Советское образование уже давно стало мировым брендом. Для кого-то со знаком плюс, для иных — со знаком минус. Что осталось от этой системы сегодня и удалось ли ее заменить чем-то равноценным? Вместе с тремя ведущими экспертами разбираемся в этом вопросе, а еще поделимся с вами фактами об образовании в Узбекской ССР, которых вы явно не знали.
Советское образование. Мода критиковать и ругать его не проходит в странах бывшего Союза несколько десятилетий подряд. И все в нем было не так, оказывается, как это принято называть, «по-совковому» — только муштра, дисциплина и вбивание детям в голову, что нужно ходить строем и быть как все, а личностью — ни в коем случае. К этим душераздирающим рассказам в последнее время прибавились истории о том, что в Узбекской ССР над детьми в школах вообще издевались — они постоянно собирали хлопок, а потому у них возникали пробелы в образовании…
А что было в реальности?
А в реальности Узбекистан тех лет совершал рывок за рывком в науке и искусстве. Выражение «Звезда Востока» про эту республику появилось не случайно — она была известна как цветущий край, где развивалось все — от сельского хозяйства до текстиля, от пищепрома до строительства, от медицины до кинематографа.
Иностранные гости, которых так любили привозить в Ташкент, удивлялись, слыша цифры — по данным, опубликованным в Большой советской энциклопедии, в 1897 году 98% узбеков не владели даже азами грамотности. Учеба в школе была показателем достатка — по состоянию на 1917 год, в школу ходили лишь 3% узбекских мальчиков. Высших учебных заведений в современном их понимании на территории современного Узбекистана не было совсем.
Все изменилось с приходом советской власти, которая провозгласила приоритетами бесплатное образование и медицину для всех. Начали с ликвидации неграмотности среди взрослых, особенно — среди женщин (в 1926 году образованными были лишь 7% узбекских женщин). Затем переключились на детей.
«Начало реформе системе образования в Туркестане положил приказ № 145 Совета народных комиссаров (правительства) Туркестанской автономной советской социалистической республики от 14-го мая 1918 года, которым было объявлено об организации советской общеобразовательной школы», — рассказывает известный историк Ринат Шигабдинов.
Уже в 1937 году в Узбекской ССР насчитывалось 939 тысяч учеников, через два года — 1,2 млн. Кроме этого, по всей республике появлялись детские сады и ясли (в середине 1970-х их количество перевалило за 5 тысяч), а также библиотеки — их было еще больше (более 6 тысяч).
Кстати, еще в 1918 году ЦИК Туркестанской республики ввел всеобщее обучение на родном языке — чтобы упростить учебный процесс для всех жителей многонациональной республики, узбекскую письменность перевели на алфавит, основанный на русской графике, с арабской вязи, которой не владели и сами узбеки.
В итоге к 1970 году грамотность населения Узбекской ССР почти достигла стопроцентного уровня — как уточняет выдающийся узбекский философ, историк, этнолог и социальный антрополог Валерий Хан, она составила 99,7%.
«По этому показателю Узбекистан обгонял ряд стран Западной Европы (уровень грамотности в Италии и Испании в эти годы составлял 90%, в Греции – 80%, в Португалии – 62%), не говоря уже о развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, — рассказываетон. — А если говорить о высшем образовании, то в 60-е годы, например, в 1963/64 учебном году в высших учебных заведениях Узбекистана на 10 тысяч человек обучалось студентов в 3 раза больше, чем в Италии, в 2,7 раза больше, чем в Англии, и в 2 раза больше, чем во Франции».
Подумать только — за 50 лет республика совершила такую революцию в образовании. Как это удалось?
Грамотный маркетинг
В советское время слово «маркетинг» не использовалось, однако в образовании он точно был, считает сооснователь и управляющий делами школы WIST Мухаммадали Хакимджанов.
«Советская система образования в первую очередь — это целая экосистема, которая объединила многие страны СССР. Все было четко запланировано по цепочке от начала, где создавалась основа механизма заканчивая до учеников. Советская система образования давала дисциплину, идеологию и мотивацию. То есть был метод пропаганды (маркетинг) — и он работал правильно: начиная девизом «Учиться, учиться и еще раз учиться!» и заканчивая значками октябренка, пионерскими галстуками», — объясняет он.
Более того, в СССР правильно позиционировали фигуру преподавателя.
«В СССР учителя и воспитатели считались элитой общества, педагогов уважали и превозносили за социально значимый труд. К педагогам приходили за советом, делились бедами. Классные руководители для многих советских школьников буквально становились вторыми мамами, отношения с которыми поддерживались на протяжении всей жизни», — говорит Хакимджанов. И, если вдуматься, он прав, потому что сейчас нередко можно услышать, что молодежь выбирает педагогическую специальность по остаточному принципу, потому что не получилось поступить на какую-то другую.
