Государственному симфоническому оркестру Узбекистана – десять лет. Сегодня трудно поверить, что этого замечательного коллектива не было в нашей республике. Созданный весной 2014 года как Молодежный симфонический оркестр Узбекистана, он в мае 2021 года получил новый статус и был преобразован в Государственный симфонический оркестр Узбекистана.
Этот коллектив возник, благодаря инициативе, настойчивости и таланту молодого музыканта и дирижера, народного артиста Республики Узбекистан Камолиддина Уринбаева, который собрал вокруг себя команду единомышленников, заразив их вирусом своего энтузиазма, и за очень короткий срок сделал одним из лучших в Узбекистане. Новый оркестр внес свежую нотку в культурную жизнь Ташкента и сразу завоевал признание узбекистанской публики, по достоинству оценившей его репертуар и профессионализм молодых музыкантов, которые каждое выступление превращают в потрясающее действо.
В честь 10-летия творческой деятельности коллектив запланировал провести Большой международный фестиваль симфонической музыки, который открылся 15 октября в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. Этот грандиозный музыкальный форум стал важным событием в музыкально-общественной жизни Ташкента: полный зрительный зал, прекрасная музыка и высокий уровень профессиональной подготовки исполнителей. В его программы включены произведения разных жанров, стилей и направлений. Из монументальных сочинений – «Реквием» Дж. Верди, Шестая симфония П. Чайковского и Пятая симфония Г. Малера, а в «Вечере мировых премьер» прозвучат Сюита №1 из балета «Шелковый путь Д. Сайдаминовой и опера-оратория «Усмон Насыр» Б. Турсунбоева. Кроме этого, слушателям будут представлены инструментальные опусы с солистами из ближнего и дальнего зарубежья, камерно-инструментальная музыка в исполнении ансамблей Государственного симфонического оркестра Узбекистана и уникальный проект «Симфония макома» с участием известных исполнителей традиционной музыки и макома. А завершится музыкальный форум 27 декабря ярким, радостным предновогодним концертом с увлекательной шоу-программой, в которой выступят звезды эстрады и оперной сцены Узбекистана.
Однако вернусь к первому фестивальному вечеру, программа которого открылась мировой премьерой: Государственный симфонический оркестр Узбекистана исполнил Увертюру композитора Узбекистана Хуршиды Хасановой, написанной к его десятилетию. Автор посвятила свой опус коллективу, его художественному руководителю и главному дирижеру Камолиддину Уринбаеву. С первых же тактов этого опуса начался момент волшебства и магия маэстро. Берясь за любое сочинение, будь то классическое или современное, он делает это с глубочайшей ответственностью. Весь смысл музыки и каждая деталь, проходя через его нутро, темперамент, мозг, пластику рук, обретают характер художественного открытия. Он умеет придать исполняемому произведению значительность, внести в музыку тот магический заряд, который необходим, чтобы она нашла путь к слушателю. В итоге, когда прозвучали последние такты Увертюры, зал взорвался аплодисментами.
Такая же реакция слушателей была и после исполнения «Феникса» для флейты с оркестром молодого словенского композитора Анже Розмана. Солистом выступил лауреат международных конкурсов, артист и представитель американской фирмы флейт Burkart, солист Катарского филармонического оркестра Александр Хаскин (Катар/Беларусь), которого называют музыкантом с необыкновенной энергией и актерским мастерством, полностью владеющим своим искусством. Он играл на флейте с такой энергией, такой точностью, такой страстью, что разгоряченный зал долго не хотел отпускать его со сцены, и Хаскину пришлось играть на бис.
Завершала программу Пятая симфония Г. Малера, представляющая собой уникальную музыкальную фреску, имеющую необычную структуру: она фактически состоит из пяти частей, объединенных автором в три больших раздела, – и является одним из наиболее исполняемых сочинений композитора. Ее исполнительская история знает многочисленные трактовки, порою противоречащие друг другу. Однако исполнение Уринбаева оказалось настолько убедительным, что трудно теперь представить себе что-либо иное. Оно заставило слушателей затаить дыхание – настолько Малер оказался шикарным.
