5 сентября Комитет по туризму организовал «круглый стол» на тему «Активный и спортивный туризм в Узбекистане», который подвёл итоги завершённого научно-прикладного проекта по развитию отрасли.
В рамках проекта Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму провел социологические исследования, анализ текущего состояния, изучил международный опыт и подготовил «дорожную карту» с практическими предложениями.
Среди них — внедрение цифровых сервисов для маршрутов и разрешительных процедур, развитие инфраструктуры с учётом экологической устойчивости, создание специализированных спасательных служб и формирование национального координационного центра.

Результаты исследования озвучила сотрудник института Фарида Бойко: «Целью исследования было проведение всестороннего анализа текущего состояния активного и спортивного туризма в стране, выявить ключевые проблемы и барьеры, а также разработать практические рекомендации по их устранению. Проект реализован в четыре последовательных этапа, каждый из которых охватывает ключевые аспекты – анализ и планирование развития активного спортивного туризма в Узбекистане».
На первом этапе исследования основная задача заключалась в выявлении и классификации действующих видов активного и спортивного туризма в разрезе регионов и целевых аудиторий, а также в определении степени их распространенности и востребованности.
В исследовании приняли участие 194 респондента различных возрастов и с разными уровнями туристского опыта. По возрастной категории наиболее активной группы оказались респонденты 36-50 лет, это 35,8%, что соответствует ожиданиям. Эта категория, как правило, физически активна, обладает стабильными доходами и проявляет интерес к активному отдыху. Группы от 18 до 25 лет и от 26 до 35 лет представлены равномерно по 20%. Доли респондентов старше 51 года составили 16-8%. Наименьшая доля составляют участники до 18 лет – 7-4%.
По половой принадлежности 66% составляют мужчины и 34% женщины. По частоте путешествий подавляющее большинство респондентов, 76,3%, указали, что совершают путешествия несколько раз в год, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности в активные виды отдыха. Примерно 15-5% путешествуют редко или почти не путешествуют. Основные мотивы участия в активном туризме – это наслаждение природы – 41,7% и стремление к приключениям – 37,5%. Цели, связанные с физическим развитием и спортом, отмечаются реже. Большинство респондентов – 61,5% – предпочитают самостоятельно организовывать поездки, что говорит о высоком уровне самостоятельности и заинтересованности.
Выяснилось, что наибольшую популярность среди респондентов имеет горный -79,2% и пеший туризм 72,9%. Также отмечается интерес к экотуризму, альпинизму, спортивному туризму и джиптуру. Меньшей популярностью пользуется водный, вело- и спелеотуризма. Это можно объяснить инфраструктурами и сезонными ограничениями.
При выборе маршрутов главным критерием туристы учитывают красоту природы. Этот фактор важен для 77,1% участников. Также учитывается безопасность маршрута — 62,5% и транспортная доступность — 51%. Значимым остаются уровень сложности 44,8% и ценовая политика 46%. Наибольший интерес у респондента вызывают горы и природные районы страны. Их выделили 65,7%.
Среди конкретных регионов наибольшую популярность используется Ташкентская область, это 54,8%, Сурхандарьинская — 49,1%, и Кашкадарьинская области — 33,4%. Также респонденты указали на высокий интерес к крупным природным объектам и заповедникам. Отдельно отмечается устойчивый интерес к зарубежным регионам, а также к таким, как Западный Тяньшань, Фанские горы и другие, что свидетельствует о растущей международной туристской активности.


Одновременно, в ходе исследования были выявлены факторы, препятствующие развитию спортивного и экстремального туризма.
Среди основных трудностей, с которыми сталкиваются туристы, наиболее часто упоминается загрязнение природных территорий – 57,9%, отсутствие мобильной связи – 55,8% и недостаточно развитая инфраструктура – 40%.
Кроме того, туристы отметили проблемы, связанные с безопасностью, нехваткой информации о маршрутах, плохой разметкой маршрутов, опасными участками без предупреждения и отсутствием медицинских пунктов. Это говорит о низком уровне системной организации обеспечения безопасности в природной среде. Реже упоминались такие барьеры, как высокая стоимость снаряжения, бюрократические сложности, получение разрешения на посещаемые охраняемые территории.