У самих школ тоже был правильный имидж. Советские школы часто называют школами жизни. «По сей день актуальны уроки труда, где дети учились готовить, вышивания, пользоваться с строительными инструментами, общественные работы (сбор макулатуры, соблюдения чистоты и порядка)», — перечисляет Мухаммадали Хакимджанов. К слову, мало кто обращает на это внимание — а оказывается, что волонтерство и экологическая повестка у нас стали трендом даже раньше, чем на Западе, просто назывались иначе.
Отложенный эффект
Развитие образования дало Узбекской ССР множество косвенных эффектов — во-первых, за счет строительства школ развивалась инфраструктура (многие школы советской эпохи работают в стране до сих пор). Во-вторых, росла продолжительность жизни, ведь в республике развивалась наука, которая влияла на систему здравоохранения. Например, именно в Ташкенте стали проводить уникальные операции на легких, и это была заслуга ученого Васита Вахидова, который вырос в кишлаке Чага, поступил в Ташкентский мединститут, а затем его разработки заметили в Москве.
Эти имена можно перечислять бесконечно. Биохимик Ялкин Туракулов, изучавший заболевания щитовидной железы, сотрудничавший с Парижем и получивший Ленинскую премию за вклад в науку, а это была высшая форма поощрения граждан Советского Союза за научные достижения. Ташмухамед Сарымсаков из села Шахрихан, ставший известным математиком и разработавший новые методы составления прогнозов погоды (некоторые из них используются по сей день). Абид Садыков, развивавший квантовую химию. Геолог Гани Мавлянов, который после ташкентского землетрясения в 1966 году исследовал устойчивость зданий, а затем стал директором Института сейсмологии и смог выявить неизвестные никому ранее признаки подготовки землетрясений. Или Галина Пугаченкова, создавшая учебник по археологии, по которому учились в вузах Средней Азии.
Образование в советском Узбекистане было поставлено на такой хороший уровень, что все эти люди достигли таких научных высот благодаря фундаменту, полученному в Ташкенте. Не нужно было никуда уезжать, чтобы получить знания, которые станут основой для самостоятельных исследований. Число вузов в Узбекской ССР росло год от года — к началу Великой Отечественной войны их было 30, а в 1942-м — уже 41, плюс 52 средних специальных учебных заведения. В Академии наук же работали тысячи людей — к концу 1980-х в 35 научно-исследовательских учреждениях под ее эгидой трудились 38 тысяч ученых. Более 15,5 тысяч из них стали кандидатами наук, а более 1,2 тысяч — докторами. Их труды были настолько весомыми, что с нашими учеными консультировались и сотрудничали зарубежные исследователи — например, специалисты по физике и химии из Восточной Европы, биофизики из ФРГ, астрономы и ядерные физики из Франции, разработчики теории вероятности из Японии и профессионалы в области солнечной энергии из США.
Время перемен
Конечно, у любой системы образования есть минусы, и у советской тоже. «Это классическая система механического транслирования при ответах на уроках, монотипность системы образования», — считает Валерий Хан. И в самом деле, с приходом цифровизации эти методы устарели.
Тем не менее, Узбекистану есть что взять из прошлых наработок, чтобы справиться с нынешней проблемой — отрывом науки от мировых достижений. Например, Узбекистан уже возвращается к узкоспециализированному техническому образованию — период, когда все хотели быть повально юристами и международниками, закончился, и выяснилось, что экономике страны не хватает технарей. Поэтому практика открытия ПТУ, или профессионально-технических учебных заведений выглядит сейчас весьма полезной — в 1976 году в Узбекской ССР работали 273 ПТУ, которые посещали 117 тысяч человек, и дефицита кадров не было.
Активно Узбекистан сотрудничает и с Россией, которая, зная о важности пополнения местных библиотек актуальной литературой, регулярно организует передачу художественной литературы для русскоязычных классов или специальные рабочие тетради по физике и математике в рамках проекта «Сила ума» (на полях тетрадей есть QR-коды, пройдя по которым, можно получить дополнительные уроки по этим предметам).
«Что нужно, чтобы улучшить уровень образования в стране? Повысить качество подготовки кадров в вузах (прежде всего, педагогических), — говорит Хан. — Отказаться от системы «бакалавр-магистр» или ввести ее частично. Перестроить систему повышения квалификации преподавателей. Важно повышение оплаты труда и статуса учительского труда при обязательном ведении мотивационной системы оплаты труда администрации и преподавательского состава образовательных учреждений».
Важно еще и не потерять то, что разрабатывали наши предки. Ведь чтобы получить новые знания, нужно бережно хранить старые.
не давайте читать это Алишу Кадырову ! вы что ? он с ума сойдёт ! Узбекская ССР униженна была ! правда кем ? как ? тем что народ и сейчас не против в те времена вернуться ? старшее поколение , молодому то мозги промыли уже!
