Всевозможные рейтинги в общенациональных и всемирных масштабах проводятся известными и не очень изданиями, разнонаправленными исследовательскими центрами, фондами и даже букмекерскими конторами. Они могут удовлетворить любопытство едва ли не во всех сферах и областях современной жизни.
При очевидной зависимости итогов от предпочтений организаторов нельзя не оценить важную информационную составляющую этих интерактивных состязаний. Сама возможность легко и быстро найти во всемирной сети в полном объеме любые сведения стимулирует поиск в направлении: хочу все знать!
Например, о лучших городах мира. Но не с точки зрения их туристической привлекательности или возможностей «незабываемого шопинга по фантастически доступным ценам», а степени комфорта городской жизни для жителей.
По данным аналитической компании Economist Intelligence Unit и исследовательской фирмы BuzzData, Ташкент в 2012 году как единственный номинант из Центральной Азии занял 58 место в мировом рейтинге по благоустроенности городов в списке из 140 претендентов. Для объективности оценки организаторы включили специально разработанные критерии комфорта городской жизни. Их оказалось много. В том числе: количество зеленых насаждений, состояние окружающей среды, доступность общественного транспорта, близость к другим городам, историческая и культурная ценность памятников и современных сооружений. Большинству из них наш город соответствовал. Но комфорт – это ведь не абстрактные, а конкретные условия, в которых просто удобно жить.
Зеленые парки, скверы, аллеи, хорошо организованные пассажирские перевозки, сеть приближенных к жилым кварталам торговых и сервисных предприятий, нарядные новые детские площадки, семейные поликлиники – далеко не полный перечень объектов инфраструктуры, обеспечивающих жизнь города как единого организма и условия для его жителей. Но…
Предвкушение комфортного авиапутешествия разбивается в осколки от неудобств задолго до полета. Нагруженные в дорогу чемоданами, коробками, колясками пассажиры должны преодолеть неблизкое расстояние до аэровокзала, на себе волоча весь этот груз,
во-первых, из-за дефицита тележек. А, во-вторых, потому, что провожающие не могут пройти дальше пропускного пункта без билетов и помочь им. Особенно тяжким этот путь становится для пассажиров с детьми.
С такими же неудобствами все сталкиваются и при возвращении из полета. Особенно когда по расписанию в Ташкентском аэропорту приземляются с разницей в 5-10 минут сразу несколько самолетов разных авиакомпаний. Прохождение паспортного контроля становится испытанием на прочность духа и воли к победе. Почему-то только у нас резидентов Узбекистана и иностранных граждан без разграничений «приглашают» к общим окнам. А количество сотрудников пограничной службы, кажется, вообще не зависит от потока прибывающих. Иначе невозможно объяснить пустующие кабины в самый пик работы.
Ожидание багажа превращается в хаотичные перебежки от одной ленты транспортера к другой в полной неизвестности. На экранах мониторов информации о номере рейса нередко либо нет, либо она ошибочна. Таможенный контроль – очередное преодоление преград, вызванных организационными издержками.
На выходе свой багаж чаще всего приходится тоже нести самостоятельно: тележек привычно не хватает, а встречающим по-прежнему вход запрещен! Заметные исключения все же есть. Но не для официальных агентов столичных таксопарков или частных фирм-перевозчиков, что было бы очень удобно, а для ловких обладателей собственных авто, предлагающих подвезти даже на смешные расстояния за оглушительные цены.
Наблюдения нескольких лет убеждают в удручающей неизменности упомянутых ситуаций и вызывают много вопросов. В том числе наиболее принципиальный: неужели оправданное недовольство пассажиров, высказанное в частном порядке или изложенное в заявлениях, не обязывает руководителей всех служб международного аэропорта Ташкента превратить неудобства в комфортные условия?
Охрана объектов стратегического значения, к которым относятся аэропорты, в интересах безопасности страны и защиты населения, безоговорочно необходима. Но так ли невозможны компромиссы в решении этой важной государственной задачи, которые бы сохранили элементарные удобства для граждан?
Только самый рассеянный горожанин может не заметить масштабной работы по реконструкции действующих и прокладке новых дорог, особенно активной в последнее время. Автомобилисты отмечают преимущества движения по многополосным трассам, установленных разграничений встречных потоков и оценивают своевременность давно желанных перемен. А жители столицы с приятным удивлением обнаруживают широту открывшихся горизонтов городских панорам.
Но не менее важной частью городского пространства являются тротуары или пешеходные дорожки вдоль автотрасс и внутри жилых микрорайонов. Как оказалось, по технико-экономическим обоснованиям дорожного строительства, обустройство тротуаров является обязательной частью этой работы. Потому что тротуары – это элементы дороги, обеспечивающие безопасность движения пешеходов, и самостоятельно существовать не могут! Наш город в этом плане представляет собой абсолютное исключение. Разбитые, с глубокими ямами, острыми каменными выступами неизвестного происхождения, искореженные выступающими корнями деревьев, неоднократно перерытые и спешно забросанные мусором, так называемые, «пешеходные дорожки» представляют собой классический образец пересеченной местности, одинаково недоступной в любое время года! Это уродливое обрамление автомобильных дорог, особенно заметное на фоне их обновления, оскорбительно не только своим видом. Проблема состоит в том, что на тротуарах без автомобильных аварий получают серьезные травмы жители города. Вывихи, подвывихи, сложные переломы ног и рук, на которые опирается при падении человек, составляют значительную часть дорожного(!) травматизма. Жаль, что на этот счет, скорее всего, нет официальной статистики, а масштаб проблемы можно оценить только по свидетельствам сотен пострадавших. Она вполне могла бы стать темой научного исследования, результаты которого помогли бы, наконец, обратить внимание чиновников разного уровня на явное упущение в программе благоустройства города.
К проблемам тротуаров относится и незаконная парковка автомобилей на них, и тем более безнаказанные гонки по ним, заставляющие пешеходов в страхе быть раздавленными отпрыгивать в разные стороны. Неоднократные попытки обратиться за помощью к стоящим рядом сотрудникам ДПС в лучшем случае заканчивались беспомощным разведением рук – что я могу поделать? А между тем, например, во всех регионах Российской Федерации приняты ощутимые по сумме штрафы за такие «подвиги». На посторонний взгляд обустройство специальных выделенных пешеходных дорожек для тех, кто пользуется смартфонами на ходу в Бельгии, кажется надуманным излишеством. А на самом деле является конкретной мерой безопасности для жителей, предпринятой властями города в ответ на возникшую потребность. И это самое главное – горожане рассчитывают на внимание к их проблемам со стороны лиц, наделенных ответственностью за принятие решений.
Особое место в организации безопасного жизненного пространства в большинстве городов мира занимает выделение дорожек для велосипедистов. Причины, конечно, разные. В большинстве случаев, например, в Азии, где велосипед традиционно принят транспортным средством, это определяется необходимостью обеспечить значительной части населения возможность свободного перемещения по жизненным или производственным потребностям. В развитых странах обусловлено стремлением предоставить выделенные дорожки всем, кто просто любит совершать велосипедные прогулки по любимым местам города, считает это занятие полезным для здоровья и доставляющим удовольствие.
Евгения ДЕНИСОВА
Продолжение следует