back to top
6.2 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Поп-музыка на «Шелковом пути»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться

История тридцать восьмая

В конце августа этого года на сайте авторитетного американского музыкального издания Billboard появился сенсационный анонс, записанного на виниле уникального альбома Synthesizing the Silk Roads, посвященного поп-музыке Узбекистана 80-х гг. XX века. Датой выхода в свет было означено 20 сентября 2024 г. Так и случилось. В назначенный день уже на сайте музыкальной компании Ostinato Records, где был записан альбом, было объявлено о том, что «Синтез на Шелковом пути» поступил в реализацию.

Полное название проекта:

Synthesizing the Silk Roads:

Uzbek Disco, Tajik Folktronica, Uyghur Rock & Crimean Tatar Jazz from 1980s Soviet Central Asia /

«Синтез на Шелковом пути»:

Узбекское диско, Таджикская фолктроника *, Уйгурский рок и крымскотатарский джаз в Советской Средней Азии в 1980-е гг.  

* Фолктроника — музыкальный жанр, включающий элементы народной музыки и электроники,

На двойном альбоме тиражом 2000 экз. представлены 15 треков 80-х гг. XX века:

SIDE A:

1. Насиба Абдуллаева – «Я потеряла мечту»

2. Анжелина Петросова – «Танцующий остров»

3. «Оригинал» — «Бу Нима Бу»

4. «Оригинал» — «Сен-Кайдан Биласан»

SIDE B:

1. Хурмо Ширинова – «Пайдот Кардам»

2. Наталья Нурмухамедова – «Наши ссоры»

3. «Боллар» — «Лола»

4. «Яшлик» — «Радость»

SIDE С:

1. «Минареты Несефа» — Инструментальная композиция

2. Махфират Хамракулова – «Я ждала тебя»

3. «Гюльшан» и Махфират Хамракулова – «Дождь»

 4. «Эфсане» — «Мейхане»

SIDE D:

1. «Оригинал» — «Бу Нима Бу» (Инстр.)

2. «Ариран» — «Помни меня»

3. Исмаил Джалилов – «Гузаль».

Послушать треки можно, если пройти по этой ссылке (https://ostinatorecords.bandcamp.com/album/synthesizing-the-silk-roads-uzbek-disco-tajik-folktronica-uyghur-rock-tatar-jazz-from-1980s-soviet-central-asia)

Фото с сайта Ostinato Records

«Синтез…» стал возможен благодаря энтузиазму и творческой энергии ташкентского коллекционера музыкальных раритетов советского периода Анвара Каландарова, который старательно разыскивает пластинки тех лет, выпущенные Ташкентским заводом грампластинок им. Муллы Ташмухаммедова. На сегодня их у него более двух тысяч.

«Я давно собираю пластинки, — говорит Анвар, — с упором на rare groove, редкую музыку с околоджазовым, фанковым звуком. Поначалу в этом коллекционировании «редкой музыки» не было глубинного смысла. Но в одной из бесед с супругой на эту тему, я вдруг понял, что хочу делиться своими открытиями с другими. Ведь когда наступили новые времена, оказалось, что той музыки как бы не было. Но она была.  Я хочу напомнить о ней в Узбекистане, хочу, чтобы о ней знали те, для кого Центральная Азия пока еще terra inkognito, чтобы ее услышали западные диджеи и любители музыки.

В прошлом году я написал основателю Ostinato Records Вику Сохони (Vik Sohonie). Он сразу же согласился, потому что уже давно собирался сделать проект, посвященный нашему региону. Это был мой не первый контакт с западным шоу-бизнесом. В моем активе уже было несколько миксов для американской радиостанции».

Сохони в 2016 г. впервые услышал узбекский Original. Группа сразу привлекла его внимание. «Когда Анвар обратился ко мне со своей коллекцией, мы поняли, что должны этим заняться, — говорит Сохони.  Мы фокусируемся на музыке мест, которые исторически были культурными перекрестками и где можно найти что-то необычное. Узбекистан, который был узловым этапом Великого шелкового пути, безусловно, к ним принадлежит». Осенью 2023 г. Сохони побывал в Ташкенте встретился с Анваром, своими глазами увидел картины современного Узбекистана, где сочетаются монументальные следы советской эпохи с исламской архитектурой, узнал подробнее о музыке минувших лет, в которой тесно сплетались национальные традиции многих народов волей судьбы, оказавшихся здесь. 

И вот проект реализован.

Анвар Каландаров представляет Synthesizing the Silk Roads в баре Madbrick, Ташкент. Фото из архива Анвара.  