Образование всегда идёт не разрывно с системой ценностей общества, и в капиталистическом обществе никакие советские наработки не могут работать априори. Мир капитализма , есть мир иерархии , и конкуренции среди индивидов, от чего никто никогда и ни где , не будет развивать массовое образование. Есть страны с большим количеством денег , которые приманивают лучших умов , которые самостоятельно или не очень достигли своего уровня. Имея больше денег ,имеешь больше шансов на лучшее образование, так формируется иерархия , если совсем много денег , то образование и не нужно , просто пинаешь директоров что бы те больше выжимали рабочих.
Эту статью надо, как учебное пособие, включить в обязательную программу не только для школьников, но и для наших депутатов, чиновников Минобразования, чтобы поняли в чём разница убитой советской системы образования и навязанной сейчас, когда школьники, студенты не знают элементарных вещей. Спрашивают, а зачем, видя, как прием на работу и дальнейший карьерный рост достигается за счёт кумовства, ладно, если бы еще подкрепленного знаниями. Так что, хорошая статья, но, видимо не для всех.
ВОТ ЭТУ СТАТЬЮ ДАЙТЕ ПОЧИТАТЬ АЛИШЕРУ КАДЫРОВУ, НЕНАВИСТНИКУ ВСЕГО СОВЕТСКОГО И РУССКОГО
1897 году 2 % — это русскоязычное население или изучившие русский язык, а остальные на арабской письменности писать и читать умели.
Сказка, придуманная советскими «просветителями». Мои прабабки и прадеды и их братья и сестры, и их родственники и соседи были грамотные, владели и арабским письмом, латиницей, а затем и кириллицей. Сначала посещали муллу, затем эти мактабы, где их переучивали и обращались как с неграмотными. Забудьте ваши совковые сказки
Не знаю, как ваши бабушки и дедушки, а моя бабушка и ее сестра не умели ни писать , ни читать! Ни на арабском, ни на каком другом! В те времена, в начале 20 века , т.е. 1912 году, когда моей бабушке было лет 10, никакой грамоте простых кишлачных детей не учили, а тем более девочек! Ее в 12 лет отдадут замуж, она тянула хозяйство на себе, бедный ребёнок! Какая грамота, какой арабский? Сказки твои ,как 1001 ночь! Сказочник! У тебя прадед небось муллой был или имамом , вот и знал письмо на арабском! А бедноте не светило никакой науки! И только Советская власть дала знания , грамоту, науку всем , одинаково , не выделяя никого, не разделяя на богатого или бедного! Грамотность населения, любовь к чтению , тяга к знаниям , все это о советских людях, в том числе и о советском Узбекистане!
Очень навредили образованию частые переходы с одной письменности на другую! Целые поколения отрезались от источников информации.
С точки зрения русских 3 % население знала русский язык. Они незнали, что около 60% население Центральной Азии могли разговаривать минимум на двух языках, а более 30 % трех и более. Умели писать на каждый десятый на арабскими буквами, потому что десятник и выше стоящием чиновникам это было обязательствам. Русские новерно имели виду женщин, а вот уних действительно 3 % грамотность было.
Хватит нести чушь про «советское образование»
Видели мы плоды этого образования, когда люди ставили банки с водой возле телика когда там выступали шарлатаны кашпировские да чумаки
Также мы её наглядно увидели когда разные доктора наук, разрушали всё сев на министерские кресла
Народ наш был грамотным и разговаривал в минимум в 3 языках в совершенстве, тогда как русские крестьяне даже по русски плохо говорили
Так что ваши сказки оставьте для себя, умных и толковых людей ваши сказки не купят
Моя мама была учительницей в узбекской школе в советское время Она ходила по домам и уговаривала родителей чтобы девочек отпустили в школу Значит были родители которые считали что девочкам школа грамотность не нужны Это факт
Сказочникам, которые не поняли суть статьи: Советы дали населению Узбекистана ОБРАЗОВАНИЕ и это не только знание языка, а изучение многих предметов, которые в той или иной сфере пригодились в дальнейшем. Причём, получение Образования было массовым, т.к. только с образованным населением можно достигнуть эффективного роста в благосостоянии страны. Недообразование населения приводит как раз к тому, когда основная часть населения вынуждена работать шестидневку, либо работать с превышением продолжительности 8-ми часового рабочего дня. А это приводит к тому, что родители вынуждены уделять своим детям мало времени и потом дальше идёт цепная реакция. Полемику можно продолжать долго, но, то, чего Узбекистан достиг за годы Мустакиллика , опираясь на базу, построенную при СССР, говорит само за себя, в хорошем смысле слова и это факт. А к комменту Альмиры — девочек где-то не пускали в школу, скорее всего из-за того, что эти родители, в силу разных причин, сначала видели в своих дочерях рабсилу, которую в скорости надо было выдать замуж. Как то так.