«С любовью и болью» первая версия названия киноленты, вышедшей на экраны в 80-е годы. Название «Шок» появилось позже, и, как говорят очевидцы, фильм поверг в шок своим содержанием.
Это история журналиста Мурада Якубова, который написал фельетон о взяточнике и клеветнике Нуриеве, по материалам парткомиссии.
Но позже, глубже вникнув в ситуацию, он понял, что оклеветал человека, пытавшегося изобличить мафию во главе с секретарем обкома Назировым. Нуриева сажают в тюрьму, а журналист, решая добиться правды, вступает в схватку с мафией.
Итог страшен, но доказывает, что не все вокруг клеветники и прихлебатели власти. Правда, честные люди нередко заканчивают так же, как герой «Шока», но на их место приходят другие.
В основе сценария лежат реальные факты – знаменитое «хлопковое дело».
Сыгравший главную роль, советский и узбекский актёр и режиссёр Рустам Сагдуллаев:
— Я не буду говорить о фильме, скажу о его создателях. Эта картина поставлена потрясающе, но, в те времена она была показана раза два, а потом снята с экранов. К сожалению, творческие люди тоже зависят от политики.
— А фильм очень злободневный, учитывая, что дело шло к перестройке. Я горжусь людьми, внёсшими свой вклад в эту работу — известный режиссер Эльёр Ишмухамедов, жена режиссера Джасура Исхакова — Мастура, сын Эльёра, сыновья и дочь Исхаковых — мы все участвовали и привлекали знакомых.
— Сегодня я смотрю на многое другими глазами, но даже теперь видно, что «Шок», это шедевр. И он полностью отражает замысел режиссёра.
Рустам Сагдуллаев рассказал о том, какие изменения произошли при выходе 4-х серийной версии:
— Мы с актером Равшаном Агзамовым хорошие друзья. Надо сказать, что перед мероприятием я немного застудился и поэтому опаздывал, думал что делать, как добираться, а он приехал и меня забрал.
— В фильме же он сыграл моего близкого друга, которому я прихожу и прошу: «Равшан, выручай», а он… мне отказал. Этот момент есть не в режиссерской, а в версии для показа. Именно там полно насыщенных эпизодов.
— Думаю, сегодня необходимо показывать такое кино. Люди будут смотреть, плакать и, при этом, благодарить.
Советский и узбекский актёр Равшан Агзамов:
— Жаль, что этот фильм так и не зазвучал с экранов. Когда 35 лет назад прошли съёмки, мы ждали его, и, в первую очередь, телевизионную версию. А её всё не было. Я был удивлён, но потом смирился с ситуацией. И вот, наконец, о нем вспомнили. Уверен, если не только узкий круг людей увидит этот фильм, я буду очень счастлив.
Супруга Джасура Исхакова, режиссёр радио в литературно-драматической и детской редакциях, журналист Мастура Исхакова:
— Помните тот момент, когда главный герой сидит и читает письма? Как раз тогда Джасур, за приличную плату, получил доступ в архив верховного суда.
— На основе этих документов он вносил дополнения в свой сценарий. Так что те письма, которые герой читал были настоящими. Когда фильм вышел мы ездили в Москву на премьеру, которая состоялась в Доме кино. Нас приняли очень хорошо.
— А через некоторое время в Узбекистане состоялся съезд народных депутатов и, как раз в это время по московскому телевидению демонстрировалась 4-х серийная версия, которая тогда называлась «С любовью и болью», ведь именно этими двумя чувсвами – любовью к своей родине и болью за неё — пронизно все произведение.
— И тут поднимает руку один из депутатов и говорит: «Почему во время съезда показывают анти-узбекский фильм?». И затем 10 лет Джасуру не позволяли снимать ничего, кроме документальных фильмов.
А Эльёр Исаакович Ишмухамедов уехал в Москву, где прекрасно работает иногда сюда приезжает, и даже ведёт ВГИКовские курсы, так что наша дружба продолжается. Но, этот фильм оставил очень глубокий след в душах.
Сын Джасура Исхакова, режиссер Сардор Исхаков:
— В «Шоке» мы снимались все понемногу. Я там появился один раз. Помню, что на тот момент к нему относились весьма доброжелательно, была перестройка и тему оценили очень высоко, мол, надо показывать такое. А потом всё резко изменилось и фильм попал под запрет.
— Увидеть его вновь удалось только сейчас, но, будем надеяться, что теперь он выйдет на большой экран, ведь тема очень актуальная. Спасибо всем, кто сегодня пришел на показ.
— Я помню, как папа делал фильм об академике Кары-Ниязове к его Дню рождения 2 сентября. Этот человек внес огромный вклад в науку, культуру и просвещение Узбекистана, но, о нём тоже молчали долгое время. Улицу, названную его именем, переименовали.
Воспоминание об академике Кары-Ниязове не случайны. Ведь это забвение, так же, несправедливость в отношении тех, кто, действительно, а не по команде и на бумаге, любит свою страну.
Поэтому, вечное спасибо создателям художественного фильма «Шок». Уверена, он будет принят и молодым поколением, так как актуален и сегодня. И, особая благодарность режиссеру за переданную атмосферу Ташкента конца 80-хх. Она невероятна!
Александра ФАЗИЛОВА