Эти факторы указывают на отсутствие системного подхода. Развитие инфраструктуры должно идти параллельно с обеспечением безопасности и информирование туристов. На вопрос о навигационных сложностях только треть респондентов, 33,3%, заявили, что никогда не терялись на маршруте. При этом 46,9% не терялись, но испытывали трудности с ориентацией, а 12% терялись несколько раз. Это свидетельство о том, что навигационные проблемы достаточно распространены, и почти две трети участников.
Транспортная доступность маршрутов также вызывает затруднения. 55% пожаловались на плохое состояние дорог к стартовым точкам маршрута. 23,7% отметили трудодоступное начало маршрута из-за отсутствия транспорта. И 19,4% на высокую стоимость транспорта. Загрязнение природных маршрутов, мусор, повреждение экосистемы являются системной проблемой. На нее указали 77,1% участников. Это влияет не только на восприятие маршрутов, но и на желание возвращаться.
Большой проблемой для туристов является слабая информативность.
Впрочем, это касается не только для категории спортивных туристов и экстремалов, но и для всей отрасли туризма в целом.
Для многих туристов основным источником информации о маршрутах служат социальные сети — 46,4%. Друзья и знакомые – 26%, а также специальные сайты – 44%, что подчеркивает важность цифровых платформ и визуального контакта.
Что касается доступа к приграничным заповедным или иным ограниченным зонам, 27,1% туристов не сталкивались с проблемами, 21,9% обращались за помощью, а 19,8% столкнулись с длительными и сложными процедурами.
Однако 63% получили отказ без объяснения причин. Это указывает на наличие реальных бюрократических барьеров в доступе к таким территориям. Все это доказывает необходимость создания единой цифровой платформы с картами, логистикой и предупреждением о риске.
Серьезной проблемой безопасности туристы считают отсутствие спасательных пунктов и служб, таких оказалось 55,7%, погодные риски, лавины, наводнение отметили 52,6%.
В то же время стоит отметить недостаточную подготовленность туриста, таких оказалось 55% и высокую вероятность получения травм 42,3%. Риски нападения диких животных также были признаны значимыми, его отметили 21,6%.
Среди наиболее важных мер безопасности участники исследования назвали наличие медицинской аптечки — 64,3%, спутниковую связь или связь с экстренными службами — 62%, предварительную подготовку и изучение маршрутов — 62,2%, а также путешествия в группе, а не в одиночку — 62,2%.
Половина респондентов, 51%, считают важным обучение первой помощи. Это подтверждает осознание необходимости базовых медицинских навыков. Некоторые участники отдельно подчеркнули важность применения всех указанных мер в комплексе. Таким образом, участники понимают необходимость комплексного подхода к безопасности как важным для инфраструктуры, так и личной подготовки.
Уровень безопасности активного туризма в Узбекистане крайне низкий.
Всего лишь 10,5% участников исследования оценили общий уровень безопасности активного туризма как высокий. Подавляющая масса туристов (43,2%) считают уровень низким и 35% считают средним. Около 15% затруднились ответить. Это может указывать на нехватку информации или опыта.
Одним из условий для дальнейшего развития активного туризма участники считают упрощение разрешительных процедур. Так считают 47,9% туристов. Это говорит о том, что избыточная административная нагрузка и непрозрачность регламентов воспринимаются как сдерживающие факторы.
Ключевой запрос сформирован кратко. Нам не нужны запреты, дайте нам понятные правила и инфраструктуру.
Узбекистан обладает уникальным природным разнообразием, что создает благоприятные условия для круглогодичного развития активного спортивного туризма. География охватывает все регионы страны и позволяет формировать специализированные туристские кластеры.
При стратегическом подходе Узбекистан способен занять лидирующую позицию в Центральной Азии в этой сфере и обеспечить устойчивое развитие регионов. Развитие активного спортивного туризма в Узбекистане сопровождается множеством взаимосвязанных барьеров, от институциональных и правовых до инфраструктурных, экологических и информационных.
