз — уже 19 стран перешли на евро, а остальные обязались сделать это в будущем (кроме Дании, но ее крона фактически привязана к евро).

Однако в расходах и долгах никакого единства нет, и до коронавируса шансы на подобие бюджетного союза и общеевропейские займы оценивались как ничтожные. Это тормозит дальнейшую интеграцию и не дает уснуть призраку развала Европы.

А проблема в том, что традиционно прижимистые и финансово дисциплинированные северные страны не хотят иметь совместных долгов с южными экономиками вроде Италии, Испании или Греции. Если занимать совместно, кредиты для северян подорожают, а для южан подешевеют. Что лишит смысла борьбу с популизмом, расточительством и коррупцией — пороками, за которые южане расплачиваются повышенными процентами по своим займам.

Бремя этих расходов ляжет на северные страны, и продать такую идею избирателям в Германии, Швеции или Нидерландах до сих пор ни одному политику не удавалось.

Спад выпуска продукции и услуг далеко не главная проблема этого кризиса. Главное — он разрушил потребление, в результате чего спрос в Европе рухнул на 30%. Люди не спешат тратить деньги, если они у них остались, а выживший бизнес воздерживается от инвестиций. Все это обещает не только спад сейчас, но сложности с восстановлением в будущем.

Именно поэтому французские антикризисные деньги получат не только автогиганты, но и люди в виде субсидий на покупку электрических и гибридных машин. Таким образом власти стимулируют выборочное потребление и промышленные разработки определенной направленности — в данном случае электрификации транспорта.

Цель — избежать подсаживания бизнеса на иглу дотаций, сохранить конкуренцию и направить технологический прогресс в нужное русло. Чтобы потраченные на борьбу с кризисом средства налогоплательщиков пошли не столько на восстановление прежней экономики, сколько на создание новой, «зеленой» и высокотехнологичной.

Алексей Калмыков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Принят Указ «Об утверждении Стратегии защиты детей от всех форм насилия на 2026–2030 годы»

Согласно Указу, с 1 февраля 2026 года внедряется служба профессиональной приемной семьи для детей, отобранных из семьи вследствие насилия,...

Больше похожих статей