В галерее Artstory на выставке «Очарованные Востоком» можно увидеть работы знаменитых художников-экспериментаторов 1920-1940-х годов. «Огонек» присмотрелся к произведениям, из которых родился «туркестанский авангард»
В экспозицию вошли более 150 произведений живописи, скульптуры и графики тех мастеров советского изобразительного искусства, которые связали свою жизнь и творчество с Туркестаном. Оказавшись на территории советской Средней Азии в первой половине ХХ века, Александр Лабас, Николай Карахан, Александр Волков, Владимир Фаворский, Василий Рождественский и многие другие художники не только вдохновились самобытным искусством Средней Азии, но и вписали свое творчество в его систему координат.
Каждый из этих художников пришел в Туркестан своей дорогой. Надежда Кашина, Вениамин Кедрин, Александр Николаев (Усто Мумин) попали в Ташкент по распределению. Малоизвестный художник Вадим Гуляев был оторван от оформления павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и выслан в Узбекистан по ложному политическому обвинению. Знаменитого книжного графика Владимира Фаворского эвакуировали с семьей в Самарканд в самом начале Великой Отечественной войны. Исповедуя разные художественные направления, они вступили в неторопливый и долгий диалог с искусством Средней Азии, с которого начался «восточный» период их творчества.
В ярких красках, которые Александр Волков подбирал для портретов восточных кокеток и пестрых верениц караванов, угадываются эксперименты с русским и европейским авангардом. Орнаменты развалин древних восточных городов, зарисованные Николаем Караханом, напоминают о пластическом языке, изобретенном художниками-футуристами. Отдельный раздел выставки посвящен Великой Отечественной войне. В него вошли плакаты «Окон УзТАГ» Василия Рождественского, вторившие московским «Окнам ТАСС», военные произведения Лабаса, в которых проступили приметы молодого соцреализма, и серия картин Кедрина «Простые люди Узбекистана», отразившая первые послевоенные годы в жизни советского Востока.
Сколь бы драматичными ни были обстоятельства встречи художников с искусством Средней Азии, именно она положила начало явлению «туркестанского авангарда». Художники, оказавшиеся на восточной окраине бывшей империи в первые годы советской власти или во время войны, превратили Ташкент, Бухару, Ашхабад, Самарканд, Душанбе в оплот свободного искусства, соединив колорит древнего Востока со смелым поиском новых форм живописи. На выставке в Artstory представлены картины из галерей «Ковчег», «На Чистых Прудах» и частных коллекций. Важная деталь: большинство произведений выставляется впервые.