back to top
2.5 C
Узбекистан
Понедельник, 24 февраля, 2025

Оптимизация управляющих компаний: согласны ли собственники жилья?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,330ПодписчикиПодписаться

В нашу редакцию обратилась группа председателей ТСЖ и домов на непосредственном управлении с просьбой помочь в освещении ситуации, складывающейся в столице вокруг укрупнения управляющих сервисных компаний.

Вначале отметим, что в ноябре 2019 года вышел Закон Республики Узбекистан «Об управлении многоквартирными домами», в статье 8 которого говорится:

«Управление многоквартирным домом может осуществляться: 

непосредственно собственниками помещений (далее – непосредственное управление многоквартирным домом);

юридическим лицом – управляющей организацией или физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) – управляющим на основании договора (далее – управляющая организация или управляющий);

товариществом собственников жилья – некоммерческой организацией, объединяющей собственников жилых и нежилых помещений в одном или нескольких компактно расположенных многоквартирных домах (далее – товарищество)».

В статье 4 того же Закона сказано:

«Основными принципами управления многоквартирными домами являются:

свобода выбора способа управления; самоуправление; коллегиальность; открытость и гласность; организационная и финансовая самостоятельность; систематическая отчетность перед собственниками помещений».

Закон действующий, изложено в нем все предельно ясно. Однако, начиная с осени 2024 года, председатели ТСЖ и советов домов на непосредственном управлении стали сталкиваться с проблемами, корни которых лежат в так называемой оптимизации управляющих компаний. 

Что это такое? По сути, это укрупнение, то есть ТСЖ, дома на непосредственном управлении, а также небольшие управляющие компании теряют свои права и входят в структуру больших УК.

Как это происходит?

По мнению жителей, в нарушение указанных выше статей действующего Закона, без ведома собственников жилья, без предупреждения председателей ТСЖ, без протокола общего собрания по этому вопросу. Есть только акты комиссии хокимията о бесхозности домов, неподготовленности к зиме, которые подписывают либо председатель махаллинского комитета и семерка махаллей, либо начальник жилищно-коммунального отдела района и начальники коммунальных служб.

В январе мой дом без протокола, без предупреждения, на основании акта признали бесхозным и передали в крупную УК, которая сидит на картотеке, ничего не делает, пользуется дурной репутацией. Компании передали 149 домов, – рассказала учредитель и директор ООО «Элга хизмат олий фазилат» Феруза Арипбаева. – Два раза я ходила на прием в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Там сказали, что у меня нет техники и я не могу конкурировать с более крупными УК. Однако, приехав и посмотрев наш дом, замминистра меня похвалила, отметила, что я столько сделала без кредитов, но сказала, что ничем не может помочь, потому что нынешняя политика – укрупнение.

Касается укрупнение и жителей домов, которые уже входят в управляющие компании. Они вдруг выясняют, что их перевели в другую УК.

Когда пошла платить за коммунальные услуги, узнала, что наш биллинг перевели в другую УК без предупреждения жителей, без проведения собрания и составления протокола. Я как активистка дома собрала собственников жилья, и мы, как полагается, согласно закону 581, провели собрание. Мы не хотим переходить в ту компанию, которую нам навязывают, и потому пригласили на собрание управляющую компанию, которую выбрали жители, предварительно наведя о ней справки. Теперь мы бегаем с одного приема на другой, а перевода как не было, так и нет. Принимающие нас чиновники говорят: да, да, хорошо, все будет сделано. По факту ничего не делается и, как выясняется, права выбора у нас нет, – поделилась Елена Кондратьева.

 «Однодомников» и председателей товариществ больше всего возмущает, что попирают их право выбора, ставят перед свершившимся фактом перевода или вхождения в крупную УК. Почему они против укрупнения? Главная причина, по их мнению, заключается в том, что не будет прозрачности в расходах. Жители домов с точностью до копейки должны знать, куда идут их обязательные взносы, сколько потратили на крышу, ремонт кровли, уборку придомовой территории и т.д. 

У каждого из моих коллег раз в год, не позднее 60 дней после окончания предыдущего года, проводится обязательное отчетное собрание, где управленец, вне зависимости от формы управления, обязан отчитаться о понесенных расходах по дому, а также спланировать расходы и плановые работы на следующий период. К большому сожалению, в крупных управляющих компаниях, в которые входят 100-150 домов, такое собрание технически провести невозможно, – отметил председатель правления однодомного ТЧСЖ Игорь Петриченко.

По мнению жителей, в отчетах больших УК теряются люди, ради которых и проводятся реформы. В общей справке будет указано, что в стольких домах течет крыша, в стольких – нет отопления, без конкретики. При этом маленькие управленческие однодомные структуры знают, в какой квартире, на каком этаже по какой причине нет, к примеру, отопления, и стараются максимально быстро решить проблему, так как сами живут в этих домах. 

То, что в крупной УК большой штат сотрудников или большое количество техники, еще не предполагает хорошее качество обслуживания. Почему нам в этом отношении легче? Потому что мы каждый день заходим через один подъезд или во дворе дома встречаемся с нашим электоратом, теми, кто нас выбрал. И мы можем выслушать, что жителям не нравится в нашем управлении. У нас нет длинной цепочки: «напишите заявление, рассмотрим в установленном порядке, через 15 дней пришлем ответ». Мы с жителями на постоянной связи. Телефоны моих коллег «красные» целыми днями, особенно если возникают какие-то проблемы. Мы и в 2 часа ночи поднимаем трубку, и в 5 утра. Это в рабочем порядке, – подчеркнул Игорь Петриченко. 

Несмотря на все приведенные аргументы, председатели ТСЖ не считают, что укрупнение – это 100% плохо. Они убеждены, что собственники жилья должны решать, что для них лучше – непосредственное управление, товарищество или управляющая компания – только на основании протокола общего собрания, но не актов о бесхозности, не имеющих никакой юридической силы. Пусть будет конкуренция, и если люди увидят, что в крупной УК им будут предоставлять лучшие условия, то они сами пойдут туда, но не иначе.

Выход из сложившейся ситуации мы видим один – в законе об управлении многоквартирными домами написано, что решение о переводе из одного органа управления в другой принимают только собственники. Все должно быть по закону, – отметили все обратившиеся в редакцию председатели ТСЖ и домов на непосредственном управлении.

Динара Шамухамедова

Видео Михаил Довлатов

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дайте уже людям самим решать что они хотят управдяющие компании или самоуправление. Кто в доме хозяин?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Школьники из Узбекистана продолжат обучение в Южной Корее

Образование не имеет границ. Сегодня у талантливой молодежи открываются все больше возможностей для получения качественного международного образования. Самаркандский международный...

Больше похожих статей