Что даст ИИ авиации Узбекистана?

0
64

К 2030 году авиакомпании — лидеры в применении искусственного интеллекта (ИИ) будут опережать конкурентов по уровню операционной маржи на зрелых рынках на 5-6 процентных пунктов. Те, кто не успеет перестроиться, рискуют быстро сойти с дистанции, уступив свои позиции конкурентам. Некоторые выводы исследования Boston Consulting Group (BCG) “The AI-First Airline” («ИИ-ориентированная авиакомпания»)предлагаются вашему вниманию

Для Узбекистана глобальная революция ИИ открывает редкое окно возможностей. Стремительный рост пассажиропотока, высокая цифровая зрелость населения, изменения в потребительском поведении и уникальная стартовая позиция, позволяющая сразу перейти к ИИ-ориентированной модели, создают выигрышные условия для формирования авиакомпаний нового поколения и построения цифровой авиационной экосистемы.

Для Узбекистана технологическая повестка становится ещё более значимой, поскольку она является частью общенациональной стратегии развития. Инициатива Президента Узбекистана «Пять миллионов лидеров в сфере искусственного интеллекта» определяет ИИ как национальный приоритет и ключевую компетенцию для целого ряда отраслей. Авиация — одна из самых сложных и насыщенных данными сфер — может получить от этого особенно ощутимый эффект.

Опережающий рост

Пассажиропоток страны достиг почти 180% от уровня до пандемии, обгоняя по темпам роста все крупные субрегионы Азии. В 2025 году аэропорты страны обслужили более 13 млн пассажиров, на рынке работают свыше 15 авиакомпаний, расширяется флот, и необходимая инфраструктура масштабируется соответственно.

Узбекистан становится значимым международным логистическим хабом, чему способствуют геополитические изменения — трансформация торговых коридоров и растущий спрос на надёжные альтернативные маршруты, повышающие роль Центральной Азии в глобальной логистике.

При этом рынок остаётся молодым.

  • На тысячу жителей приходится лишь около 133 рейсов — против сотен и тысяч в развитых экономиках.
  • Средняя стоимость авиабилета в Узбекистане сопоставима с примерным средним доходом за 25 рабочих дней, тогда как в Казахстане это 4 дня, а в западных экономиках — 1.
  • Экономика Узбекистана растёт на 6–7% в год и при сохранении динамики может удвоиться к середине 2030-х годов.

Все эти факторы указывают на то, что текущий уровень загрузки авиалиний — не предел, а стартовая точка для будущего масштабного роста

Цифровое поведение населения опережает зрелость авиаотрасли. Более 95% жителей имеют доступ к интернету, однако лишь менее трети продаж авиабилетов идет напрямую через цифровые каналы авиакомпаний. Наибольшая часть продаж по-прежнему происходит через агентов, кассы и колл-центры.

Программы лояльности используются ограниченно, цифровая регистрация растёт медленно, а у перевозчиков по-прежнему недостаточно данных о своих наиболее ценных клиентах. Многие процессы на земле остаются мануальными, и решение нестандартных ситуаций зависит от отдельных сотрудников — поэтому любой сбой приводит к очередям и перегруженным телефонным линиям.

Все это делает внедрение ИИ закономерным шагом. Сегодня важно соединить ИИ с цифровыми решениями, что позволит перейти от данных к аналитике, а от рутинных мануальных процессов — к самообслуживанию. Это даст возможность авиаотрасли Узбекистана в полной мере раскрыть преимущество «опережающего рывка» («leapfrog»).

Для авиакомпаний Узбекистана, в качестве первого шага, можно рассмотреть внедрение ИИ на 10–15 ключевых направлениях — таких как Стамбул, Дубай, Джидда и несколько популярных европейских туристических маршрутов. Уже на этом этапе возможно добиться более точного ценообразования и управления инвентарём, параллельно запуская базовые предиктивные методы технического обслуживания для одного типа узкофюзеляжных самолётов.

Вместо модернизации устаревших платформ Узбекистан может сразу создавать ИИ-ориентированные системы. Вместо постепенных доработок — внедрять лучшие цифровые и операционные модели с первого дня. Вместо наследования старой неэффективной авиационной экосистемы — сразу переходить к следующему поколению, где решения по флоту и сети принимаются на основе данных в реальном времени, надёжность прогнозируема, а клиентский путь персонализирован.

С чего могут начать лидеры авиаотрасли уже сегодня? Четыре практических шага

1.       Начать с малого, но измеримого результата: 3–5 проектов коммерческой, операционной направленности (например на “smart pricing” на нескольких направлениях). Поставить четкие цели на горизонте 6–12 месяцев. Например, увеличить выручку, увеличить количество «цифровых» клиентов и др.

2.       Назначить лидеров проектов со стороны бизнеса и технологий, ответственных за достижение результатов.

3.       Наладить управление данными и контроль моделей.

4.       Закрепить ИИ в повестке генерального директора (а не только ИТ), определить KPI, привязанный к ИИ-показателям, для команды топ-менеджеров.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь