В Самаркандском отделении внебюджетного Пенсионного фонда всегда многолюдно. Люди пожилого возраста обращаются сюда с самыми разными вопросами и проблемами. В последние годы большую часть посетителей волнует вопрос перевода пенсии на пластиковую карточку.
За 2016 год в Самаркандское областное управление внебюджетного Пенсионного фонда поступило 1221 обращений от физических и юридических лиц. Из них 37 % приходится на город Самарканд. Эти и другие данные были приведены во время пресс-конференции заместителя начальника областного управления фонда Хуршида Мирходиева.
Х.Мирходиев подробно рассказал о выполнение в Самаркандской области за пять месяцев текущего года Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Он привел немало цифр, характеризирующие работу областного управления внебюджетного Пенсионного фонда с положительной стороны. Но когда очередь дошла до вопросов и ответов, журналисты подняли темы, которые являлись не совсем приятны докладчику и его коллегам.
Большая часть вопросов касалась проблемы перевода пенсии и пособий на пластиковые карточки. В частности, автор этих строк привел ряд примеров о принудительном переводе пенсии на пластиковые карточки 70-80-летных людей, часто больных и немощных, а также о распространенной и оскорбительной для пенсионеров практики обязательной продажи газет во время выдачи пенсии.
Так, в сотрудники 50-почтового отделения, расположенного среди многоэтажных домов в районе железнодорожного вокзала, вынуждают русскоязычных пенсионеров приобрести газеты на узбекском языке. Рассказав эту печальную историю, мой знакомый сказал, что лучше пусть переводят его небольшую пенсию 100 процентов на «пластик», чтобы получить деньги полностью и вовремя, чтобы быть независимым от капризов работников почты.
Х.Мирходиев отметил, что законодательство Республики Узбекистан не допускает принудительный перевод пенсии и пособия на пластиковые карточки. Вместе с тем он признал: «Среди почтовых работников иногда встречаются нарушители, для которых как бы ни существуют нормы и законы. Ежегодно против таких людей принимаются меры вплоть до увольнения с работы. Имеются среди них и работники, привлеченные к уголовной ответственности».
Один из сотрудников газеты «Самаркандский вестник» задал следующий вопрос: «С 1 апреля 75 процентов пенсии моей жены перевели без ее ведома на пластиковую карточку. Это отрицательно отразилось на наш семейный бюджет. Ведь мы теряем при покупке некоторых товаров по 10-15 процентов. Два раза обратились в органы прокуратуры. Получили ответ, что наша жалоба направлена в Пенсионный фонд. Но мы не получили никакого ответа».
Х.Мирходиев поручил представителю Самаркандского городского отделения фонда разобраться и незамедлительно ответить автору письма. Потом он обратился журналистам и просил адекватно реагировать на проблему с наличными деньгами и чаще выступить с материалами о преимуществах пластиковых карт, о положительных аспектах их использования.
Мы последовали такому совету и вот что у нас получилось.
Плюсы пластиковых карт.
1. Удобство. Нет необходимости носить с собой большие суммы;
2. Высока безопасность хранения денег.
3. При утере или краже карточки его можно восстановить. С своевременно заблокированной карточки вор или нашедший его человек не сможет снимать деньги;
4. Если срочно понадобились деньги, не надо бежать домой;
5. Использование карт отвечает требованиям гигиены больше, чем обращение деньгами;
6. С помощью карточки можно оплатить телефонные и коммунальные услуги, товары и услуги в Интернет, приобрести авиабилеты и т.д;
7. Кроме всего этого, по словам Х.Мирходиева, банки начисляют держателям пластиковых карт 9 процента годовых, а есть банки, которые начисляют и 18 процентов в год от остатка суммы.
Если так много плюсов у «пластиковых денег», тогда почему они еще у нас не в почете? Надо отметить, что скептическое отношение граждан к пластиковым карточкам связано с негативными моментами их использования.
Минусы пластиковых карт.
1. У нас традиционно деньги держали дома, и это считалось надежным способом их сохранения. Так что сила привычки еще крепка;
2. Нужно время для преодоления стереотипов. Ведь пластиковые карточки в странах Запада начали внедряться с середины прошлого века;
3. Еще не во всех точках торговли и сервиса, особенно в сельской местности, можно расплатиться картой;
4. Покупка некоторых товаров с помощью карточки обходится на 10-15 процентов дороже, чем при оплате за наличный расчет.
5. Есть еще такой психологический фактор. Человек при оплате карточкой иногда приобретает в магазине не совсем нужные вещи. Многие щедро расходуют средства карточки по сравнению с «живыми» деньгами;
6. Самый большой минус у нас – это невозможность беспрепятственного снятия денег в банкомате;
7. К минусу относится еще и неумение отдельных лиц, особенно пожилого возраста, пользоваться картами.
Только ликвидировав эти недостатки или смягчив некоторые из них, можно сделать пластиковые карточки более привлекательными для населения.
Для того, чтобы посмотреть на то, как работает Пенсионный фонд с пенсионерами отправился в его Самаркандское городское отделение. Здесь было очень много людей. У каждого окошка стояли в очереди по 10-15 человек, а у дверях комнаты, в которой начальник отделения проводил прием, было слишком многолюдно. Было только 10 часов утра, а судя по списку, составленной самими пенсионерами для соблюдения очереди, значились имена 74 посетителей.
Некоторых из них попросил рассказать о той проблеме, которая вынудила их обратиться в городское отделение Пенсионного фонда.
Замира Шамсиева с массива Сартепа рассказывает, что недавно у неё умер муж и он хочет оформить его пенсию на себя. «Нужны деньги. В священном месяце Рамазан мне надо организовать мероприятие – ифторлик, а потом справить 40 дней, – говорит она. – Уже прихожу сюда третий раз. Но инспектор по имени Санжар все откладывает на потом».
Гузель Ахмедова с улицы Беруни жалуется, что 75 процентов ее пенсии перевели на пластиковую карточку. «Я обратилась в Генеральную прокуратуру, оттуда получила ответ о том, что моя жалоба направлена в Самаркандское городское отделение Пенсионного фонда. Однако нет никой реакции, вот и хочу спросить начальника, до каких пор нас, пенсионеров, будет мучить своими незаконными решениями», – говорит она.
Точна такая история у Татьяны Папчинской с улицы Фараби. Она на свою жалобу еще 20 мая получила ответ из областного управления фонда. Копия была направлена начальнику городского отделения Уктаму Халилову. Ему поручалось «рассмотреть вопрос выплаты пенсии гр. Папчинской Т.Б. в установленном порядке в 100 процентов наличными деньгами со следующего месяца 2016 года и в дальнейшем строго соблюдать правилам Положении по выплате пенсии пенсионерам через пластиковые карточки». Но городское отделение фонда не выполнило это поручение. А пожилая женщина не знает как быть в такой ситуации.
Инвалид второй группы 75-летний Салохиддин Хусаинов жалуется, что без его согласия 70 процентов его пенсии перевели на пластиковую карточку. «Если так надо, пусть 30 процентов пенсии переводят на «пластик». Я бы согласился на это с удовольствием», – говорит он.
Таких примеров много. Большинство посетителей – это пенсионеры недовольные принудительным переводом их денег на пластиковые карточки. Многие из них знают незаконность данного действия. Об этом в последнее время говорилось в СМИ и люди знакомы с существующими нормами перевода пенсий и пособий на банковские карты.
Осенью прошлого года, отвечая на обращение интернет-изданий Центральный банк Республики Узбекистан отметил следующее: «Зачисление средств на пластиковые карты осуществляется добровольно на основании письменных заявлений граждан в отделении Внебюджетного пенсионного фонда о перечислении части пенсии на пластиковую карту».
ЦБ также напомнил, что согласно статье 354 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Обо всем хотел поговорить с начальником городского отделения фонда Уктамом Халиловым. Он недавно был назначен на эту должность и я запланировал интервью с ним. Но, к сожалению беседы, которая разъяснила бы сложившуюся ситуацию с руководителем отделения фонда не случилось, причем не по мой вине.
Когда я ему представился, он сразу стал звонить кому-то начал рассказать ему, что к нему явился журналист, побеседовал с посетителями. В том конце провода, по-видимому, спросили фамилию журналиста, а возбужденный начальник от волнения забыл фамилию. Когда он на второй и третий раз спросил мою фамилию, предложил ему отключить телефон и спокойно поговорить. Но он выскочил из кабинета, вышел во двор и продолжал жаловаться на «какого-то журналиста». Все это происходило в присутствии посетителей и помощника начальника, который оказывал ему помощь в приеме пенсионеров.
Жаль, что беседа не состоялась
Стали понятны причины мытарства пенсионеров. Нашелся ответ и на вопрос о том, почему пенсионерам своевременно отвечают вышестоящие организации, в то время как их «родной» фонд, точнее его городское отделение, оставляет без внимания их многократные обращения.
Т. РАХМАТУЛЛАЕВ
Самарканд
P.S. При попытке принуждения к переводу пенсии на пластиковую карту можно обратиться в Центральный банк по телефону доверия – (+99871) 200-00-44.
Красавчик автор, все написал красиво особенно по рекомендациям что освещать и как которые некоторые начальники, как они думают имеют права давать.
Освещайте все и всех выводите на светлую сторону.
Приезжайте в Бухару. В паспортный стол, в пенсионный фонд, в овир.
Сотрем клеймо бюрократии с добрых и светлых лиц чиновников!!!
Спасибо за статью, очень полезная. Признательна Вам и за номер. Нужно знать куда позвонить, когда ущемляют Ваши права.
У меня такой вопрос. Какая же все таки сейчас минимальная пенсия? И может ли пенсионер получать пенсию меньше указанной минимальной?