В музыке, записанной на альбоме, много синтезаторного звучания, что придавало тогда этим трекам. особый, остросовременный колорит. Суперхит тех лет — «Бу Нима Бу» — записан в двух версиях: концертной и студийной. Заслуженно! Это была дискотечная бомба! Взорвали ее талантливый музыкант Даврон Гаипов и группа «Оригинал» из Карши. «Бу нима бу?» прикольно начинается с телефонного звонка и короткого разговора. Я обыгрывал это у себя в дискотеке в маленькой сценке. Ставил на колонку телефонный аппарат и, когда звучал звонок, в зале гас свет, прожектор высвечивал только меня, а я снимал трубку и «отвечал» голосом певца на весь зал: «Бу нима бу? Ким бу?». Потом как бы пропевал на узбекском несколько первых фраз песни и объявлял ее. Публика свистела и аплодировала.

В паре с «Бу нима Бу?» в моей дискотеке хорошо шла «Сен кайдан биласан?» — элегантный кавер Supernature французской диско-группы Cerrone, вышедший на миньоне «Оригинала» в 1982 г. На конверте, однако, было написано, что музыка «Сен Кандай биласан?» — народная. Это уже творчество редакторов Ташкентского завода грампластинок им. М. Ташмухаммедова, где вышла пластинка. К слову, у Girl – первой песни The Beatles, вышедшей в 1967 г. на фирме «Мелодия», были названы народными и музыка, и слова. Примечательно, что «Оригинал» на миньоне именуется не по-советски ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), а слегка на зарубежный манер — вокально-инструментальная группа (ВИГ), так называли тогда подобные ансамбли в Болгарии.  Таким образом, из 15 треков три принадлежат оригиналу. Солидно звучит!

«Сен Кандай биласан?» Узбекский кавер песни Supernature французской диско-группы Cerrone (1982).

За «Сен Кандай биласан?» каршинский «Оригинал» нередко называют основателем «спейс-диско» в СССР. Этому есть основания, по крайне мере один из основателей.  Ведь реально в начале 80-х гг. такую музыку в стиле «синти» играли и были известны во всесоюзном масштабе только латвийский Zodiac и литовский Argo. Добавим, что в Ташкенте еще во второй половине 60-х гг. любительская бит-группа «Синхрон» очень качественно играла «снятую» с западных образцов инструментальную бит-музыку – прообраз «синти» (выпущенные в ГДР альбомы Big Beat-1 и Big Beat-2).

В плейлисте альбома грамотно выстроен порядок представления треков, гармонично формирующий общее настроение от прослушивания. Сначала тон задает Насиба Абдуллаева с песней на фарси «Я потеряла мечту». Она начинается с красивых струнных переборов в сопровождении томительных «вздохов» индийского барабана табла. Песни звучат на узбекском, русском, уйгурском, крымско-татарском языках. Столь же разнообразна и музыка: в диапазоне от диско — ансамбль «Болалар», тяжелых аккордов уйгурской группы «Яшлик», заводного мотива «Наших ссор» Наташи Нурмухамедовой до инструментальной романтики «Минаретов Несефа» из Карши и эстрадного джаз-рока корейского ансамбля «Ариран» на русском языке. «Это очень разные артисты, — говорит Анвар Каландаров, — но на нашем альбоме они собрались вместе». Оттого столь красочна музыкальная палитра этой необычной работы.  

К альбому прилагается буклет, где сделана попытка нарисовать картину развития поп-музыки в Туркестане. Не со всем там можно согласиться, есть просто фактические ошибки, но отрадно, например, что начало дискотечного движения в Ташкенте отмечено 1976 годом. Тогда, осенью,  Первая ташкентская дискогруппа (тогда даже еще без названия) приняла участие в Первом межреспубликанском фестивале-конкурсе в Риге. Из Ташкента приехали три человека, в их числе автор этих строк, как ведущий. Перелет оплатил ташкентский горком комсомола. Рижские комсомольцы разослали приглашения по всему СССР, но, кроме прибалтийцев, на призыв откликнулись только ташкентцы. Из Риги был привезен специальный диплом. Благодаря ему ташкентские власти стали благосклонно относиться к дискоклубам, и спустя недолгое время их в городе было уже около двадцати. А ташкентская дискогруппа, приняв название «Ильхом», обосновалась в одноименном Клубе творческой молодежи в «Шодлике». Впоследствии ушла в свободной плавание уже как «Оникс».

Пока неизвестно, будет ли продолжение этого проекта, но очень хочется, чтобы он не оказался разовым. В узбекской музыкальной шкатулке есть еще много интересного.

Фото с сайта Ostinato Records

Александр ПОПОВ, бывший ведущий дискоклубов «Ильхом» и «Оникс», с благодарностью Анвару Каландарову.  

На заставке: Страница сайта журнала Billboard, где анонсируется альбом Synthesizing the Silk Roads.

На фотопосетители дискотеки «Оникс» в ташкентском Парке им. М. Горького (1982). Фото: дискотека «Оникс».   

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Вместе победили, вместе должны сохранить историческую память

В конце октября в Душанбе состоялся форум по сохранению исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах «Навстречу...

Больше похожих статей