back to top
0.5 C
Узбекистан
Пятница, 26 декабря, 2025

Zaxid (Украина): Патриотизм, как фиговый листок, чтобы воровать и обогащаться

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,160ПодписчикиПодписаться
Zaxid (Украина): Патриотизм, как фиговый листок, чтобы воровать и обогащаться

Избитая фраза о патриотизме, как о последнем прибежище негодяев, не совсем правильная, но и не лишена содержания. С одной стороны, помним слова классика украинской литературы Ивана Котляревского «Любовь к отечеству там, где героизм, там сила вражья не устоит, там грудь сильнее, чем оружие», а с другой — чуть ли не ежедневно мы наблюдаем псевдопатриотическую мимикрию патентованных патриотов. От негодяя до героя и наоборот. Почему же в нашем обществе утвердилась такая полярная трактовка патриотизма? Виной этому является несколько важных факторов. А может, даже политическая культура, которая досталась нам в наследство.

Если посмотреть на украинский политический ландшафт, то можно заметить, что все политики являются патриотами. С той разницей, что одни патриоты «нашей общей Родины», другие — украинского соборного самостоятельного государства со всеми этноцентрическими атрибутами: коренной, основополагающей нацией, этнонационализмом и национальным волюнтаризмом. Но есть еще одна, едва очерченная, но очень многочисленная прослойка общества, это люди, которые устали от пафосной трескотни и хотят видеть Украину современной, сильной и социально справедливой.

Как ни странно, первые две категории объединяет акцент на прошлое. Они и в дальнейшем готовы проводить кровавые исторические баталии, чтобы поставить «свое» сверху. Иметь влияние на формирование исторического нарратива очень важно. Но не менее важно знать, на что направлено его конструирование. А именно — какие перспективы это открывает нам: назад в СССР, то есть возрождение империи, обнесенный колючей проволокой националистический анклав с героями, которые проиграли вместе с нацистской Германией войну. А может, они должны примирить антагонистическую память, чтобы Украина наконец без исторических оков на ногах могла сосредоточиться на решении своих первостепенных социальных и экономических проблем?

Опять же, в мутной водичке легче ловить рыбу. Вот и мутят ее проверенными временем технологиями. Как только в обществе замаячит шанс перейти к необходимым реформам, то «языковой» закон взорвется, то установление «исторической правды» припечет. Я не имею ничего против введения языкового законодательства и осуществления государственной защиты украинского языка, но «языковые патрули» и штрафы — это история не из ХХІ века.

Так же мы не найдем консенсус в обществе касательно отношения к событиям Второй мировой войны, особенно, четко позиционируя себя или на стороне радикальных националистов, или на стороне Красной армии. А такое принципиальное и запретное отношение к этой теме делает нас слабыми, уязвимыми и не конкурентоспособными в современном мире. Как только хоть немного выравнивается ситуация на Украине, так сразу российская пропаганда с ее верными клевретами с какой-то ОПЗЖ или националистической среды открывает новый фронт внутреннего противостояния.

В чем же заключается причина такой нашей «легковоспламеняемости»? Во-первых, в слабой интеграции украинской политической нации. Случилось так, что издавна политические лидеры распределили между собой, в зависимости от региона, базовые патриотические темы. А дальше из-за всех сил старались сохранить монополию в своем сегменте патриотизма на свою «историческую правду», которую они приватизировали, этим придав себе чрезвычайные полномочия. Вторая причина непримиримой позиции заключается в том, что политикам удалось, как будто в компьютерной игре, смоделировать поведенческие рамки, согласно которым нынешние политические силы якобы являются прямым продолжением дела исторических предков. И здесь современная межпартийная борьба сразу превращается в священную историческую битву. Под лозунгами: не посрамим предков и «покажем, что мы братья казацкого рода».

Так получалось, что это не Олег Тягнибок выступал с трибуны Верховной рады, а говорила сама реинкарнация Степана Бандеры. При этом, что тот же Степан Бандера за все, что ВО «Свобода» проделывала в политике и при власти, без промедления приговорил бы ее к смертной казни. После ряда скандалов, связанных с пресмыкательством Партии регионов, поставкой враждебной российской пропаганде оснований для оскорбления Украины, «свободовцам» и в дальнейшем удавалось позиционировать себя продолжателями дела Бандеры и наслаждаться поддержкой националистических избирателей.

Также патриотично и гротескно должны были бы выглядеть в глазах сторонников советской патриотической линии Виктор Медведчук, Юрий Бойко и Сергей Левочкин на стилизованной машине с надписью «С Днем Победы». Но нет, в задурманенных пропагандой головах странным образом могут совмещаться Сталин, пролетарская революция, коммунизм и украинские олигархи. И снова на выборах эти же люди потянутся вереницей на участки, чтобы отдать свои голоса за олигархов, «хранителей» советской памяти.

