Как известно, 27 октября 2024 года в нашей стране состоятся выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных советов. Кульминационным моментом выборов является голосование, т.е. непосредственное изъявление воли избирателей по поводу избрания достойного по их мнению кандидата в депутаты в соответствующие представительные органы Узбекистана. О порядке голосования, определения и опубликования результатов выборов рассказывает доктор юридических наук, профессор ТГЮУ Омон Закирович Мухамеджанов.
В Главе 10 Избирательного кодекса Республики Узбекистан (Ст.ст.49-58). «Организация и проведение голосования» устанавливается порядок голосования и определения результатов выборов.
Какие же требования предъявляются к голосованию? Как оно должно проводится?
Прежде всего, в данном Кодексе уделяется особое внимание месту и времени голосования.
Помещения участковых избирательных комиссий должны быть оснащены соответствующим образом. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные урны. Избирательные урны устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. В помещении для голосования не разрешается проводить никаких других политических акций. Ответственность за оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия. (ст. 49 Избирательного кодекса).
Голосование проводится в день выборов с 8.00 до 20.00 часов. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее, чем за десять дней до выборов. Голосование на избирательных участках, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, проводится в день выборов с 8.00 до 20.00 часов по местному времени в месте расположения данных избирательных участков. (ст.51 Кодекса).
Избирательном кодексом строго регламентируются действия участковой избирательной комиссииперед голосованием и в день выборов (Ст.ст.53,54 Кодекса). Помещение для голосования в день выборов открывается при наличии не менее двух третей членов участковой избирательной комиссии.
Процесс голосования, осуществляемый избирателем, должен состоять из следующих этапов (Ст.55 Кодекса):
- предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, члену избирательной комиссии;
- произведение им подписи в списке избирателей;
- получение избирательного бюллетеня;
- заполнение избирательного бюллетеня в кабине или комнате для тайного голосования;
- отметка в бюллетене фамилии того кандидата, за которого голосует избиратель в форме знак «+» или «» либо «х» в пустом квадрате, расположенном справа напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует;
- опускание заполненного избирательного бюллетеня в избирательный ящик.
В каких случаях избирателю разрешено получить помощь от при голосовании?
Согласно статье 55 Избирательного кодекса, избиратель, который не может самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или помещение для тайного голосования другое лицо по своему выбору, за исключением членов избирательной комиссии, наблюдателей и представителей средств массовой информации.
Данным Кодексом обеспечивается свобода волеизъявления избирателя путем запрещения:
- проведения в помещении для голосования каких-либо политических акций;
- присутствия при заполнении бюллетеня других лиц, кроме голосующего;
- участия лиц, входящих в избирательную комиссию, наблюдателей и доверенных лиц в оказании помощи избирателю по заполнению избирательного бюллетеня.
Сколько депутатов будет избрано от каждого округа по одномандатным избирательным округам?
Для проведения выборов депутатов Законодательной палаты будет создано 75 одномандатных избирательных округов. Одномандатные избирательные округа формируются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан раз в пять лет на основании предложений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского советов народных депутатов.
Избранным считается кандидат, получивший по отношению к другим кандидатам наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатным избирательным округам.
Почему бюллетени на этих выборах будут разного цвета?
На этих выборах бюллетени для каждого типа голосования будут разного цвета: бюллетень для одномандатного избирательного округа Законодательной палаты будет светло-голубого цвета, для единого избирательного округа – светло-зеленого, для выборов областных и Ташкентского городского советов народных депутатов – светло-желтого цвета, для районных и городских советов – светло-серого. Протоколы подсчета голосов также будут напечатаны в цветах, соответствующих бюллетеням. При хронометраже алгоритмов подсчета голосов на избирательном участке было отмечено, что с новыми бюллетенями сокращается время, необходимое для работы участковой комиссии.
Как организовывается голосование по просьбе избирателя на его месте проживания?
Согласно статье 56 Избирательного кодекса, если избиратель не может прийти на избирательный участок по состоянию здоровья или по другим причинам, участковая комиссия организует голосование на его месте проживания по просьбе избирателя. Для этого направляются как минимум два члена комиссии с переносной урной, соблюдая тайну волеизъявления избирателя. Наблюдатели и представители СМИ также могут присутствовать.
На какие моменты обращают внимание наблюдатели при голосовании
Необходимо отметить, что проведение голосования является самым важным объектом для изучения национальными и международными наблюдателями. Они обращают внимание на такие моменты как: труден ли доступ избирателей на избирательный участок, присутствуют ли на избирательном участке материалы предвыборной кампании, не ведется ли агитационная деятельность, оказывается ли влияние или давление на избирателей, точен ли список избирателей, как они регистрируются.
В день голосования наблюдатели, как правило, обращают внимание на внутреннюю планировку избирательного участка, может ли она гарантировать тайное голосование; их интересует допускаются ли избиратели в избирательные кабинки вместе, могут ли голосовать инвалиды и тяжелобольные, как и кем им оказывается помощь, обеспечено ли необходимое количество избирательных бюллетеней. Все эти вопросы должны находится в поле зрения и своевременно разрешаться участковой избирательной комиссией.
Очень важно правильно определить результаты голосования. Этот процесс должен отвечать принципам: законности, своевременности и последовательности, т.е. осуществляться только на основании положений избирательного законодательства, в установленные им сроки и соответствующими избирательными комиссиями.
Каковы функции участковой избирательной комиссии по подведению итогов выборов?
После окончания голосования и вскрытия избирательных ящиков участковая избирательная комиссия:
- устанавливает общее число избирателей на участке;
- определяет число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;
- устанавливает конкретное число избирателей, проголосовавших в день выборов по каждому избирательному округу и по каждому кандидату.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, составляемый по каждому округу, протокол подписывается председателем, его заместителем, секретарем, другими членами и представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Были ли изменения в категориях лиц, не имеющих права голоса на этих выборах?
Согласно последним изменениям и дополнениям в Избирательный кодекс, теперь право участвовать в выборах могут быть ограничены только те граждане, которые судом признаны недееспособными, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, и только на основании решения суда. В иных случаях ограничение избирательных прав граждан недопустимо.
Как показывает практика, проведение любых выборов требуют больших затрат как финансового, так и материально-технического характера. В связи с этим возникает вопрос: кто финансирует выборы?
В соответствии со ст. 98 Избирательного кодекса расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. Финансирование выборов и иная материальная поддержка кандидатов и политических партий за счет средств иностранных государств, их физических и юридических лиц и международных организаций запрещается.
Политические партии публикуют информацию о финансировании их участия в выборах на своих официальных веб-сайтах и в печатных изданиях в течение одного месяца после опубликования итогов выборов.
Постановление Центральной избирательной комиссии по итогам выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистана принимается не позднее десяти дней после выборов, публикуется (обнародуется) на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии и в других источниках.