Композитор Арнольд Шенберг в одном из писем Густаву Малеру написал: «Я видел вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с ее просветляющей, увлекательной радугой. Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьется, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил драму, истину…». Лучше, по-моему, не скажешь. И Пятая симфония в руках Уринбаева именно такие чувства и вызвала у слушателей, которые после ее заключительного аккорда устроили дирижеру и его оркестру овацию.
Настоящим праздником музыки стал и второй фестивальный вечер, в программе которого прозвучали Второй концерт для фортепиано с оркестром Ференца Листа (Ля мажор, соч.125) и Концерт для двух фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка (ре минор, соч.61). А в качестве солистов выступили замечательные музыканты, лауреаты международных конкурсов Ирэна Гульзарова (Швейцария/Узбекистан) и Юстас Дварионас (Литва).
Первой солировала наша землячка Ирэна Гульзарова, прилетевшая из Швейцарии, где она живет около двадцати лет. Лист – один из ее любимых композиторов, а с Государственным симфоническим оркестром Узбекистана и Камолиддином Уринбаевым она выступает не впервые, знает и маэстро, и его коллектив хорошо, так что на сцене Большого зала консерватории пианистка чувствовала себя в тот вечер комфортно и легко, а ее позитивный настрой передался публике.
Второй фортепианный концерт ведущего представителя музыкального романтизма Листа по праву снискал любовь и признание как исполнителей, так и слушателей. Его музыкальные образы ярки, они рельефно сопоставлены: конфликты броско очерчены, развитие стремительно, увлекает своей порывистостью, форма ясна, выписана «крупным штрихом». Партии солиста и оркестра предельно виртуозны и красочны — они выступают на равных основаниях, словно соревнуясь, оспаривая друг у друга проведение музыкальной мысли.
Очень мощная и жизнеутверждающая энергетика Ирэны Гульзаровой сродни автору концерта. Ей мастерски удалось передать ярчайшие и богатейшие краски огромной палитры чувств и эмоций данного опуса, его психологизм. В ансамбле с харизматичной солисткой не менее харизматичный дирижер и его оркестр наполнили зал живой энергией и эмоциями. Чувствовалось, они играли для публики, а не на публику. И зал принял это исполнение с восторгом и криками «Браво!».
Музыку Концерта для двух фортепиано с оркестром одного из самых обаятельных французских композиторов Пуленка отличает оптимистическое настроение, богатство и красота мелодий, за что его автор снискал славу «французского Шуберта».
Концерт исполнили Ирэна Гульзарова и Юстас Дварионас, поставив яркую точку в замечательном фестивальном вечере. Замечу, опус Пуленка требует от солистов больше навыков ансамбля, чем техники. Несмотря на то, что фортепиано чередует разговорные интерлюдии, традиционные каденции здесь отсутствуют. На протяжении всего концерта пианисты играют почти непрерывно, иногда без сопровождения оркестра. Пуленк создает драматичный, но очаровательный диалог между двумя клавишными и оркестровым ансамблем. Необычно, что в его оркестровке на первый план выходят деревянные духовые, духовые и ударные, отводя струнным непривычную второстепенную роль.
Концерт прозвучал потрясающе. И солисты, и оркестр были на высоте: они играли превосходно, с большим воодушевлением, полной отдачей. Нежно звучали в верхнем регистре скрипки, мягкими и веселыми были кларнеты и гобои. Это было чудесно! Солисты играли идеально, слившись в творческом созидательном процессе с дирижером и оркестром. Исполнение Двойного фортепианного концерта Пуленка вызвало в зале бурю восторга. И впечатление от игры исполнителей не исчезло и после концерта – оно еще долго волновало слушателей.
Незабываемым оказался и третий фестивальный вечер, благодаря особой атмосфере и ярким выступлениям. В его программе были заявлены два инструментальных опуса. Лауреат Государственной премии «Нихол» и международных конкурсов Муслимахон Махкамова (Узбекистан) исполнила Блестящую фантазию на темы из оперы «Фауст» Ш. Гуно для скрипки и оркестра Генрика Венявского (ля минор, соч.20), а лауреат международных конкурсов Наргиза Юсупова (Германия/Узбекистан) – Концерт для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара (ми минор, соч.85).
Польский скрипач-виртуоз и композитор Генрик Венявский считается одним из крупнейших скрипачей мира XIX столетия, представителем романтической школы. Его сочинения обогатили скрипичный репертуар, особенно в области виртуозной пьесы и художественного этюда.
