На пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса обсудили задачи, стоящие перед Сенатом и местными Кенгашами народных депутатов. Они связаны с приоритетами, обозначенными Президентом Шавкатом Мирзиёевым на заседании Национального совета по противодействию коррупции.
За последние годы в стране сформирована законодательная база, проведены институциональные реформы и приняты конкретные меры по борьбе с коррупцией. Было принято около 10 законов, утверждены 10 указов и постановлений президента, 2 постановления правительства, более 20 ведомственных документов и 2 государственные программы.
Ключевые законодательные инициативы
Приняты законы, направленные на борьбу с коррупцией. Среди них:
- Закон «О противодействии коррупции», который определяет основные направления политики в этой сфере;
- Закон «О государственной гражданской службе», включающий механизмы предупреждения коррупции среди госслужащих;
- Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов», предусматривающий анализ законодательных инициатив на предмет коррупционных рисков.
Созданы Национальный совет по противодействию коррупции и его региональные представительства. В Совет включены руководители госорганов и представители гражданского общества, что позволило наладить координацию между всеми заинтересованными структурами.
Кроме того, образовано Агентство по противодействию коррупции, которое отвечает за реализацию государственной политики в этой сфере. Введена практика подготовки и представления Национального доклада о коррупции в Олий Мажлис. В 117 госорганах, включая банки, созданы службы внутреннего антикоррупционного контроля (комплаенс-контроля).
Существующие проблемы
Несмотря на проделанную работу, в этой сфере остаются значительные проблемы. Среди них:
- бюрократия и нарушения при выдаче разрешений на строительство;
- недостаточная работа по предупреждению коррупции, упор делается на выявление уже совершенных преступлений;
- слабый контроль со стороны подразделений внутреннего антикоррупционного надзора;
- недостаточное изучение международного опыта Агентством по противодействию коррупции;
- высокий уровень коррупции в здравоохранении (527 случаев), занятости (447) и банковской сфере (434);
- бытовая коррупция в махаллях при получении лицензий, подключении к инфраструктуре, оформлении льготных кредитов и приеме на работу.
Следователи, прокуроры и судьи ограничиваются вынесением представлений по выявленным случаям, а деятельность региональных советов по борьбе с коррупцией остается неэффективной. Органы власти не имеют четкой системы оценки качества госуслуг, а работа прокуратуры и правоохранительных органов по предупреждению коррупции не соответствует требованиям.
Необходимые реформы
Сенаторы подчеркнули, что необходимо:
- совершенствовать антикоррупционное законодательство;
- активизировать профилактику преступлений в регионах, в том числе бороться с бытовой коррупцией;
- внедрить систему индивидуальной работы с лицами, совершившими преступления;
- повышать правовую грамотность населения и формировать нетерпимость к коррупции;
- усилить деятельность региональных антикоррупционных советов.
По итогам обсуждения Сенат принял постановление, направленное на реализацию приоритетных задач по борьбе с коррупцией и предупреждению преступлений.