back to top
7.6 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Синтез» с химфака ТашПИ

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История сорок первая

Часть 1

Практически во всех источниках говорится, что «Синтез» — один из ведущих ансамблей Ташкента – появился в 1973 г. Дата неверная. Первый состав возник в 1969 г. В него входили: инициатор создания группы, студент архитектурного факультета ТашПИ Александр Зурабов — ударные, большой любитель Rolling Stones Ильдар Абдулкахаров – гитара, вокал и Леонид Игамбердыев — бас-гитара. Классический минимальный рок-состав: две гитары и ударные, по типу американской группы ZZ Top. Всех троих объединяло бунтарское желание играть тяжелый рок.   

Первые репетиции проходили на территории химического факультета, отсюда и «научное» название, которое в музыкальном смысле отражало так же стремление музыкантов к разнообразию стилей и музыкальных приемов на основе тяжелого рока. Предложил назваться «Синтезом» звукооператор группы Лев Черный, который потом уехал в Израиль.  

Первый состав коллектива был однозначно нацелен на хард-рок. Но внешние обстоятельства мешали музыкантом двигаться в этом направлении. Руководящие лица давили на репертуар. Своей аппаратуры у музыкантов «Синтеза» не имелось, как и у многих подобных любительских коллективов. Приходилось отрабатывать ее в клубах, где какой-никакой звук был. Директора клубов предоставляли музыкантам звукотехнику и помещение для репетиций, за это они должны были участвовать в конкурсах советских песен, играть их на официальных мероприятиях. 

Для «Синтеза» таким клубом стал ДК № 4 в районе Алайского базара, где навстречу музыкантам на вышеназванных условиях пошла директриса Аделия. К слову, дом культуры с таким номером до сих пор есть на карте Ташкента, но находится он на Каракамыше. Потом завязались деловые отношения с солидным проектным институтом Ташгипрогор, у которого был большой актовый зал для выступлений.

Постепенно обрастали техникой, инструментами. Зурабов теперь сидел за вполне приличной ударной установкой Trowa, производства ГДР (Германская Демократическая республика). Была такая страна в составе Восточного блока. В 1990 г. во время распада СССР ее поглотила Германия.

Когда в группу пришел клавишник Валерий Нойкин, его  инструментом стал качественный гэдээровский электрорган Vermona Matador 26, одна из последних моделей на то время. Кстати, его можно и сегодня купить в рабочем состоянии в Интернете на Avito. Фото из открытого источника.

Гитары, чаще всего, были у музыкантов свои – отечественные, или производства стран социалистического лагеря, но здесь таилась «засада». У инструментов слабым местом часто были слишком толстые нижние струны, которые резали пальцы. Ильдар Абдулкахаров нашел выход – он заменил  их на струны от рубаба. По качеству они однозначно превосходили не только струны советские, но и иностранного производства из соцстран. Около месяца ташкентские гитаристы не могли разгадать секрет необычно качественного звука «Синтеза» и отсутствия порезов у Ильдара, а когда тайна открылась, струны от рубаба стали в Ташкенте на время дефицитом.   

Магистральной линией своего развития участники первого состава «Синтеза» видели рок-музыку в формате таких ее исполнителей как Deep Purple или Led Zeppelin. Их музыку они снимали один в один. Около двух лет «Синтез» лавировал между хард-роком и советской песней. К тому времени на ансамбль обратили внимание в Узбекконцерте. Появился куратор, Евгений Ширяев, одновременно музыкальный руководитель ансамбля «Ялла». Его слово имело большой вес на эстрадной сцене Узбекистана. Он посоветовал пригласить в коллектив в качестве скрипачки и солистки Наталью Нурмухамедову, которая тогда училась на  втором курсе Ташкентской консерватории и проявила себя как перспективная певица.

За Натальей Александр Зурабов отправился лично. Открыв дверь, девушка обомлела, перед ней стоял один из самых известных рок-музыкантов Ташкента, реально звезда городского уровня.

 «Это было после городского конкурса в Институте связи, — вспоминает Наталья, — потом состоялось прослушивание в «Синтезе». Я спела, сыграла на скрипке и была принята в ансамбль. Пели битловские хиты, какие-то советские песни, например, «Черного кота» (супер-шлягер тех лет, муз. Юрия Саульского на слова Михаила Танича, авт.), исполняли дворовой репертуар, что-то сами сочиняли. Играли на свадьбах, зарабатывали на аппаратуру, там звучала своя музыка: русская, еврейская, армянская, греческая… Ташкент был многонациональный город. Позже появились духовые, У нас был очень дружный коллектив. Мы подходили друг другу не только как музыканты, но и по-человечески. Это было хорошее время». Наталья Нурмухамедова проработала в «Синтезе» до 1973 г., когда Батыр Закиров  пригласил ее в только что созданный Ташкентский мюзик-холл.

Кроме «Синтеза» Александр Зурабов создал в Ташкенте еще несколько музыкальных составов. Одним из них был ансамбль «Фаворит». Слева направо: Шамиль Фатухутдинов, Александр Зурабов, Иосиф Синаюк (конферансье), Владимир Лихштейн, Александр Лейбович. Фото из архива Бэлы Фельдман 

Между тем, внешние силы, не отвергая напрямую  хард-роковый  репертуар «Синтеза», требовали своих песен и Александр  Зурабов почувствовал, что задуманный им как рок-группа состав неуклонно превращается в ВИА. Это была не его песня. Вместе с клавишником  Валерием Нойкиным Зурабов покинул коллектив. Своим путем пошел автор «ноу хау» по использованию струн рубуба на гитаре Ильдар Абдулкахаров. Через некоторое время Зурабов и Нойкин стали участниками лучшей тогда ташкентской рок-группы «СКИФы». Чем, к слову, был недоволен отец Валерия – работник Центрального комитета компартии Узбекистана. Сыну, считал он, не по «статусу» играть рок-музыку.  В конце концов, он добился своего, Валерий «завязал»  с музыкой. 

После ухода Зурабова ансамбль возглавил молодой талантливый музыкант Улугбек Салихов (клавишные) — брат композитора Энмарка Салихова, затем его сменил Арсен Китанов.

Дальнейшая история «Синтеза» продолжилась без его основателей.

Александр ПОПОВ

Фото на заставке: «Синтеза» на пластинке-миньон (1974). Ранний, но не первый состав ансамбля. Слева со скрипкой Наталья Нурмухамедова, за ее спиной – Арсен Китанов, за ним Беньямин Муладжанов, в центре Шамиль Фатхутдинов, справа от него Булат Мустаев, крайний справа Эрик Зайнеев., последний сзади —  Виктор Трубников (?), перед ним Роман (?).

Фото из открытого источника.

* Примечание. Автор приложил все усилия, чтобы сведения, приведенные в статье, были достоверны, но за давностью лет не может гарантировать, что информация в этой публикации полностью корректна.

При подготовке публикации использованы также материалы статьи Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net.

Автор благодарит за помощь и участие Александра Зурабова, Бэлу Фельдман, Наталью Нурмухаммедову,

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Трагедия в Букинском районе: Минздрав сообщил подробности смерти 19-летней беременной женщины

В социальных сетях появились сообщения, что причиной трагедии могли стать действия медицинского персонала.

Больше похожих статей