Фантазию «Фауст» Венявский написал в 1865 году. Ее создание налагало на композитора большую ответственность, так как в этот период оперные фантазии уже выходили из моды, и простой набор оперных отрывков, украшенных виртуозными пассажами, не мог удовлетворить достаточно развитый вкус ни слушателей, ни самого композитора.
Поэтому в своем «Фаусте» Венявский пошел не по пути традиционного попурри, а решил создать подлинно художественное произведение, объединив отдельные номера в цикл. Он отобрал несколько ярких, контрастных по характеру тем: «демонические» куплеты Мефистофеля; светлые лирические темы широкого дыхания, связанные с любовной лирикой, и танцевальную тему – изящный вальс. Таким образом, в «Фантазии» три больших раздела, обрамленных романтически импровизационном вступлением и блестящей кодой. Такое строение приближает этот опус к трехчастному концертному циклу, в котором композитор проявил себя блестящим мастером колористического, красочного использования скрипки.
В сопровождении Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева в исполнении талантливой узбекской скрипачки Муслимахон Махкамовой – артистки этого коллектива, где она является помощником концертмейстера первых скрипок, и прозвучал этот один из сложнейших и виртуозных скрипичных опусов. Фантазия «Фауст» считается крепким орешком репертуара скрипачей. Венявский написал ее применительно к собственному исполнительскому стилю, для выявления своих виртуозных возможностей, которые, казалось, не имели границ. Недаром его называли волшебником. Однако Махкамова с первых же минут захватила слушателей, увлекла их, затронув сокровенные струны человеческой души. Они слушали ее, затаив дыхание. Молодая скрипачка виртуозно исполнила «Фауста», подтвердив свой профессионализм умением мастерски доносить до слушателей все сложнейшие и тончайшие нюансы музыкального произведения Венявского, по окончании которого зал разразился овациями.
Поразила своей игрой другая наша землячка – Наргиза Юсупова. Она исполнила Концерт для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара – британского композитора романтического направления, который писал музыку во всех современных ему жанрах, кроме оперы. Некоторые из его крупных оркестровых работ, в том числе «Энигма-вариации» и «Торжественные и церемониальные марши», получили широкое признание.
Что касается Виолончельного концерта Элгара, то это его последнее крупное произведение, которое является краеугольным камнем репертуара сольной виолончели. Композитор сочинил этот опус после Первой мировой войны, когда его музыка уже вышла из моды у публики, посещающей концерты. Премьера состоялась в конце октября 1919 года в Лондоне под управлением автора, солировал Феликс Салмонд. Однако она потерпела фиаско, потому что Элгар и исполнители были лишены достаточного времени для репетиций. И только в 1960-х годах это произведение после записи великолепной Жаклин дю Пре привлекло внимание публики и стало классическим бестселлером. Концерт отличается от сочинений предыдущих лет строгостью тона и неизменной серьезностью. Композитор обращается здесь к традициям Чайковского, Дворжака, Грига.
Сегодня этот концерт, наряду с Дворжаком, стал одним из двух наиболее часто исполняемых концертов для виолончели в международном репертуаре. Вот и фестивальный не стал исключением. Концерт был исполнен Наргизой Юсуповой и оркестром профессионально, интересно. В первую очередь стоит отметить, что солистка и оркестр составили прекрасный ансамбль, хорошо слышали друг друга. Оркестр ни разу, даже на форте, не заглушил ее – в этом безусловная заслуга маэстро Уринбаева. Соблюсти динамический баланс было непросто, тем не менее, во всех tutti Наргиза Юсупова была прекрасно слышна. Ее игра отличалась глубочайшей эмоциональностью, порою граничащей с трагичностью. Она без видимых усилий преодолевала и виртуозные сложности. Ее виолончель даже на форте звучала благородно, ей не нужно было форсировать звук, благодаря деликатному аккомпанементу оркестра.
Слушатели наградили Наргизу Юсупову бурными аплодисментами и долго не отпускали со сцены. В итоге она исполнила на бис Прелюдию (Соль мажор) из Сюиты №1 И. С. Баха, после которой третий фестивальный вечер завершился.
Однако точку этот музыкальный форум еще не поставил. Впереди нас ждут очередные концертные программы и фестивальные встречи!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Эргаша Каримова.