back to top
31.5 C
Узбекистан
Пятница, 27 июня, 2025

В сфере услуг Узбекистана, туризм занимает лидирующие позиции

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,640ПодписчикиПодписаться

Туристические  услуги стали одним из быстрорастущих направлений — с 2017 года объёмы сектора выросли в 2,1 раза, а в 2024 г. туризм занял лидирующую долю в структуре сектора услуг.

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) при Кабинете Министров Республики Узбекистан провели анализ основных результатов развития сферы услуг в Узбекистане в 2017-2024 гг.

Сфера услуг в Узбекистане демонстрирует устойчивый рост и становится важным драйвером роста экономики, занятости и качества жизни. В 2024 г. доля сферы услуг в ВВП достигла 47,4% (против 41,6% в 2020 г.), в занятости — 55,4% (против 49.8% в 2017 г.) или 7,9 млн чел., а численность предприятий услуг увеличилась с 2017 г. в 1,6 раза — до 310,8 тыс. единиц.

По оценкам Всемирного банка, в 2017-2023 гг.  в Узбекистане отмечались наиболее высокие темпы роста  добавленной стоимости в секторе услуг в Центральной Азии —  6,5% в год (Для сравнения: Казахстан – 2,5%, Кыргызстан —  3,1%, Таджикистан —  5,2%).  Общий объем оказанных услуг в стране за последние 8 лет увеличился в 2,5 раза, особенно в таких отраслях как финансовые услуги — рост в 7,6 раза, информатизация и связь — в 4,9 раза, образование — в 3,2 раза.

Узбекистан занял 40-е место (из 78 стран) в Глобальном индексе местоположения услуг (Kearney Global Services Location Index, GSLI 2023), по последним оценкам которого одной из сильных сторон страны является её финансовая привлекательность для бизнеса.

Активное развитие цифровизации и онлайн-услуг отражается в росте доли информационной экономики и электронной торговли в ВВП до 3,7% (с 2.2% в 2017 г.).  Объём рынка электронной торговли в 2023 г. превысил 1 млрд, долларов США. 

В Индексе зрелости цифрового управления (GTMI, 2024 г.) Узбекистан расположился на 43-м месте, поднявшись на 37 позиций с 2020 г.

В Индексе электронного участия (E-Participation Index) страна достигла 53-го места, поднявшись на 2 позиции с 2022г.), и сохранив статус страны с высоким уровнем развития цифровых услуг (оценка — 0,699).

Туристические  услуги стали одним из быстрорастущих направлений — с 2017 г. объёмы сектора выросли в 2,1 раза, а в 2024 г. туризм занял лидирующую долю в структуре сектора услуг – 22,4%. Узбекистан принял 8 млн туристов, заняв первое место в Центральной Азии по темпам роста потока туристов — 20,1% в год.

В Индексе развития туризма и путешествий (Travel & Tourism Development Index, TTDI) страна заняла 78-е место среди 119 стран, улучшив позиции на 16 пунктов  только в одном 2024 г. Эксперты связывают такой прогресс с развитием туристической инфраструктуры, цифровых сервисов (онлайн-бронирование, виртуальные туры) и упрощением визовых процедур (e-visa).

В Индексе эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) страна заняла 88-е место среди 139 государств, улучшив результат на 11 позиций по сравнению с  2018 годом и заняв 5-е место среди СНГ и 2-е место в Центральной Азии. Особенно заметен прогресс по показателям эффективности таможенных процедур, степени интеграции логистических цепочек в международную торговлю и качеству логистических услуг.

Экспорт услуг в 2024 г. достиг 7,2 млрд долл. США, что более чем в  6 раз превышает уровень 2017 года и составляет 26,7% от всего экспорта страны,  В структуре экспорта услуг основу составляют: туризм — 3,5 млрд долл. США (48,8% экспорта услуг) и транспорт — 2,6 млрд долл. США (35,7%).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Акрамжон Неъматов: «Консолидирующаяся Центральная Азия — модель формирования новой архитектуры межгосударственных отношений»

23-25 июня 2025 года в Москве прошёл ежегодный XI международный научно-экспертный форум «Примаковские чтения», организованный ИМЭМО РАН. Среди участников...

Больше похожих статей