back to top
12.2 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Выборы и наблюдатели

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Эффективным средством обеспечения открытости избирательной кампании является институт наблюдателей за выборами. Ибо для обеспечения демократических выборов необходима также сторонняя сила, как институт наблюдателей, основной целью которой является контроль над соблюдением законности при подготовке и проведении выборов.

Деятельность наблюдателей в ходе предвыборной борьбы, их присутствие на избирательных участках во время голосования создают атмосферу гласности, помогают повысить уверенность избирателей в справедливости выборов. Это позволяет   увеличить политическую активность граждан. Степень их участия в избирательном процессе, повышает доверие к выборам со стороны всех участников избирательного процесса.

     Несмотря на то, что наблюдатели не принимают непосредственного участия в организации процесса голосования и подсчете голосов, само их присутствие на избирательном участке способно предотвратить  нарушения процедур проведения выборов, а также свести к минимуму вероятность непреднамеренных организационных ошибок со стороны избирательной администрации.

Какие международные стандарты

по наблюдению за выборами

       Наблюдение за выборами международными организациями неотъемлемой частью избирательного процесса. В документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ «присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы.» В нем содержится призыв к участникам СБСЕ разрешить работу международных и внутренних наблюдателей на выборах в своих странах, а также соответствующим частным институтам принять участие в наблюдении за национальными избирательными процедурами.

     Международные стандарты избирательного процесса носят общий характер. Они представляют собой наиболее общие принципы, которых должны придерживаться государства при проведении выборов. К ним относятся периодичность выборов, подлинность выборов, свобода и справедливость выборов, всеобщее и равное избирательное право и тайна голосования.

    Международные организации разработали различные правила на основе Декларации ООН о принципах международного наблюдения за выборами от 27 октября 2005 года и приложение о «Кодексе поведения международных наблюдателей за выборами». Деятельность международных наблюдателей основана на этих международных документах и нормативных документах, относящихся к национальному избирательному законодательству государств.

Права и обязанности наблюдателей по

избирательному законодательству Узбекистана

    Согласно ст. 8 Избирательного кодекса Узбекистана во всех мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также на избирательных участках в день выборов и в ходе подсчета голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, а также наблюдатели от других государств и международных организаций.

    Наблюдатели осуществляют свою деятельность на основании мандатов соответствующих комиссий. Мандаты наблюдателей от других стран и международных организаций выдаются ЦИК Узбекистана.

     После объявления о начале избирательной кампании ЦИК направляет приглашения иностранным избирательным органам и международным организациям через Министерство иностранных дел. МИД также может пригласить иностранных (международных) наблюдателей на выборы по собственной инициативе или по предложению органов государственной власти, министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, других организаций и учреждений.

    Иностранные государства и международные организации могут также обращаться в МИД для участия в выборах в качестве иностранных (международных) наблюдателей. Иностранные государства и международные организации должны предоставить соответствующие документы не менее чем за десять дней до дня голосования.    Международные наблюдатели делятся на долгосрочных и краткосрочных наблюдателей. Долгосрочные наблюдатели приезжают за 6-8 недель до дня выборов, а краткосрочные наблюдатели — за 3-5 дней до дня выборов.

    В ходе наблюдения миссия оценит соответствие проведения выборов обязательствам Узбекистана перед ОБСЕ, другим международным обязательствам и стандартам демократических выборов, а также национальному законодательству. Наблюдатели будут осуществлять мониторинг основных аспектов выборов, включая регистрацию избирателей, предвыборную кампанию, работу избирательных комиссий и соответствующих государственных органов. Эксперты миссии проанализируют избирательное законодательство и его применение, а также вопросы разрешения споров, связанных с выборами. Миссия также будет следить за освещением кампании в средствах массовой информации.