Теперь мы подходим к основному пункту этой публикации — к теме инструментализации патриотизма. На самом деле это очень долгая история. И ее стоило бы начать с выборов 1990 года. Уже тогда, чтобы не пропустить в Верховную раду коммунистическую номенклатуру, на западе Украины голосовали за поэтов, писателей, диссидентов и техническую интеллигенцию. Многие из избранных оппозиционеров некоторое время еще были членами КПСС. Поэтому «Народную раду» трудно было назвать антикоммунистической оппозицией. Она была очень разнообразным образованием. И уже потом поделилась на новые партии, среди которых очень быстро разгорелась борьба за эксклюзивное право на патриотизм.

В то же время партийно-номенклатурная «группа 239» работала над тем, как не выпустить из своих рук реальную власть, которую очень удачно перековывала в свои частные капиталы. За какое-то время в Раде появились богатые «восточники», а некоторые «западные» патриоты пристроились к ним в услужение. По тогдашним наблюдениям Игоря Копистинского, «речь не идет об Украине. Им нужна только наша вышиванка, чтобы прикрыть разбойничье обогащение». После этого, не без финансового вмешательства и преступных действий спецслужб, патриотические политические среды начали раскалываться, ссориться и исчезать. А патриотизм стал своеобразным фиговым листком для беззастенчивого прикрытия тех, кто шел в политику, чтобы воровать и обогащаться.

В целом кандидаты в депутаты, политики низшего ранга и разнообразная бюрократия шли во власть с высокими патриотическими намерениями. Но уже довольно быстро происходило так, что они переставали различать общественное и собственный карман. Потому что они патриоты, а патриотам можно все. Чем больше будет состоятельных патриотов — тем сильнее и богаче будет «патриа». Поэтому министры-патриоты присвоили себе право «поживиться» на приватизации государственных предприятий и на контроле государственных финансовых потоков. Развивать семейный бизнес. Вчерашние народные депутаты, возглавившие фонды коммунального и государственного имущества, становились счастливыми его владельцами. Руководители патриотических партий охотно начали им же торговать, не забывая произносить пламенные патриотические речи на предвыборных митингах, национальных праздниках и юбилеях.

К патриотам не могло быть вопросов, куда делись деньги, собранные во время Революции на граните (голодовка студентов и массовые акции протестов в Киеве, основными требованиями которой стали: национализации имущества Компартии Украины и ВЛКСМ; перевыборов Верховного Совета УССР на основе многопартийности, продолжались со 2 октября до 17 октября 1990 года, прим. ред.)? Что случилось с пожертвованиями диаспоры для Народного руха Украины? Куда девались деньги, собранные на многолюдных митингах? То есть патентованный патриотизм превратился в своеобразную индульгенцию от всех грехов. От греха воровства, предательства, стяжательства. Когда, прикрываясь высокими патриотическими идеалами, карьеру и славу мог сделать даже последний негодяй. Так с того времени и повелось, что благодаря пустым обещаниям и беспринципному «флюгерству», но с использованием патриотической патетики, можно было забраться даже на самую высокую карьерную вершину.

А сколько «прихватили» на так называемом национально-патриотическом воспитании? А сколько пустых диссертаций защитили, прикрываясь патриотическими темами? Скольким людям с критическим умом закрыли рот, используя «патриотическую» риторику? Псевдопатриотизм оказался беспроигрышным методом для утверждения кланово-олигархической системы на Украине и ее самой надежной защитой. Ведь посмотрите, разве Юлия Тимошенко не из патриотических соображений блокировала закон о земле, пугая легковерных украинцев зарубежными кулаками? Правда, не договаривала, что, по ее мнению, свои родные подпольные кулаки чем-то лучшие. А разве не она защищала прихоти Игоря Коломойского для получения от государства «компенсации» за национализированный и разграбленный им же ПриватБанк? И опять же все из искренних патриотических побуждений.

И возвращаясь к исторической политике, а разве не Петр Порошенко для того, чтобы еще раз стать президентом Украины, решил использовать ультранационалистическую, в его понимании патриотическую, риторику, опасно противопоставляя друг другу огромные регионы Украины? Так вот, президентом не стал, общество поляризовал, но в глазах своих сторонников и в дальнейшем является самым большим патриотом. Несмотря на слова о «циничных бандерах», стал продолжателем дела Степана Бандеры. Потому что украинским патриотам можно простить все. Главное, чтобы умело заложенная в голову матрица не сломалась. Матрица, которая обрекает все время копаться в прошлом и не допускает мысли, что пора сплотиться и строить будущее. Общее будущее.

И на завершение. Удивительно, но в украинском обществе вот уже три десятка лет наблюдается удивительная инверсия, что патриотом считается не тот, кто готов пожертвовать своими интересами ради Родины, а тот, кто умеет использовать ее ресурс себе на пользу.

Василий Расевич

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Принят Указ «Об утверждении Стратегии защиты детей от всех форм насилия на 2026–2030 годы»

Согласно Указу, с 1 февраля 2026 года внедряется служба профессиональной приемной семьи для детей, отобранных из семьи вследствие насилия,...

Больше похожих статей