Надо прямо признать, что в настоящее время не существует комплексной стратегии с четкими сформированными целями, приоритетами и механизмом реализации.
Государственная политика в сфере туризма по-прежнему сосредоточена на культурно-исторических направлениях, тогда как активный спортивный туризм остается вне фокуса.
Слабая межведомственная координация остается серьезным барьером. Взаимодействие между ключевыми государственными структурами не согласовано. Отсутствуют четкие регламенты о согласованности маршрутов, проведения мероприятий, допуска на природные территории, что создает иллюстративные барьеры и делает невозможным долгосрочное планирование.
Кроме того, отсутствует единый координационный центр, через который можно получить информацию, согласовать маршруты и оформить необходимые разрешения. Развитие спортивного туризма мешает отсутствию профильных институтов. Не создана Федерация спортивного туризма. Региональные клубы отсутствуют, МКК и система категории маршрутов, что делает невозможным развитие по международным стандартам.
Региональные клубы отсутствуют, МКК и система категории маршрутов, что делает невозможным развитие по международным стандартам. Активный спортивный туризм практически лишен системной государственной поддержки. Отсутствуют субсидии, гранты, а гражданские волонтерские структуры не вовлечены в развитие сектора. Отсутствует система учета и мониторинга, нет статистики по туристским потокам, не проведена паспортизация маршрутов и не создана цифровая карта с их классификацией и инфраструктурой, что затрудняет планирование управления.
Одной из проблем обеспечения безопасности в активном спортивном туризме является низкий уровень профессиональной подготовки кадров. Отсутствует единая система подготовки кадров и аттестации гидов и инструкторов-проводников.
Нет системы сертификации гидов, аналогичной международным стандартам и требования допуска к работе. Большинство инструкторов не обучены навыкам оказания первой помощи, действиям в ЧС, не владеют навыками риск-менеджмента и не несут юридической ответственности за туриста. Туроператоры, занимающиеся активными видами туров, не все придерживаются обязательных протоколов безопасности.
Практически не проводится предварительный инструктаж, проверка снаряжения, медосмотр участников, регистрация маршрутов, страховка эвакуации пострадавших. Частные страховые компании не покрывают риски, связанные с активным и экстремальным туризмом, что исключает финансовую и медицинскую защиту туристов и организаторов.
Нет системы автоматического оповещения о погодных условиях. Актуальная метеоинформация не доводится до инструкторов-проводников и туристов, не ведется предварительная оценка маршрутов на предмет лавиноопасности, угроз, опасности на паводках и снежных заносов, и других стихийных угроз.


Отсутствие нормативной методической базы.
Не разработаны регламенты, определяющие обязательные правила подготовки, регистрации и проведения многодневных активных маршрутов. Требования к составу аптечки и к средствам связи, к экипировке в зависимости от категории маршрута.
Правила проверки состояния здоровья, наличия плана действий в чрезвычайных ситуациях. Отсутствие правового статуса организаторов маршрутов и нормативной регламентации деятельности инструкторов, проводников и гидов лишает систему механизма контроля за их квалификацией и юридической ответственностью за обеспечение безопасности туристов.
Проблемы связи и медицины. Во многих горных и отдаленных регионах отсутствует стабильная мобильная связь, что делает невозможным оперативную подачу сигнала тревоги. В туристских активных районах не предусмотрены мобильные или стационарные пункты оказания первой помощи, что увеличивает риск осложнений при получении травм. Административно- правовые барьеры. Доступ к приграничной зоне. Процедура получения разрешения от погранслужб остается непрозрачными, нецифровизированными и затяжными.
Ранее открытые маршруты могут быть закрыты без официального уведомления туристского сообщества, что нарушает правовую определенность. Проблемы с доступом к охраняемым природным территориям. Законодательство не предусматривает гибкость форм туристского использования территории особо охраняемой природной территории.
Отсутствует классификация зон по уровню антропогенной допустимости, как в международной практике, как там идет ядро, буферная зона и зона регулирования туризма. Нет установленной процедуры рассмотрения туристических маршрутов через заповедные зоны на предмет минимального воздействия, что делает невозможным устойчивое планирование туров через охраняемые экосистемы.
