Эту женщину часто сравнивают с «кавалеристом-девицей» Надеждой Андреевной Дуровой, которая в 1806 году под мужским именем поступила на военную службу, а затем сражалась с напавшей на страну французской армией. Только дело было в 1942, шла страшная война с фашистами, и в ходу были уже не лошади, а танки.
Действительно, целых три года Александра Ращупкина служила механиком-водителем танка Т-34, пройдя битву за Сталинград и освобождение Польши, и никто не подозревал, что она — женщина…
А дело было так…
Шурочка родилась 1 мая 1914 года в Сыр-Дарьинске (ныне Узбекистан). Выросла в Узбекской ССР, освоила трактор и работала трактористом. Вышла замуж, родила двоих детей, затем семья переехала в Ташкент. Здесь Ращупкиных постигло большое несчастье: оба ребёнка умерли в младенческом возрасте. А вскоре началась война.
С началом Великой Отечественной войны муж Александры Ращупкиной был призван в ряды РККА и направлен на фронт. 27-летняя Александра неоднократно обращалась в военкомат с просьбой также отправить её на фронт. Но представителей военкомата не убедили её аргументы: ни то, что она успешно освоила трактор и способна без проблем также освоить боевую машину, ни то, что её муж — уже на фронте, и она не желает отсиживаться в тылу.
Тогда в 1942 году, коротко постригшись, в мужской одежде (худенькая фигурка позволяла) она снова пришла в военкомат и, воспользовавшись неразберихой с документами, записалась в число новобранцев под именем Александра Ращупкина.
Была направлена в Подмосковье на курсы шофёров, затем на двухмесячные курсы механиков-водителей танка под Сталинградом. Врач, проводивший медосмотр новобранцев, возмущённо заявил, что обязан доложить командованию, но Александра сумела его убедить, сказав, что обязана защищать Родину и всё равно прорвётся на фронт. Врач согласился не выдавать её: «Эх, ну и девка… Просто Жанна д\’Арк!»
Когда до окончания учёбы оставалось уже три дня, территория школы внезапно оказалась в немецком тылу: немецкие войска стремительно продвигались к Сталинграду. Курсанты мелкими группами пробирались к своим.
Через неделю Александра была направлена на фронт механиком-водителем танка Т-34. Воевала в составе 62-й армии (генерал В. И. Чуйков). В части её прозвали «Сашка-сорванец».
Участвовала в боях за Сталинград, и в освобождении Польши. В течение почти трёх лет ни экипаж танка, который водила А. М. Ращупкина, ни остальные однополчане не подозревали, что под именем Александра Ращупкина скрывается женщина. По воспоминаниям бывшего механика-водителя танка Т-34, «стриглась я как мужчина, фигура всегда была мальчишеской — бедра узкие, плечи широкие, груди почти нет. А раздеваться на фронте приходилось нечасто — разве что помыться. Но я старалась отдельно от всех вопросы гигиены решать, ссылаясь на стеснительность. Мужики ржали: „Ты, Сань, прям как девка!“ но особого внимания на эту мою прихоть не обращали». Мужские привычки Александра хорошо изучила ещё до войны, и оставалось только чуть снижать голос.
Тайна открылась только в феврале 1945 года, когда танкисты наступали по территории Польши. Танкисты ворвались в город Бунцлау (ныне Болеславец), где Т-34 Александры Ращупкиной попал в засаду немецких «Тигров», был подбит и загорелся. Механик-водитель А. М. Ращупкина была тяжело ранена в бедро и контужена. На выручку бросился механик-водитель Виктор Пожарский из соседнего танка, стал перевязывать. Он-то и распознал в «Сашке-сорванце» девушку.
Была направлена в госпиталь, где была на излечении два месяца. А в это время в полку разразился большой скандал. Когда дело дошло до командования, за отважную танкистку вступился генерал Василий Чуйков. В итоге, Александра Митрофановна Ращупкина избежала наказания, была оставлена в полку, а все документы были переоформлены на женское имя. За боевые заслуги Александра Ращупкина была награждена орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной звезды, медалями.
После войны Александра Ращупкина была демобилизована. Встретилась со своим мужем, который выжил и тоже вернулся с войны покалеченным. Семья Ращупкиных переехала в Куйбышев (ныне Самара), где вместе прожили 28 лет, пока мужа не стало. Работала Александра Митрофановна водителем, окончила политехнический институт, получив диплом инженера. Детей у них больше не было — дали знать о себе фронтовые ранения. Умерла Александра Митрофановна в 2010 году, в возрасте 96 лет.
Шурочка Ращупкина была не единственной женщиной-танкистом в годы войны. Она была уникальна тем, что 3 года скрывала свою женскую сущность.