    В частности, 27 октября ожидается участие на выборах в парламент и местные Кенгаши в Узбекистане наблюдателей от Бюро Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи ОБСЕ, СНГ, ШОС, Организации исламского сотрудничества, ОТГ, других международных организаций и зарубежных стран. На предыдуших выборах например,    в 2015 году приняли участие 296 международных (зарубежных) наблюдателей, 2016 году 555 наблюдателей, в 2019 году –825, в 2021 году -971, в 2023 году приняли участие 797 наблюдателей.

    Международные наблюдатели, как и местные наблюдатели, пользуются теми же правами, установленными в избирательном законодательстве. В частности, международные наблюдатели имеют право участвовать в заседаниях ЦИК, областных, районных, городских, районных и участковых избирательных комиссий. Также в законодательстве закреплено право участие наблюдателей на собраниях, связанных с выдвижением кандидатов на местах и во встречах кандидатов с избирателями.

     Отдельная статья 33 в 6 главе Избирательного кодекса посвящена   наблюдателям от политических партий, органов самоуправления граждан, других государств и международных организаций. В соответствии с данной статей наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, а также от других государств и международных организаций осуществляют свою деятельность на основе мандатов, выданных соответствующими комиссиями.

   Заинтересованные организации заявляют о своих наблюдателях в избирательные комиссии не менее чем за десять дней до выборов. Избирательная комиссия в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации выдает для наблюдателя мандат. Наблюдателям от других государств, международных организаций мандаты выдаются ЦИК.

   Наблюдатели имеют право:

   -присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

   — участвовать в собраниях по выдвижению кандидатов, встречах кандидатов и политических партий (представителей) с избирателями;

   -присутствовать на избирательном участке, наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением кабин или комнат для тайного голосования и опечатыванием избирательных урн, за регистрацией граждан, выдачей им избирательных бюллетеней;

   -присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола избирательной комиссии;

   -запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов;

    -сообщать о своих наблюдениях в соответствующую избирательную комиссию, если есть основания считать, что на соответствующем избирательном участке были допущены нарушения требований настоящего Кодекса.

   Однако от наблюдателей требуется, чтобы они не вмешивались напрямую в эти процессы, то есть, чтобы выборы прошли естественным образом. Для обеспечения того, чтобы выборы были справедливыми, и чтобы избирателями был избран только наиболее подходящий кандидат согласно ст. 33 Избирательного кодекса, наблюдатели не могут предпринимать определенные действия. В частности, строго запрещено наблюдателям находиться в кабине или комнате тайного голосования  в день выборов, когда избиратель ставит отметку в бюллетене для голосования за кандидата по своему выбору.    

      Наблюдатели не могут распространять какие-либо агитационные материалы или литературу, спрашивать избирателей, как (за кого) они голосовали, или пытаться каким-либо образом помочь избирателям отметить бюллетень или иным образом влиять на граждан. Закон также запрещает любое вмешательство в деятельность избирательных комиссий, включая опечатывание урн для голосования, их вскрытие и прямой мониторинг подсчета голосов.

     Вышеуказанные права и обязанности имеют непосредственное отношение к зарубежным и международным наблюдателям, которые рассматривают наблюдение за выборами одной из важных задач в поддержке процесса демократизации. Наблюдение за выборами есть нечто большее, чем техническая процедура, так как оно прямо связано с соблюдением прав и свобод человека, оно может предотвратить их нарушение во время выборов.

    Таким образом необходимо отметить, что предвыборная деятельность в Узбекистане осуществляется активно и граждане готовятся сделать свой выбор для определения будущего вектора развития страны.

Омон Мухамеджанов-доктор юридических наук, профессор ТГЮУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Битва умов: филиалы российских вузов в Ташкенте сразились в интеллектуальном поединке. Репортаж

Представительство Россотрудничества и Союз молодежи НИУ «МЭИ» в Ташкенте провели Интеллектуально-развлекательные состязания (квиз) среди филиалов российских вузов в Узбекистане,...

Больше похожих статей