Частные владения и инфраструктурные ограничения доступа.
Переданные земельные владения в собственность нередко пересекаются с традиционными туристскими маршрутами. При этом владельцы в отдельных случаях ограничивают свободный проход, что создает барьер для доступа и нарушает непрерывность маршрута. Некоторые маршруты проходят вблизи стратегических объектов. Однако из-за отсутствия карты запрещенных зон и прозрачного порядка согласования туристы рискуют столкнуться с административными санкциями.
Отсутствие нормативной базы и цифровых решений.
Отсутствие законодательного механизма регистрации туристических групп на многодневные маршруты в отдаленные и потенциально опасные районы создают правовую незащищенность участников и затрудняют реагирование в чрезвычайных ситуациях.
Статус инструкторов-проводников остается неурегулированным. Отсутствует единая система аккредитации, сертификации и допуск, особенно для работы в охраняемых и приграничных зонах, что лишает их деятельности правового признания.
Отсутствует единая цифровая платформа для получения разрешений в пограничной и охраняемой территории, как в других странах. Нет официально опубликованных и регулярно обновляемых карт приграничных и охраняемых территорий, что создает правовую неопределенность для туристов и организаторов маршрутов.
Статус туристской инфраструктуры на охраняемых территориях остается неурегулированным. Отсутствует четкий порядок согласования между инвесторами, экологическими организациями и землепользователями. Инфраструктурные и логические ограничения.
Большинство природных маршрутов не оснащены базовой туристской инфраструктурой. Приюты, кемпинги, навигационные указатели, санитарные зоны, что снижает комфорт, безопасность и экологическую устойчивость туров.
Отсутствие навигации и маркировки на тропах приводит к дезориентации, травматизму и риску пропажи туристов. На популярных маршрутах отсутствуют контрольные посты, пункты регистрации, что усложняет управление потоками и регистрации при ЧС.
Дорожная изоляция и транспортная недоступность.
Плохое состояние дорог затрудняет доступ к природным объектам, особенно в горных районах. Отсутствие общественного транспорта большинства природных объектов ограничивает доступ для массового туризма, особенно молодежи.
Отсутствие велоинфраструктуры и возможности перевозки велосипедов в транспорте ограничивает развитие, имеется в виду, общественный транспорт.
Цифровая и телекоммуникационная отсталость.
В горных районах отсутствует стабильная связь, что исключает экстренную коммуникацию, подачу сигнала тревоги и оперативное информирование о происшествиях. Нереализованна система TPS-карт, маршрутов, онлайн-навигации, интеграции с экстремальными службами.
Отсутствует мобильное приложение с онлайн-доступом к информации о маршрутах, метеоусловиях и уровне опасности.
Энергетическая и техническая неустойчивость.
В туристических зонах отсутствуют базовые технические средства – электропитание, освещение или аварийные маяки. Практически отсутствует инфраструктура экстренной связи. Это радиосвязь, спутниковые станции, аварийные вызовы, что является критически важным в высокогорных маршрутах.
Инвестиционные правовые риски.
Из-за непрозрачных решений властей доступность к природным зонам может быть внезапно ограничена, что делает инвестиции в туристскую инфраструктуру рискованными. Отсутствует гарантия сохранности или компенсации инвестиций при изменении статуса маршрута или переводе его в охраняемые зоны.
Результаты проведенного исследования выявили ряд проблем, препятствующих развитию активного и экстремального туризма, и этим самым обладают высокой практической ценностью и прикладной направленностью.
Значение исследования заключается в его потенциале, служить основой для системных решений для государственного и регионального уровня. Эти полученные данные и выводы могут быть использованы при разработке эффективной государственной политики в сфере активного и спортивного туризма, совершенствовании нормативно-правовой базы с учетом актуальных условий и потребностей отрасли, создание целевых программ и проектов по развитию туристской инфраструктуры, привлечение инвестиций в регионы с высоким туристским потенциалом, повышение качества туристских услуг и обеспечение безопасности туристических услуг.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора